Проблематика духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе сохранения исторического наследия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 16.08.2016

Статья просмотрена: 763 раза

Библиографическое описание:

Фортова, Л. К. Проблематика духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе сохранения исторического наследия / Л. К. Фортова, М. В. Филимонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33350/ (дата обращения: 19.12.2024).



Россия!

Русь!

Куда я не взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину!

Твои леса, погосты и молитвы!

Люблю твои равнины и холмы!

И небеса, горящие от зноя!

И шепот нив у омутной воды!

Люблю до слез! До вечного покоя…

Россия! Русь! Храни себя! Храни!

Николай Рубцов

Данная статья посвящена вопросам сохранения исторического наследия для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Актуальными являются новые аспекты историко-краеведческой направленности, изменение подходов к историко-нравственным основам общества.

Ключевые слова: нравственная основа, духовный потенциал, историко- краеведческая работа, культурный потенциал усадеб

Историческое наследие представляет собой духовный, культурный и даже социально-экономический потенциал человечества. На современном этапе возникла необходимость духовно-нравственных модернизационных процессов всего общества и системы историко-краеведческой направленности, прежде всего. Поэтому государственная политика в сфере нравственного воспитания подрастающего поколения должна строиться с учетом взаимосвязанности, взаимозависимости и преемственности поколений, актуализируя сохранение памятников старины. Нам приходится жить в достаточно сложное время, оно обязывает нас вернуться к истокам, чтобы выверить стратегическую траекторию современного российского общества. Наконец- то пришло осознание невостребованости потенциала историко-культурного наследия, которое нуждается в поддержке и эффективном участии членов общества в его сбережении.

Глубокие социально-экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе в XXI веке, серьезно отражаются на облике государства и на состоянии историко-краеведческой сферы деятельности.

Во-первых, наблюдаетсяобщая активизация общественного сознания, которая находит выражение в интенсивном обсуждении назревших исторических и нравственных вопросов, воссоздание наследия прошлого.

Во-вторых, стремление разобраться в действительном положении дел приводит к тому, чтосоциальное мышление современного человека,ориентированного ранее на решение личных потребительских проблем,все больше начинает переплетаться с духовно- нравственным патриотическим мышлением,которое порождает новые потребности, интересы и ценности.

В-третьих,повышение информированности о различных общественных процессах непосредственно сказывается на образе мыслей современного человека: переоцениваются традиционные схемы, по- новому воспринимаются исторические ценности, которые насыщают общество возобновленными историческими традиционными корнями. Мало того, ведутся интенсивные поиски новых нравственных решений возникающих вопросов. Историческая социализация общества происходит разными путями, в том числе, путём участия в историко-краеведческой практике.

Долгое время сфера историко-краеведческой работы не воспринималась, в общем и целом, как часть государственной политики, из нее вычленялось необходимое звено, которое обеспечивало идеологическую основу государства, оно и поддерживалось государственными ресурсами. Нельзя не признать, что сохранялись наиболее значимые памятники старины, а вот историческим усадьбам уделялось незначительное внимание, поэтому многие из них были разрушены, утратив первоначальный вид (усадьба Храповицкого), или сохранились благодаря энтузиазму самоотверженных людей (усадьба Жуковского). И только теперь происходит переоценка наследия, историческая ревизия, которая уже расценивает эту историко- краеведческую направленность, как будущую перспективу духовно-нравственного возрождения российского общества.

В настоящее время идет активный поиск методов сохранения памятников старины, этот ревитализационный процесс становится более обдуманным с точки зрения отношения власти и государства к историческому наследию. Подобный подход актуален, так как необходимость назрела. Потеряв исторические корни, мы можем превратиться в манкуртов, не помнящих ни своих корней, ни своей нравственной опоры. Сегодняшняя цель — заложить нравственную основу подрастающего поколения, базирующуюся на общечеловеческих конструктивных ценностях:

‒ любовь к Отечеству — патриотизм;

‒ вера и справедливость;

‒ мужество, отвага, честь;

‒ добро и милосердие;

‒ терпимость и гуманность;

‒ сохранение исторических, культурных и нравственных ценностей.

Без этого невозможно воспитать культурную нацию. Работа субъектов должна быть направлена, в том числе, на привлечение различных слоев общества к участию в создании нравственного государственного вектора. Духовно- нравственное воспитание зиждется не только на предметном или же институциональном уровнях, а также предполагает практическое участие и проектную деятельность, вовлечение широких слоев населения в работу по сохранению памятников истории Владимирского края. Важно понимать, что существование определенных институтов, конечно же, не приведёт к тому, что в регионах будут решаться проблемы в области историко-краеведческой работы сиюминутно, но государственная поддержка в реализации программ и поддержки является важной стороной.

Для решения поставленных задач необходимо:

‒ создать условия для вовлечения различных слоев населения в историко-краеведческую работу;

‒ привлечение внимания к проблемам исторического наследия через СМИ;

‒ выявление и поддержка инициативных групп по поддержке памятников старины (усадеб);

‒ организацию волонтерских мероприятий, например, уборка усадеб, проведение практикумов;

‒ создание зон отдыха на исторической территории;

‒ создание целостной системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе региональных памятников и исторических рекреаций;

‒ отбора, подготовки и продвижения социально-нравственных значимых проектов;

‒ изучение и обобщение мнения различного опыта по поддержанию исторического наследия.

