Данная статья посвящена проблеме использования информационных технологий при подготовке ЕГЭ по математике.
Ключевые слова: информационные технологии, ЕГЭ
Выпускные экзамены — один из важных этапов школьников, от которых зависит их будущее. Подготовка к ЕГЭ не простое дело, как для учеников, их родителей, а главное и для школьного учителя.
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ идет на протяжении последних лет обучения. Учителя применяют различные методики при изучении тех или иных тем. Если рассматривать весь процесс подготовки, то наверное необходимо вводить термин «технология» подготовки к ЕГЭ. Это означает, что:
- детально описанный набор моделей обучения;
- гарантируемый, планируемый результат обучения;
- наличие средств диагностики текущего состояния и прогнозирования тенденций ближайшего развития ученика в процессе его обучения.
Во главе всего, конечно же, стоит «личностный фактор». Активные воздействия на личность ученика необходимо включить в систему подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. Хорошо организованный личностный фактор, т. е. при качественной психолого-педагогической подготовки школьника к ситуации, он сумеет использовать даже небольшие предметные знания.
На своих уроках говоря о самом экзамене, учитель заостряет внимание на том, что необходимо учится правильно себя ориентировать во времени, в выборе заданий. Необходимо формировать у учеников психологическую готовность к тестам и укрепление чувства уверенности в себе. Главное условие успешной сдачи — разработать индивидуальную стратегию подготовки, найти приемы и способы, которые полезны и эффективны для каждого отдельного ученика. Для этого ему необходимо осознание своих сильных и слабых сторон, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления, иметь опыт применения решений, уверенность в собственных силах и установка на успех.
Перед учителями-предметниками стоят серьезные задачи — с одной стороны изучить темы 10–11 класса, а с другой — повторять ранее изученные. Поэтому разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению задачи.
Учителями-предметниками необходимо:
- Адекватно оценивать в течении всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- Исключить «натаскивание» на выполнение заданий различного уровня сложности;
- Организовывать системную работу в течении всех лет;
- Индивидуально выполнять экзаменационную работу с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
- Проанализировать результат собственных затруднений и обозначить способы их устранения;
- Составить план собственной работы по подготовке учеников в процессе преподавания.
Конечно, необходим индивидуальный подход в организации такой работы, в зависимости от подбора учеников, их индивидуальных особенностей, базовых знаний.
Необходимо составить план подготовки и для старшеклассников: необходима помощь в распределении материала, определение ежедневной нагрузки.
Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение, что выучить или повторить материал реально, времени достаточно.
Необходимо прекратить пугать учеников предстоящим ЕГЭ и начать формировать убеждение, что если очень постараться, то все получиться. Конечно, не следует и «перегибать палку» и внушать им мысль, что ЕГЭ — это легко и просто. Важно, чтобы ученик сам сформулировал то, какой результат он хочет иметь. А под руководством учителя этот «порог» всегда можно и поднять, если он занижен. Важно во время подготовки к ЕГЭ правильно организовывать сам ход выполнения теста. Оптимально сосредоточится на заданиях, которые выполнены, решаемы, цель подготовки: чтобы ученик самостоятельно сумел набрать максимальное возможное для него количество баллов.
Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн. Широко использую в своей работе Интернет — порталы ЕГЭ http://www.egeru.ru/, http://uztest.ru /, где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов. С помощью названных сайтов, организую контроль знаний учащихся. Здесь имеется более 13000 задач по всем разделам школьной математики. Программа сайта http://uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий — результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере. Организую отработку навыков с помощью системы тренингов. Тренинг — группа простых, однотипных примеров. Если ученик решил неправильно пример — ему показывается подробное объяснение и дается следующий, аналогичный пример. Большую часть материала по видам заданий учащиеся смогли почерпнуть из Открытого банка заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru).Здесь есть каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно не только взять ту или иную информацию по интересующей теме, но и выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Учащиеся 11 класса стали постоянными участниками этого проекта. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе, независимо от объёма работы и скорости её выполнения остальными, содержит задания, отвечающие перечню контролируемых вопросов. Помощниками в нашей работе стали страницы сайта (http://www.alleng.ru): «К уроку математики», «Решение задач по математике», «Экзамен по математике», «Математика абитуриентам», «Формулы по математике», «Учебники, справочники, пособия». Здесь размещены демоверсии прошлых лет, материалы и тесты для подготовки к сдаче ЕГЭ по математике, варианты выпускных экзаменов по математике прошлых лет с ответами и решениями. Также учащиеся 11 класса могут скачать любые учебные пособия для подготовки к ЕГЭ. На последних занятиях выполняют варианты КИМов в режиме on-line, чтобы учащиеся увидели свои результаты, где и по каким темах есть пробелы в знаниях, на что еще нужно обратить внимание.
Всё это возможно осуществить благодаря наличию в школе компьютерного класса и доступу к сети Интернет. По этим и многим другим адресам наши ученики могут самостоятельно учиться проходить тестирование, корректировать свои знания, заниматься самообразованием, использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on-line режиме (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовленности.
Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене. Учащиеся, сдающие ЕГЭ, принимают активное участие в олимпиадах, т. к. предлагаемые задания по структуре приближены к экзаменационным. Использование интернет-ресурсов значительно облегчает работу учителя при организации учебного процесса.
Литература:
- Ермолаева И. Е. Проблемы подготовки учащихся к государственной аттестации по математике в форме ЕГЭ / И. Е. Ермолаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – № 2. – С. 38–39.
- О преподавании математики в 2014/2015 учебном году. Методическое письмо / Под ред. Ященко И. В., Семенова А. В. — М.: МИОО, 2010–240 с.
- Педагогам о дистанционном обучении / Под общей ред. Т. В. Лазыкиной. Авт.: И. П. Давыдова, М. Б. Лебедева, И. Б. Мылова и др. — СПб: РЦОКОиИТ, 2014. – 98 с.