Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности по математике «Математика после уроков» подготовлена для учащихся 5–11 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2-го поколения. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО: личностных, предметных и метапредметных [1]. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Неоценим вклад математики в создание научных методов познания действительности. Осуществление внеурочной деятельности в условиях ФГОС предполагает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, на применении творческих форм организации внеурочной деятельности, способных привить интерес к математике, развить мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность.
Общая характеристика программы
В последние десятилетия усилия специалистов в области школьной математики и представителей из Министерства образования РФ, отвечающих за состояние образования в нашей стране, сосредоточены, главным образом, на решении трех основных задач: переходе на «Стандарты второго поколения»; включении профильного обучения в образовательную программу в ряде школ; внедрении ЕГЭ как основного показателя качества знаний российских школьников.
Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС более всего направлена на достижение планируемых результатов обучения: личностных, предметных и метапредметных. Внеурочная деятельность способствует развитию, раскрытию способностей и активизации познавательного интереса учащихся. Необходимо возродить лучшие традиции внеклассной работы по математике с учащимися, чтобы не потерять тех детей, которые (кто знает?!) в скором времени могут стать гордостью отечественной математической науки и тех, кто проявляет к математике живой интерес. При этом внеурочная деятельность через рассмотрение задач прикладного характера, через посещение предприятий, встречи со специалистами позволяет приблизить математику к жизни, делает эту науку более осязаемой для учащихся, усиливает их мотивацию знать эту науку.
Актуальность программы. Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету для будущей профессии. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию к изучению предмета «Математика» в частности.
Практическая значимость программы очевидна: развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к математической культуре, истории математических открытий, профориентационная направленность содержания. Творческий характер и многообразие форм деятельности способствуют благоприятной социальной адаптации в жизни. «Работа» в команде формирует качества толерантности, взаимопомощи, ответственности за свои знания, учит вести диалог, приучает к критической самооценке своих действий. Использование современных технических средств способствует совершенствованию информационной грамотности учащихся. Деятельностные технологии позитивно влияют на формирование социального здоровья учащихся, формируют потребность в самопознании, саморазвитии.
Связь сдругими программами: программа концептуально имеет прямую связь с программами, также направленными на формирование исследовательских навыков, на расширение и углубление математических знаний, на воспитание самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, интеграции с другими предметами через поисково-деятельностные технологии в программах «Твой исследовательский проект», «Космическая математика» и других.
Вид программы: авторская.
Новизна заключается в том, что программа разработана для семи параллелей: для учащихся 5–11 классов. Кроме того, программой предусмотрены конкретные формы проведения занятий.
Цели организации внеурочной деятельности:
1) развивать творческое, логическое, конструктивное мышление учащихся; математический кругозор, мотивацию к исследовательскому виду деятельности;
2) расширять и углублять знания и умения учащихся по математике, формировать навык планирования последовательности действий при решении задач, то есть алгоритмическую культуру учащихся;
3) воспитывать чувство гордости за математику в любом открытии; за ее прикладную связь с другими науками и практической жизнью человека, за отечественную математику;
4) активизировать познавательную, творческую и исследовательскую инициативу учащихся, навыки самостоятельной работы;
5) выявлять одаренных и вовлекать каждого учащегося во внеклассную деятельность — непременное условие для самореализации и саморазвития учащихся;
6) Способствовать личностному росту учащихся через вовлечение их в творческую индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность благодаря занятиям в математическом кружке;
7) воспитывать культуру общения (диалога): коммуникативность, толерантность, синтонность; а также культуру выступления, стиль, информационно-коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность на занятиях математического кружка;
8)формировать личностные компетентности учащихся, содействовать профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложений;
9) воспитывать волевые качества, настойчивость, инициативу.
Задачи по организации внеурочной деятельности:
Обучающие:
- Развивать познавательный интерес к нестандартным и усложненным задачам, содержание которых выходит за пределы учебника, решение которых требует знания новых методов, новых навыков, новых знаний, не предусматриваемых школьной программой. Формировать навык решения соответствующих задач. Выявлять логико-математические способности.
