Создание компьютерного электронного учебного пособия по онкогинекологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Создание компьютерного электронного учебного пособия по онкогинекологии / А. В. Кох, И. М. Шешуков, С. А. Алтамиров [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 336-340. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33355/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена вопросам усовершенствования учебного процесса при помощи электронного учебного методического пособия для организации самостоятельной работы студентов, в то же время пригодного для использования в учебном процессе кафедры акушерства и гинекологии медицинских вузов. Данное пособие базируется на материалах кафедры акушерства и гинекологии ТюмГМУ и включает в себя материалы учебника по вопросам онкогинекологии, методические разработки кафедры и аудиовизуальный ряд по основным аспектам онкогинекологии, а также тесты для самостоятельной проверки усвоения материала.

Ключевые слова: онкогинекология, акушерство и гинекология, электронное учебное методическое пособие, учебный процесс, электронный учебник, самостоятельная работа студента

Онкогинекология – один из бурно развивающихся разделов науки о сохранении здоровья женщин, что традиционно является одним из приоритетов отечественного здравоохранения [2].

Современная тенденция высшего медицинского образования, заключающаяся в акцентированной подготовке врача общей практики, требует качественного обучения выпускников медицинского вуза, среди прочего по онкогинекологии, а также нейрохирургии [5]. Это тем более важно, так как онкогинекологические заболевания составляют значимую долю смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте [4, 8].

Традиционный способ преподавания заключается в сочетании лекционного курса и циклов практических занятий после подготовки студентов по каждой теме путем работы с учебной литературой [7].

Преподавание онкогинекологии, как быстро развивающейся отрасли, наряду с традиционными способами (лекциями, практическими занятиями, введение больных после практических занятий) необходимо дополнять качественными методическими разработками, учитывающими самые современные подходы к дисциплине. Следует отметить, что государственный образовательный стандарт высшего медицинского образования по основным или специальным типовым программам преподавания дисциплины не всегда успевает за новшествами акушерства и гинекологии вообще, и онкогинекологии в частности. Следовательно, возрастает роль самостоятельной работы студента с использованием современных литературных и аудиовизуальных источников информации.

В условиях преподавания цикла гинекологии, когда студент осваивает всю специальность, не всегда удается к каждой теме занятия подобрать соответствующих профилю занятия больных, их может не оказаться в этот момент в отделении либо их количество не позволяет провести глубокое изучение, организовать микрокурацию силами студентов.

Одним из общих принятых методически проверенных способов организации самостоятельной работы студентов, в том числе вне аудитории, является использование электронных методических учебных пособий в форме электронных учебников, атласов, виртуальных пациентов, методических указаний. Очень важно, что подобные разработки могут динамично реагировать на последние достижения медицинской науки и практики, учитывать специфику преподавания дисциплины на конкретной кафедре в условиях конкретной клинической базы. В разработке подобных электронных методических пособий могут принимать участие студенты, с одной стороны, приобретая новые клинические знания, а с другой — демонстрируя собственные умения и навыки в сфере медицинских технологий [9].

К сожалению, в доступном нам наборе специализированных программ образовательного назначения для студентов медицинских вузов мы не встретили значимого источника по современным аспектам онкогинекологии, методически соответствующим уровню преподавания дисциплины для 4–5 курса основных клинических специальностей медицинского вуза, данное обстоятельство предопределило цель нашей работы.

Цель работы: Разработать электронное учебное методическое пособие для организации самостоятельной работы студентов, в то же время пригодного для использования в учебном процессе кафедры акушерства и гинекологии медицинских вузов.

Материалы иметоды: Для разработки электронного учебного методического пособия использовалась среда объектно-ориентированного программирования Delphi 7 [3]. Система управления базами данных(СУБД) в качестве которой использовался широко известный и хорошо зарекомендовавший себя Firebird 2.1. [1], в качестве источника информации для электронного методического пособия использовались материалы кафедры акушерства и гинекологии ТюмГМУ [6, 9], помимо традиционных и текстовых графических материалов использовались видеоролики, демонстрирующие основные виды онкопатологий, основные диагностические приемы ее выявления, способы лечения. Для создания роликов использовалось видеооборудование кафедры, при видеозаписи соблюдалось требования закона «О персональных данных» №-152 ФЗ от 27. 07. 2006.

