Пенсионный фонд РФ имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной его целью является обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве — где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.
Специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников для удовлетворения потребностей государства. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Пенсионный фонд РФ является одним из таких фондов, который был основан 1990 году в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения РФ.
Основными источниками расходов Пенсионного фонда являются:
− Расходы на пенсионное обеспечение;
− Расходы на предоставление материнского капитала;
− Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан;
− Прочие расходы.
Если сравнить расходы всех внебюджетных фондов на социальные цели то, самые крупные расходы будут у Пенсионного фонда. В некоторых развитых странах они достигают 50–60 % объема всех средств, направляемых на социальные цели.
Таблица 1
Общая сумма расходов Пенсионного фона РФ за 2012, 2013,2014 и 2015 года, млрд. руб.
Бюджет |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Доходы — всего |
61,2 млрд. |
64,1 млрд. |
65,6 млрд. |
76,7 млрд. |
Рис. 1.
Таблица 2
Основные характеристики бюджета Фонда по расходам за 2012, 2013, 2014 и 2015 года, млрд. руб.
Наименование показателя |
Период |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Расходы всего бюджета |
61,2 млрд. |
64,1 млрд. |
65,6 млрд. |
76,7 млрд. |
Расходы на пенсионное обеспечение |
42,8 млрд. |
53,1 млрд. |
51,4 млрд. |
62,2 млрд. |
Расходы на предоставление материнского капитала |
2,5 млрд. |
2,9 млрд. |
2,7 млрд. |
3,3 млрд. |
Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан |
2,9 млрд. |
3,1 млрд. |
3,4 млрд. |
3,6 млрд. |
Расходы на осуществление федеральной социальной доплаты к пенсии |
0,32 млрд. |
0,34 млрд. |
0,36 млрд. |
0,4 млрд. |
Расходы на финансовое обеспечение выплат неработающим трудоспособным лицам из числа родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей) |
0,2 млрд. |
0,23 млрд. |
0,25 млрд. |
0,3 млрд. |
Расходы по накопительной составляющей бюджета ПФР, в том числе: |
12,4 млрд. |
6,5 млрд. |
7,3 млрд. |
5,5 млрд. |
Расходы на единовременную выплату средств пенсионных накоплений |
0,16 млрд. |
0,16 млрд. |
0,17 млрд. |
0,15 млрд. |
Исходя из данных приведенных в таблице, мы можем наблюдать, что с каждым годам расходы Пенсионного фонда стабильно увеличиваются, по сравнению 2014 годам, расходы на 2015 год увеличились на 11,1 млрд. рублей. Причиной этому является увеличение расходов на пенсионное обеспечение, которые в 2015 годы составили 62,2 млрд. рублей. Расходы на финансовое обеспечение выплат неработающим трудоспособным лицам из числа родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, в 2014 году составили 0,25 млрд. рублей, что на 0,2 млрд. рублей больше, чем в 2013 году и на 0,5 млрд. рублей меньше чем в 2015 году. Расходы на предоставление материнского капитала в 2015 году составили 3,3 млрд. рублей, это на 0,6 млрд. больше по сравнению с 2014 годам.
В последние годы проделана большая работа по реформированию системы пенсионного обеспечения в рамках пенсионной реформы, в частности, переход на накопительную систему. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии. Осуществляя реформу, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.
Литература:
- Сайт Пенсионного фонда РФ http://www.pfrf.ru/
- Федотов Д. Ю. Финансы пенсионной системы.
- Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. Владимирова Л. П. — М.: Дашков и К, 2004.
- Соловьев А. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы // Экономист. — 2010г. – № 12. — С. 56–63.