- Включать в познавательную деятельность по изучению прикладных вопросов математики («Булева алгебра», «Метод математической индукции» и других) всех учащихся.
- Формировать навык решения задач на применение принципа Дирихле.
- Формировать навык применения операций Булевой алгебры: конъюнкции, дизъюнкции, импликации и отрицания в прикладных задачах.
- Формировать геометрические (конструктивные) навыки учащихся через решение задач на «разрезание», «со спичками», «выбор пути» и другие.
- Формировать навык и умение решать текстовые задачи: на «движение», на «проценты», на «части», на «работу».
- Развивать мотивацию к исследовательской деятельности, к самостоятельности при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие.
- Развивать мотивацию к решению задач практического содержания: физического, экономического, химического, исторического профилей.
- Формировать умение рассуждать и навык решения задач по темам «Комбинаторика», «Графы», «Индукция», «Неравенства», «Инвариант», «Теория вероятности».
Воспитательные:
- Формировать гражданскую позицию, общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, навык здорового образа жизни;
- Формировать глобальное мировоззрение через занятия интегративно-математического содержания.
- Воспитывать патриотизм, гражданскую позицию по отношению к открытиям отечественной математики через включение учащихся в занятия по истории математики («Патриотическая математика»).
- Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание курса и практическую направленность занятий кружка.
Развивающие:
- Развивать личностные свойства: внимание, внимательность, память, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
- Формировать потребности в самопознании, саморазвитии.
- Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать умение алгоритмизации решения задач. Формировать навык построения «модели» решения задач.
- Развивать исследовательские навыки при решении задач занимательной арифметики, задач на последовательности, софизмы, ребусы, шифры, головоломки, переливания, взвешивания и другие.
- Развивать математико-интегративное мышление через решение задач практического содержания.
Отличительные особенности программы: программа составлена в полном соответствии с требованиями составления программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС 2-го поколения, содержит базовые теоретические идеи: развитие познавательного интереса к математике, углубление и расширение тем учебного курса, формирование УУД. Метапредметный, творческий, интегрированный и исследовательский характер деятельности позитивно влияют на формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, получение опыта самостоятельного общественного действия.
Ключевые понятия: мотивация, познавательная активность, УУД, ФГОС, деятельность, математическая грамотность, логика, метапредметность, поиск, исследование, интеграция, гражданская позиция, культура общения и поведения в социуме, диалог, самостоятельность, ответственность, активность, самопознание, саморазвитие, здоровый образ жизни.
Этапы реализации программы привязаны к годам обучения, вследствие, чего можно выделить 7 этапов: 5 класс — 1 этап, 6 класс — 2 этап и т. д., 11 класс — 7 этап. Это напрямую связано с диалектическим принципом «от простого — к сложному», взаимосвязью с темами, изучаемыми в классе: от класса к классу увеличивается багаж знаний, умений учащихся, благодаря чему учащиеся все более адаптируются к заданиям повышенной сложности и научно-исследовательской деятельности. Каждый этап рассчитан на 34 часа, а вся программа — на 238 часов, из которых 70 часов — аудиторных, а остальные — внеаудиторные активные (подвижные) занятия.
Формируемые универсальные учебные действия полностью отвечают задачам основной образовательной программы по основной школе, ФГОС, ООП и ООО [2].
Особенности возрастной группы. Программа построена с учетом возраста и психологических особенностей учащихся. Этим можно объяснить то, что основной формой внеклассной работы по математике с учащимися 5–7 классов может стать кружок, с учащимися 8–9 классов — турниры, конкурсы; с учащимися 10–11 классов — олимпиады, конференции, проектная деятельность, экскурсии, математические дебаты (совместные размышления, споры по той или иной математической проблеме). Набор детей — свободный, по желанию.
Режим занятий: в 1 час в неделю — в 5–7 классах, по 2 часа один раз в две недели — в 8–11 классах (каждый учитель вправе планировать и менять режим занятий по своему усмотрению).