Обсуждения ирезультаты: Набор учебных материалов, предоставленных кафедрой, обусловил структуру электронного методического пособия:

  1. Материалы учебника по вопросам онкогинекологии постоянно обновляются;
  2. Методические разработки кафедры;
  3. Аудиовизуальный ряд по основным аспектам онкогинекологии.

При открытии программы отображается основное окно, где имеется возможность выбрать нужный для самостоятельного изучения раздел (рис. 1). Разделы представлены в правом верхнем углу основного меню.

Рис. 1. Основное меню электронного учебного методического пособия

При нажатии на раздел «Учебник» отображаются материалы, разделенные по темам занятий с зонами гиперперехода на каждую тему, что делает учебное электронное пособие более интерактивным и комфортным для обучения (рис. 2).

Рис. 2. Разделы учебника электронного учебного методического пособия

При разборе любой темы есть возможность перехода к иллюстративным материалам. Выбор видеоматериалов доступен в основном окне, иллюстративный материал связан с материалами учебника зонами гиперперехода для более глубокого усвоения темы. В видео представлены основные клинические случаи онкопатологии, их диагностика и методы лечения (рис. 3).

Рис. 3. Пример видеоматериалов

При переходе в раздел методических рекомендаций отображается план занятий по темам с зонами гиперперехода на каждое занятие (рис. 4).

Рис. 4. Оглавление раздела «Методические рекомендации»

В конце каждого занятия предлагаются тесты для контроля качества усвоения знаний. Количество тестов составляет до 30 по каждой теме, студентам предлагается четыре варианта ответа, один из которых — правильный. При оценивании ответов учтены требования модульно рейтинговой системы кафедры акушерства и гинекологии ТюмГМУ (от 50–70 %-3 71–85 %-4 свыше 85 %-5).

Выводы: Таким образом, для организации самостоятельной работы по разделу онкогинекологии разработано электронное методическое пособие, включающее основную информацию по диагностике, лечению, профилактики нозологических единиц, изучаемых на 4–5 курсе основных клинических специальностей медицинского вуза. Информация предоставлена в форме сочетания электронного учебника, системы визуализации, методических материалов и системы контроля качества усвоения знаний. Разработанное методическое пособие по онкогинекологии внедрено в практику работы кафедры акушерства и гинекологии ТюмГМУ и планируется его распространение в других вузах страны.

Литература:

  1. Борри Х. Firebird Руководство разработчиков баз данных. Спб.: «БВХ-Петербург», 2006. – 1104 с.: ил.
  2. Бохман Я. В. руководство по онкогинекологии. Москва: Изд-во «Медицина», 2015. – 464 с.: ил.
  3. Дарахвелидзе П. Марков Е. Программирование в Delphi-7 Спб.: «БВХ-Петербург», 2002. – 784 с.: ил.
  4. Кулакова В. И., Савельевой Г. М., Манухина И. Б. Гинекология. Национальное руководство. – Москва: Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 1150 с.: ил.
  5. Орлов С. А., Немков А. Г., Санников А. Г., Свальский А. В. Информационная система поддержки принятия решения «Стандартизация оказания высокотехнологичной помощи в неврологии и нейрохирургии» // Врач и информационные технологии — 2008. № 4. — С. 76–77.
  6. Полякова В. А. Онкогинекология. — Москва: Изд-во «Медицинская книга», 2001. — 192 с.: ил.
  7. Рухлова С. А., Пуминов В.В, Санников А. Г. Место электронных учебных пособий в преподавании специальной клинической дисциплины (на примере офтальмологии) // Врач и информационные технологии. — 2011. — № 3. — C. 62–67.
  8. Савельева Г. М., Сухих Г. Т., Манухин И. Б. Гинекология – Москва: Изд-во «ГЭОТАР-Медиа», 2015. – 704 c.:ил.
  9. Санников А., Коленова З. Информатика в медицинском ВУЗе // Высшее образование в России. — 2001. № 4. — С. 96–101.
Основные термины (генерируются автоматически): электронное учебное методическое пособие, гинекология, материал учебника, медицинский вуз, самостоятельная работа студентов, электронное методическое пособие, аудиовизуальный ряд, высшее медицинское образование, основное меню, основное окно.


Похожие статьи

Культурологический подход в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

Рассматривается опыт автора по использованию культурологического подхода в части содержания и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже.

Использование электронных образовательных ресурсов при обучении студентов стоматологического факультета на профильной кафедре

В статье изложены результаты оценки использования студентами стоматоло-гического факультета 3, 4, 5 курсов электронных образовательных ресурсов в рамках преподавания дисциплин на профильной кафедре.