Существует ряд проблем, на которые нельзя не обратить внимание:

‒ потеря духовно- нравственных ориентиров в общественной жизни;

‒ низкий уровень культуры подрастающего поколения;

‒ формирование примитивно-массового восприятия исторического наследия через СМИ;

‒ нравственное равнодушие.

Духовная сфера общества, претерпевает изменения, связанные с высокодинамичной потребностью общества и перспективами его развития. В условиях демократизации возрастает потребность к моделированию будущего духовно- нравственного развития как социума в целом, так и каждой личности в отдельности.

Не хватает достаточной информации в области историко-краеведческой работы. Она специфична, скудна, известна лишь узкому кругу лиц. Многие памятники старины включены в федеральную программу по сохранению исторического наследия, являются памятниками федерального уровня, но это не решает проблемы сохранения самого наследия. Нет четких механизмов его сохранности, не отрегулирована система передачи полномочий местным органам власти и общественности, нет четких технологий привлечения инвесторов для воссоздания исторических обликов памятников старины (в таком положении находится усадьба Воронцова, с. Андреевское Петушинского района Владимирской области).

Поэтому необходимы изменения, которые диктуются объективными причинами, чтобы привести механизмы воздействия на сохранения исторического наследия, в соответствии с реалиями, активизировать процессы сохранения исторических мест (усадеб), как со стороны власти, так и со стороны общества. Стоит осознавать, что через десять — пятнадцать лет нынешнее молодое поколение будет у власти. От того, как оно будет работать — зависит будущее нашей страны.

К сожалению, в современном обществе «активность» ассоциируется большей частью через самопрезентацию, а нужны реальные действия в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Для российской молодежи, обладающей знаниями, энергией и горячим желанием своими руками строить свою будущую жизнь необходимо создавать возможные варианты их применения. И чем раньше начнется процесс осмысления молодым поколениям своей значимости в развитии общества, тем более зрелым будет их дальнейший подход к судьбе государства и к общественным процессам в целом. Воспитывая патриотизм, мы воспитываем любовь к Отечеству, а значит, закладываем твердую основу будущего развития России.

Литература:

  1. Источник в интернет-сети: http://www.vladimir-city.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): историческое наследие, подрастающее поколение, историко-краеведческая работа, духовно-нравственное воспитание, россия, государственная политика, историко-краеведческая направленность, нравственная основа, нравственное воспитание, российское общество.


Ключевые слова

нравственная основа, духовный потенциал, историко- краеведческая работа, культурный потенциал усадеб

Похожие статьи

Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе

В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействи...

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены и рассмотрены средства, способствующие формированию духовно-нравственной ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы

Статья раскрывает содержание духовно-нравственного воспитания учащихся. Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию и является первостепенной задачей современной образовательной системы. В современной стратегии разв...

Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям

Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...

Роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников. Освещены основные проблемы использования национально-художественной культуры, культурных ценностей в эстетическом воспитании школьников.

Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье представлены особенности духовно-нравственной сферы как необходимого элемента профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы. Показано, что духовно-нравственное развитие личности сотрудника пенитенциарного ...

Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...

Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития нравственно-эстетической культуры учащихся. Нравственно-эстетическая культура играет важную роль в становлении личности школьника, способствуя развитию высоких моральных и эстетических ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе литературно-исторического краеведения

В статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе литературно-исторического краеведения. Авторы отмечают, что литературное краеведение является мощным воспитательным средством, приобщает школьников к познанию истоков н...

Похожие статьи

Духовно-нравственная одаренность как одна из составляющих личностного развития детей в психолого-педагогической работе

В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействи...

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и пути их решения

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены содержание и соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Представлены и рассмотрены средства, способствующие формированию духовно-нравственной ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы

Статья раскрывает содержание духовно-нравственного воспитания учащихся. Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию и является первостепенной задачей современной образовательной системы. В современной стратегии разв...

Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям

Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...

Роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников

В статье рассматривается роль национально-художественной культуры в эстетическом воспитании школьников. Освещены основные проблемы использования национально-художественной культуры, культурных ценностей в эстетическом воспитании школьников.

Духовно-нравственная основа профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье представлены особенности духовно-нравственной сферы как необходимого элемента профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы. Показано, что духовно-нравственное развитие личности сотрудника пенитенциарного ...

Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников

В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка

В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...

Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития нравственно-эстетической культуры учащихся. Нравственно-эстетическая культура играет важную роль в становлении личности школьника, способствуя развитию высоких моральных и эстетических ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе литературно-исторического краеведения

В статье рассмотрены вопросы духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе литературно-исторического краеведения. Авторы отмечают, что литературное краеведение является мощным воспитательным средством, приобщает школьников к познанию истоков н...

Задать вопрос