Содержание программы
Тема I. «Логика исмекалка» (28 часов).
Элементы содержания: введение в тему, решение задач на внимание, внимательность, память; задачи на сравнение, решение задач на комбинации неравенств; взвешивания; комбинаторика-1: ключевые задачи; высказывания, Булева алгебра, виды логических операций и их свойства; сюжетные задачи; решение старинных задач; геометрические забавы.
Формы организации образовательного процесса: уроки-практикумы, конкурсы, интерактивный урок, соревнование, праздник, урок-презентация, моделирование, урок-сюрприз, урок-исследование, брейн-ринг.
Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.
Тема II. «Цифры ичисла» (68 часов).
Элементы содержания: введение в тему, цифровые задачи, арифметические курьезы; десятичная запись натурального числа; недесятичные системы счисления; числовые игры (ребусы, головоломки, шифры); софизмы и магические квадраты; перекладывания, перемешивания; простейшие графы-1; задачи на оптимизацию, алгоритм Ли; забавы великих (М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой); неопределенные уравнения; теорема Пифагора; полуправильные многоугольники, задачи на разрезание; построение с помощью циркуля и линейки; теорема Птолемея; геометрические измерения на местности.
Форма организации образовательного процесса: урок-сказка, урок-игра, урок-соревнование, проблемный урок, конференция, урок-симпозиум, лабораторная работа, смотр знаний, экскурсия, семинар.
Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, проектно-исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.
Тема III. Делимость иостатки (12часов).
Элементы содержания: введение в тему; остатки, четность-нечетность, признаки делимости; остатки, алгоритм Евклида; наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Форма организации образовательного процесса: обобщающий урок-практикум решения задач, исследовательский проект, математическая декада.
Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.
Тема IV. Вычисления (28 часов).
Элементы содержания: введение в тему;задачи на «движение», на «части», «среднее арифметическое»; решение задач на применение математики в физике, химии, экономике, истории, статистике; задачи на проценты в физике, химии, экономике, истории; теория множеств; круги Эйлера-Венна, пересечение и объединение; алгебраическая смесь.
Форма организации образовательного процесса: турнир, экскурсия, урок-практикум решения задач, устный журнал, политехническая викторина, КВН, деловая игра.
Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.
Тема V. Комбинаторика— 2 (34 часа).
Элементы содержания: введение в тему; математическая индукция; классические задачи, разные схемы ММИ; делимость, сравнение по модулю; диофантовы уравнения: задачи; уравнения в целых числах; исследовательский проект.
Форма организации образовательного процесса: уроки-практикумы решения задач, конференции, симпозиумы, проектная деятельность, уроки-семинары, уроки-презентации.
Вид деятельности: познавательная, учебно-тренировочная, исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение.
Тема V. Комбинаторика— 2 (43 часа).
Элементы содержания: введение в тему; треугольник Паскаля;правило произведения; сочетания, перестановки, размещения; встречи с преподавателями ВУЗ-ов; теория стратегии, шары и перегородки; бином Ньютона; теория вероятности в задачах; понятие инварианта; раскраска, инвариант — остаток; принцип крайнего.
Форма организации образовательного процесса: уроки-лекции, уроки-практикумы решения задач, уроки углубления, пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки-аукционы, проектная деятельность.
Вид деятельности: исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение. познавательная, учебно-тренировочная.
Тема VI. Графы— 2 (25 часов).
Элементы содержания: введение в тему; изоморфизм, формула Эйлера; ориентированные графы, топологические опыты и исследования; неравенства, индукция в неравенствах; исследовательский проект; алгоритмы и программирование.
Форма организации образовательного процесса: урок-демонстрация, урок-практикум решения задач; конференции, проектная деятельность, урок-исследование, урок-презентация, экскурсия.
Вид деятельности: исследовательская, творческая, проблемно-ценностное общение, познавательная, учебно-тренировочная.
Планируемые результаты испособы их проверки
Требования куровню освоения содержания курса. Врезультате изучения курса учащиеся:
- Расширяют представление о методах математики в познании действительности;
- Приобретают знания и навыки в решении нестандартных, в том числе олимпиадных задач.
