Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Формирование инициативности дошкольников уже признано важной образовательной задачей. Какие характеристики необходимы для успешной реализации самостоятельности? Для педагога — практика это выглядит так: хотелось бы, чтоб ребёнок умел задавать вопросы, когда чего-то не понимает, чтобы проявлял интерес к новому и чтобы умел взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Поэтому одним из требований к условиям реализации образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста является поддержка индивидуальности и инициативы детей. При этом является необходимым: создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности; принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, а так же поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
В целом это означает, что при столкновении с препятствием в достижении цели или при обнаружении дефицита в знаниях, ребенок не останавливает свою деятельность, а ищет возможности преодоления преграды или незнания. Конечно же такое поведение невозможно без инициативности как черты личности.
Инициатива — это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом. Мы опираемся в таком определении на работы Л. С. Выготского о детском воображении, В. А. Петровского о неадаптивной активности и находим подтверждение в трудах Э. Эриксона и Е. О. Смирновой о задачах дошкольного возраста. Инициативное действие всегда осознанно, целенаправленно и учитывает социальные рамки.
Игра — пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает наличную ситуацию в воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его.
Благодаря воображению появляются новые сюжеты, герои и свойства героев. Пространство преображается в соответствии с замыслом. Предметы преобразуются в то, что необходимо, независимо от их реальных характеристик. В игре появляются правила, которые вначале обсуждаются, а затем регулируют действия участников. При полноценной игре, дошкольник имеет опыт замысливания, произвольного поведения и опыт преодоления наличной ситуации.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество и этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной творческой деятельности. В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, используют атрибуты, которые изготавливают самостоятельно, конструкторы, строительные материалы и предметы-заместители.
Дети самостоятельно подготовили предметно-игровую среду (различные виды конструктора, инструменты, предметы-заместители). Роль педагога в сюжетно-ролевой игре — регулирование положительных взаимоотношений, направленное на социализацию детей в коллективе.
С целью организации самостоятельных игр детей старшего дошкольного возраста будет актуальна игротека, в которой сосредоточены игры, развивающие и логико-математические, такие как: шашки, шахматы, «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера», «Кубики Зайцева», «Найди ошибки», геометрические головоломки, танграмы и др. В этой игротеке дети самостоятельно выбирают игру по желанию и по возможностям. Данный центр способствует развитию логических действий — сравнения, логических операций — классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий.
На прогулке дети также проявляют инициативу в подвижных играх с правилами, объединяются в микро-группы по интересам, выбирают водящего с помощью считалки или жребия, что способствует развитию дружеских взаимоотношений.
Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности.
К таким условиям мы относим:
− опыт удивления, обнаружения своего интереса;
− опыт пробы своего действия в социально заданных рамках;
− социальная поддержка достижений.
Продуктивная и творческая деятельность старших дошкольников реализуется в «Уголке творчества», который создаётся по принципу доступности и мобильности. Педагог старается в режимные моменты предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способностей.
Однако, сравнительные исследования уровня инициативности, которые показывает ребенок 5–6 лет в свободной игре, в свободном экспериментировании и по наблюдению педагога в группе показывают то, что инициативность в игре соответствует уровню развития игровой деятельности.
Дети, проявляющие инициативу в свободной игре, далеко не всегда проявляют инициативу в познавательной или исследовательской деятельности, и наоборот, нас интересуют условия появления инициативы именно не в мнимой, а в реальной ситуации.
Какие технологии обеспечивают это в дошкольном образовании?
- Первая организация игры «Свободная игра» позволяет оценить проявление инициативы в игре группы детей с неоформленным материалом;
- Вторая — «Свободное экспериментирование» метод проектов, исходя из детских интересов и вопросов — проявление инициативности в предметном действии;
- Предлагается особо организованная среда группы — мобильная, гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом «поделать что-либо» с набором разнообразных предметов и материалов.
Одной из ведущих форм работы в старшем дошкольном возрасте является познавательно-исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность направлена на создание условий для самостоятельного поиска, путей и решения проблемной ситуации. «Уголок экспериментирования» с соответствующим оснащением позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. «Папки исследователя» на каждого ребенка, которые пополняются планами и схемами по результатам совместных проведенных исследований педагога и детей.
Дети самостоятельно распределяют работу, которую будут выполнять, и расходятся по центрам для сбора информации. Педагог выступал в роли партнера, помогал тем, кто нуждался в помощи в данную минуту.
Такая работа развивает у детей умения и навыки проведения самостоятельных исследований, позволяет развивать важные познавательные функции: память, внимание, восприятия, воспитывает навыки сотрудничества, взаимопомощи, дружеские взаимоотношения.
Таким образом, создаваемые особые образовательные условия (вариативная среда, игра с неоформленным материалом, работа по методу проектов), дети показывают динамику в становлении инициативности и происходит перенос из игровой в предметную деятельность. Описанные условия позволяют формировать инициативность как образовательный результат дошкольной ступени. Необходимые для развития детской инициативности компетентности и ценности воспитателя можно разделить на три блока.
Игровая компетентность. Взрослый должен уметь играть сам и получать удовольствие от игры, уметь создать условия для детской игры, уметь включиться в игровую деятельность детей, уметь наблюдать за свободной игрой детей и оценивать уровень развития игровых способностей.
Работа синтересами ребенка. Взрослый умеет удивляться и удивлять, умеет услышать и поддержать детское любопытство, способен изменить образовательную деятельность так, чтобы она способствовала поиску ответов на детские вопросы, способен предъявить детский интерес родителям и включить их в работу, умеет оформить результаты.
Управление предметно-развивающей средой группы Взрослый умеет преобразовывать пространство группы в соответствии с новыми задачами, имеет собственный стиль организации пространства, способен удерживать одновременную работу малых детских групп в разных зонах, умеет сотрудничать с детьми в оформлении пространства группы. Разработке технологий и способов такой работы в группе детского сада и так устроенной подготовки и переподготовки педагогов-дошкольников и должны быть посвящены дальнейшие исследования.
Литература:
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Петровский В. А. Психология неадаптивной активности / Рос. открытый ун-т. — М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
- Смирнова Е. О. Психология ребенка. — М: Школа-Пресс, 1997.
- Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: ИТД «Летний сад», 2000.