Обобщение опыта организации анатомо-физиологических исследований и формирования основ здорового образа жизни учащихся студентами ЕГФ

В статье обобщается опыт организации анатомо-физиологических исследований и формирования основ здорового образа жизни учащихся студентами естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ.

Психологическая система П. Я. Гальперина и современные взгляды на подготовку дефектологов

В данной статье речь идет об особенностях психологической системы П. Я. Гальперина и ее применимости в рамках современной подготовки специалистов дефектологического профиля. Автор дает определение психологической системе П. Я. Гальперина, а также кра...

Подготовка студентов медицинских вузов как приоритетная проблема здравоохранения

В статье рассматривается важность правового обучения и подготовки специалистов-медиков медицинских высших учебных заведений, а также предоставление студентам сведения по основам законодательства в области охраны здоровья в рамках действующих учебных ...

Образовательные стандарты подготовки врачей-курсантов на предаттестационном цикле «Стоматология»

Результаты многолетнего опыта использования тестового компьютерного контроля при оценке знаний врачей-курсантов предаттестационных циклов обучения по специальности «Стоматология» подтвердили ряд его положительных сторон: объективность оценки результа...

Сравнительный анализ особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова

В данной статье представлено исследование особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова. Выявлены общие черты и особенности, характерные для каждого направления обучения. Резуль...

Современные подходы к формированию инфекционной безопасности студентов с инвалидностью в медицинском колледже

Статья посвящена профессиональному образованию студентов с ограниченными возможностями здоровья медицинского колледжа, формированию у них инфекционной безопасности, являющейся одной из составляющих культуры безопасности жизнедеятельности инвалидов.

Деятельностный подход в биологическом образовании студентов и его сопровождение

Статья посвящена реализации деятельностного подхода и его тьюторского сопровождения в образовательной среде профессионального учреждения, способствующему формированию биологической грамотности студентов медицинского колледжа.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Похожие статьи

Культурологический подход в содержании и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

Рассматривается опыт автора по использованию культурологического подхода в части содержания и методике преподавания социально-гуманитарных дисциплин в Медицинском колледже.

Использование электронных образовательных ресурсов при обучении студентов стоматологического факультета на профильной кафедре

В статье изложены результаты оценки использования студентами стоматоло-гического факультета 3, 4, 5 курсов электронных образовательных ресурсов в рамках преподавания дисциплин на профильной кафедре.

Обобщение опыта организации анатомо-физиологических исследований и формирования основ здорового образа жизни учащихся студентами ЕГФ

В статье обобщается опыт организации анатомо-физиологических исследований и формирования основ здорового образа жизни учащихся студентами естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ.

Психологическая система П. Я. Гальперина и современные взгляды на подготовку дефектологов

В данной статье речь идет об особенностях психологической системы П. Я. Гальперина и ее применимости в рамках современной подготовки специалистов дефектологического профиля. Автор дает определение психологической системе П. Я. Гальперина, а также кра...

Подготовка студентов медицинских вузов как приоритетная проблема здравоохранения

В статье рассматривается важность правового обучения и подготовки специалистов-медиков медицинских высших учебных заведений, а также предоставление студентам сведения по основам законодательства в области охраны здоровья в рамках действующих учебных ...

Образовательные стандарты подготовки врачей-курсантов на предаттестационном цикле «Стоматология»

Результаты многолетнего опыта использования тестового компьютерного контроля при оценке знаний врачей-курсантов предаттестационных циклов обучения по специальности «Стоматология» подтвердили ряд его положительных сторон: объективность оценки результа...

Сравнительный анализ особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова

В данной статье представлено исследование особенностей личности студентов 1 курса педиатрического и психолого-социального факультетов РНИМУ имени Н. И. Пирогова. Выявлены общие черты и особенности, характерные для каждого направления обучения. Резуль...

Современные подходы к формированию инфекционной безопасности студентов с инвалидностью в медицинском колледже

Статья посвящена профессиональному образованию студентов с ограниченными возможностями здоровья медицинского колледжа, формированию у них инфекционной безопасности, являющейся одной из составляющих культуры безопасности жизнедеятельности инвалидов.

Деятельностный подход в биологическом образовании студентов и его сопровождение

Статья посвящена реализации деятельностного подхода и его тьюторского сопровождения в образовательной среде профессионального учреждения, способствующему формированию биологической грамотности студентов медицинского колледжа.

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Задать вопрос