Развивают умения:
- воспроизводить изученные понятия, алгоритмы решения задач с помощью нестандартных методов;
- анализировать и выбирать оптимальные способы решения нестандартных уравнений и неравенств;
- ориентироваться в информационном пространстве;
- точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, принимать решения;
- самостоятельно выдвигать гипотезы, логически обосновывать суждения, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, принимать решения.
Воспитывают:
- критическое мышление, умения в исследовательской, творческой деятельности;
- самостоятельность в конструировании своих знаний;
- самостоятельность в выдвижении гипотез, логических обоснований суждений.
Способыпроверки результатов. Итоги внеурочной деятельности подводятся на школьных, районных, городских, областных и Всероссийских олимпиадах по математике, а также на результатах участия на конференциях, турнирах, конкурсах. Но важнее всего — первоначальная рефлексия: каждый участник может сам себя оценить или это может быть коллективная оценка после каждого занятия.
Учебно-тематический план обучения
№ п/п |
Наименование тем |
Форма деятельности |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
5 класс(34 часа). Тема I «Логика исмекалка» |
|||||
1–3 |
Введение в курс. Проверь себя! (Решение задач на внимание, внимательность, память) |
Урок-практикум. Конкурс «Начинающий математик». |
3 |
0,5 |
2,5 |
4–6 |
Задачи на сравнение (Решение задач на комбинации неравенств) |
Урок-исследование. Брейн-ринг «Математическая мозаика». |
3 |
1 |
2 |
7–8 |
Взвешивания. |
Урок-соревнование. |
2 |
0,5 |
1,5 |
13–14 |
Комбинаторика-1. Ключевые задачи. |
Комбинированный урок. |
2 |
1 |
1 |
15–16 |
«Счастливый случай». |
Урок-игра. |
2 |
0 |
2 |
9–10 |
Высказывания. Булева алгебра. Виды логических операций и их свойства. |
Интерактивный урок. |
3 |
1 |
2 |
11–12 |
Путешествие в историю Булевой алгебры. |
Урок-презентация. |
2 |
0 |
2 |
17–18 |
Сюжетные задачи. |
Урок-практикум. |
2 |
0,5 |
1,5 |
19–20 |
«Математик — бизнесмен». |
Урок-игра. |
2 |
0 |
2 |
21–22 |
«В гостях у Алисы». |
Математический праздник. |
2 |
0 |
2 |
23–24 |
Решение старинных задач. |
Ролевая игра «Математический дилижанс». |
2 |
0 |
2 |
25–28 |
Геометрические забавы. |
Урок-моделирование. |
3 |
1 |
2 |
Тема II «Цифры ичисла». |
|||||
29–32 |
Цифровые задачи. Арифметические курьезы. |
Урок-практикум. |
4 |
1 |
3 |
33–34 |
«Математический бой» |
Урок-соревнование. |
2 |
0 |
2 |
Итого в 5 классе: |
34 |
6,5 |
27,5 |
||
6 класс (34 часа). Тема II «Цифры ичисла» |
|||||
35–36 |
Введение в курс. Десятичная запись натурального числа. |
Урок-сказка. |
2 |
0,5 |
1,5 |
37–40 |
Недесятичные системы счисления |
Презентация «Математика в современном мире». |
4 |
1 |
3 |
41–44 |
Числовые игры (ребусы, головоломки, шифры). |
Звездный час. |
4 |
2 |
2 |
45–50 |
Софизмы и магические квадраты. |
Урок-сюрприз. |
6 |
2 |
4 |
51–54 |
Перекладывания, перемешивания. |
Урок-практикум. |
4 |
1 |
3 |
55–58 |
Простейшие графы-1. |
Урок благотворительности «Лучшие маршруты». |
4 |
2 |
2 |
59–64 |
Задачи на оптимизацию. Алгоритм Ли. |
Урок-защита социальных проектов «Любимый город». |
6 |
2 |
4 |
65–68 |
«И алгеброй я лиру поверял…». История великих открытий. Великие математики. Женщины-математики. |
Урок-конференция. Математическая стенгазета. Форма выполнения: проектная деятельность. |
4 |
1 |
3 |
Итого в 6 классе: |
34 |
11,5 |
22,5 |
||
7 класс (34 часа). Тема II «Цифры ичисла» (продолжение) |
|||||
69–70 |
Введение в курс. Забавы великих (М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой). |
Урок-удивление. Экскурс в историю. |
2 |
1 |
1 |
71–74 |
Неопределенные уравнения |
Урок-симпозиум. |
4 |
2 |
2 |
Школьная математическая олимпиада. |
|||||
75–78 |
Теорема Пифагора. Поиск доказательств. Исследовательский проект. |
Смотр знаний (совместно с родителями). |
4 |
2 |
2 |
79–82 |
Полуправильные многоугольники. Задачи на разрезание. |
Урок-практикум. Моделирование наглядных пособий. |
4 |
1 |
3 |
83–84 |
Математика в профессии моих родителей. |
Экскурсия на завод «Прогресс» |
2 |
0 |
2 |
85–88 |
Построение с помощью циркуля и линейки. |
Урок-исследование. |
4 |
1 |
3 |
89–92 |
Теорема Птолемея. |
Урок-семинар. |
4 |
2 |
2 |
93–96 |
Геометрические измерения на местности. |
Урок-лабораторная работа. |
4 |
1 |
3 |
Тема III. Делимость иостатки. |
|||||
97–100 |
Четность-нечетность. Признаки делимости. |
Урок-практикум. |
4 |
2 |
2 |
101–102 |
Исследовательский проект «Новые признаки. делимости». |
Урок-презентация. |
2 |
0 |
2 |
Итого в 7 классе: |
34 |
12 |
22 |
||
8 класс (34 часа). Тема III. Делимость иостатки (продолжение) |
|||||
103–104 |
Введение в курс. Остатки. Алгоритм Евклида. |
Урок-экскурс в историю. |
2 |
1 |
1 |
105–108 |
Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. |
Урок-практикум решения олимпиадных задач. |
4 |
1 |
3 |
Школьная математическая декада |
|||||
Тема IV. Вычисления. |
|||||
109–112 |
Математическая мозаика (задачи на «движение», на «части», «среднее арифметическое»). |
Уроки-практикумы |
4 |
1 |
3 |
113–114 |
«Кто хочет стать математиком!» |
Математический турнир. |
2 |
0 |
2 |
115–116 |
«Математика в профессии моих родителей» |
Экскурсия на завод «Авиакор» |
2 |
0 |
2 |
117–121 |
Применение математики в физике, химии, экономике, истории, статистике. Решение задач. |
Уроки-практикумы |
5 |
1,5 |
3,5 |
122–125 |
Задачи на проценты в физике, химии, экономике, истории, статистике. |
Устный журнал «Математика вокруг нас». |
4 |
1 |
3 |
126–130 |
Теория множеств. Круги Эйлера-Венна. Пересечение и объединение. |
Комбинированный урок.. |
5 |
2 |
3 |
131–132 |
«Что, где, почему?» |
Политехническая викторина |
2 |
0 |
2 |
133–134 |
Алгебраическая смесь. |
Деловая игра. |
2 |
0,5 |
2 |
135–136 |
«А ну-ка, математики!» |
Математический КВН. |
2 |
0 |
2 |
Итого в 8 классе: |
34 |
6 |
28 |
||
9 класс (34 часа). Тема V. Комбинаторика— 2. |
|||||
137–140 |
Индукция. Математическая индукция. |
Урок-практикум. |
4 |
2 |
2 |
141–145 |
Классические задачи. Разные схемы ММИ. |
Урок-практикум, урок-путешествие. |
5 |
2 |
3 |
146–150 |
Делимость. Сравнение по модулю. |
Урок-практикум. |
5 |
2 |
3 |
151–156 |
Диофантовы уравнения. Задачи. |
Урок-практикум. |
6 |
2 |
4 |
157–162 |
Уравнения в целых числах. |
Урок-практикум. |
6 |
2 |
4 |
163–168 |
Малая теорема Ферма. Доказательство теоремы Ферма. |
Урок-симпозиум. |
6 |
3 |
3 |
169–170 |
Исследовательский проект «Путешествие в историю. Теорема Ферма» |
Урок-презентация. |
2 |
0 |
2 |
Итого в 9 классе: |
34 |
13 |
21 |
||
10 класс (34 часа). Тема V. Комбинаторика— 2. |
|||||
171–173 |
Введение в курс. Комбинаторика-2. Треугольник Паскаля. |
Урок-углубление. |
3 |
1 |
2 |
174–175 |
Правило произведения. |
Урок-практикум. |
2 |
1 |
1 |
176–177 |
Сочетания. |
Урок-практикум. |
2 |
1 |
1 |
178–179 |
Размещения. Перестановки. |
Урок-практикум |
2 |
1 |
1 |
180–181 |
Встреча с преподавателями и студентами САМГУ |
Пресс-конференция |
2 |
0 |
2 |
182–185 |
Теория стратегии. Шары и перегородки. |
Урок-исследование. |
4 |
1 |
3 |
186–191 |
Бином Ньютона. |
Урок-практикум. |
6 |
1 |
5 |
192–193 |
Подведение итогов по теме «Комбинаторика» |
Математический аукцион. |
2 |
0 |
2 |
194–195 |
Теория вероятности в задачах. |
Урок-семинар. |
2 |
1 |
1 |
196–202 |
Решение задач по теме «Теория вероятности» |
Урок-практикум |
7 |
2 |
5 |
203–204 |
Конкурс «Мисс-математика». |
Урок-соревнование. |
2 |
0 |
2 |
Итого в 10 классе: |
34 |
9 |
25 |
||
11 класс (34 часа). Тема V. Комбинаторика— 2 |
|||||
205–207 |
Введение в курс. Понятие инварианта. |
Урок-коллизия. |
3 |
1 |
2 |
208–210 |
Раскраска. Инвариант — остаток. |
Урок-практикум. |
3 |
1 |
2 |
211–213 |
Принцип крайнего. |
Урок-практикум. |
3 |
1 |
2 |
Тема VI. Графы— 2. |
|||||
214–216 |
Изоморфизм. Деревья. |
Урок-загадка. |
3 |
1 |
2 |
217–220 |
Формула Эйлера. Ориентированные графы. |
Уроки-практикумы. |
4 |
2 |
2 |
221–224 |
Топологические опыты и исследования. |
Урок-исследование, урок-практикум. |
4 |
2 |
2 |
225–228 |
Неравенства. Что больше? Главное неравенство. |
Уроки-практикумы. |
4 |
2 |
2 |
229–232 |
Индукция в неравенствах. |
Урок-демонстрация, урок-практикум. |
4 |
2 |
2 |
233–236 |
Исследовательский проект «Неравенства на все вкусы». |
Урок-презентация. |
4 |
0 |
4 |
237–238 |
Алгоритмы и программирование. |
Экскурсия в музей космонавтики Самарского Аэрокосмического Университета. |
2 |
0 |
2 |
Итого в 11 классе: |
34 |
12 |
22 |
||
Итого в 5–11 классах: |
238 |
70 |
168 |
||
Методическое обеспечение программы
На первый взгляд программа внеурочной деятельности реализуется через кружковую деятельность. Но это только на первый взгляд. Достаточно осмыслить современные деятельностные технологии, цели, задачи, отвечающие новым требованиям в условиях ФГОС, да и формы организации внеурочной деятельности не только традиционные, а самые разнообразные: соревнования, конкурсы, турниры, математические регаты, математические декады, викторины, интеллектуальные марафоны с включением в их содержание математических заданий, экскурсии, брейн-ринги, звездные часы, математические вечера, математические праздники, общественные смотры знаний совместно с родителями. Способы работы с детьми индивидуальные и групповые, практические и теоретические, исследовательские и познавательные. Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности: личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, здоровьесберегающий подход, проблемно-исследовательский метод, активные методы получения знаний, диалогические методы взаимодействия. Кроме этого, нельзя забывать об информационных технологиях, благодаря которым возможности самореализации в современных условиях неограниченны.
Материально-техническое обеспечение:
Для обеспечения плодотворного учебного процесса используются информация и материалы следующих Интернет-ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru, http://www.zavuch.info/, http://festival.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://www.it-n.ru, http://www.prosv.ru.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
http://alexlarin.narod.ru/ege.ntme — подготовка к ЕГЭ
http://www.uztest.ru/ — ЕГЭ по математике.
Список дидактических пособий
1) Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л. Н. «Наглядная геометрия». Москва, Дрофа,2012.
2) Ященко И. В. Математика. ЕГЭ –2012, 2013: учебно-тренировочные тесты / — М: Дрофа, 2012.
3) Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов / сост. Г. И. Ковалева, Т. И. Бузулина, О. Л. Безрукова, Ю. А. Розка. — Волгоград: Учитель, 2005.
4) Сборники для подготовки и проведения ЕГЭ / 2012, 2013.
5) Задачи с параметрами и методы их решения / В. С. Крамор. — М.: ООО «Издательство “Оникс”»; ООО «Издательство “Мир и Образование”», 2012.
6) Алгебра. 7–9 классы: методическое пособие для учителей / А. Г. Мордкович. — М.: Мнемозина, 2010.
7) Олимпиадные задания по математике: 10–11 классы / Н. В. Заболотнева. — Волгоград: Учитель, 2006.
8) Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
9) Математика в школе: ежемесячный научно-методический журнал.
Печатные пособия
1. Таблицы по математике для 5–6 классов.
2.Портреты ученых математиков.
3.Таблицы по стереометрии.
Информационные средства
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются следующие программно-педагогические средства, реализуемые с помощью интерактивного обучения:
1) CD диски по темам курса математики 5–11 из приложения «Математика в школе» к газете «Первое сентября»
2) CD диски по внеклассной работе для подготовки учащихся к олимпиадам и научно-исследовательской деятельности
3) Математика, 5–11.
4) УМК «Живая математика»
5) Тематические презентации теоретического и развивающего характера (на столе учителя)
Технические средства обучения
1) Компьютер — 1 (на учительском столе)
2) Интерактивная доска — 1
3) Проектор — 1
Литература:
Литература для учителя, использованная для составления программы иорганизации образовательного процесса:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5–9 класс» — М.: Просвещение, 2011 г.
- Балк М. Б., Балк Г. Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1971.
- Степанов В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: книга для учителя: из опыта работы. — М.: «Просвещение», 1991.
- Лиман М. М. «Школьникам о математике и математиках»: Пособие для учащихся 4–8 кл. средней школы. — М.: Просвещение, 1981.
- Ленинградские математические кружки: пособие для внеклассной работы. Киров, изд. «АСА», 1994.
- Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин «Математическая шкатулка», М, Просвещение, 1988 г.
- Л. И. Григорьева «Математика. Предметная неделя в школе». Москва, Глобус, 2008 г.
- И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин «Задачи на смекалку. 5–6 классы» Москва, «Просвещение», 2009 г.
Литература для учащихся иродителей:
- И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5–6 классов сред школ. — М.: «Просвещение», 1989 г.
- Л. М. Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
- Е. В. Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
- А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
- Ф. Ф. Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: учпедгиз, 1961 г.
- В. Н. Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
- С. Н. Олехник, Ю. В. Нестеренко, М. К. Потапов. Старинные занимательные задачи. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
- Е. И. Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. — М., Омега, 1994 г.
- М. Ю. Шуба. Занимательные задания в обучении математике. Москва, Просвещение 1994.
- Е. В. Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5–11 классы», М., 1969 г.
- С.А Генкин, И. В. Итенберг, Д. В. Фомин «Ленинградские математические кружки» Киров, «АСА», 1994.