Важнейшим вопросом для судьбы России, её будущего, является вопрос сохранения и развития национальной культуры. Именно поэтому позиция педагогов дошкольного образования, направленная на приобщение подрастающего поколения к её традициям, так важна.
Народная педагогика отражает мысли, ожидания и устремления народа, а также его образ жизни и самосознания. Ведущий отечественный специалист в области этнопедагогики Г. Н. Волков говорит, что педагогическая культура человечества возникла, как практика, как искусство воспитания — она древнее педагогической науки.
В народной педагогике существуют особые приемы воспитания в детях оптимизма и жизнерадостности — таких качеств личности, которые помогают выжить в трудных условиях, не терять веры в себя, верить в лучшее, стремиться к нему.«С древних времен, пишет Лунина, — оптимизм рассматривали как плодотворная основа поведения человека. Философы прошлого подчеркивали, что жизнелюбие стимулирует творческие деятельные силы личности, направленные на активное приближение действительности к идеалу добра, справедливости, гармонии с окружающем миром и самим собой».
Народная педагогика — это совокупность семейно-общественных традиций, основой которых является культ дитяти, добра молодца, красной девицы, культ труда и праздника, культ терпения и сочувствия.
Все чаще взоры педагогов обращаются к опыту народной педагогики, в арсенале которой не последнее место занимала и занимает игрушка, и в первую очередь кукла.
Заинтересовать детей проще всего через основную деятельность дошкольного периода — игровую. Кукла является неотъемлемым элементом игры всех детей. А традиционная народная кукла несет в себе огромный потенциал для изучения народных традиций, русских обрядов, русского костюма одновременно являясь игрушкой в глазах детей, с помощью которой ребенок осознает свою национальную принадлежность.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые лучшие творцы кукол — дети.
Однажды принесли показать детям куклу, сделанную из кусочков ткани, рассказали про неё. Думали, ребята её посмотрят и вернуться к своим игрушкам, но тряпичная кукла так заинтересовала детей, что они играли в неё целый день, передавая из рук в руки, и даже иногда ссорились. Спросили: «Хотите познакомиться с другими куклами, похожими на эту?». Все проявили интерес, и на глазах детей появилась кукла из салфеток. У всех ребят был восторг. Вместе с детьми изучали, из каких материалов кукла изготавливается, рассказывали, для чего использовали ту или иную куклу. Незаметно для себя дети расширяли кругозор и приобщались к народной культуре.
Так, постепенно, в практику работы вошло изготовление русских народных кукол: и игровых, и обрядовых. В свободное время вместе с детьми мастерили кукол-пеленашек, кукол из мочала, Крупенички, бессонницы, тряпичных кукол. Все это постепенно развивало руки детей и воображение. Дети полюбили кукол, называли их ласково, играли в них. Разучивали с детьми потешки, песенки, читали сказки — знакомились с жанрами устного народного творчества. Наблюдая за детьми, каждый раз убеждаемся в том, что элементы народной педагогики приносят радость детям, желание познавать и уважать историю своего народа, его культуру, а значит, любить нашу Родину развивают чувства гражданственности, ответственности за судьбу своего народа, родной страны.
Значимость и важность кукол в воспитании детей заключается:
Во-первых, куклы — самоделки убедительно отражают национальные обычаи, религиозные представления, бытовые условия и привычки народа;
Во-вторых, в незамысловатых человеческих фигурках из тряпок, соломы, мха, бересты, дерева, теста, бумаги, зачастую украшенным редким колористическим богатством, заключается большой игровой и творческий потенциал;
В-третьих, игры с куклами развивали и развивают самостоятельность и инициативность играющих, творческое отношение к тому, что сделано взрослыми, к собственным самоделкам. В сочетании реального и условного кроется творческий потенциал самодельной куклы, выявлявший наблюдательность детей, знание ими бытовых особенностей покроя национального платья, его отделки, цвета, формы головных уборов;
В-четвертых, изготовление кукол способствовало подготовке девочек к роли хозяйки в доме. В народе бытовало мнение, что девочка, умеющая хорошо шить игрушки, украшать их, ухаживать за ними, обязательно станет хорошей хозяйкой. Не случайно, при сватовстве о невесте судили по её детским и юношеским работам, в том числе по куклам;
В-пятых, играя с куклами в «свадьбу», «беседу», «дочки-матери», девочки органично совмещали элементы народной музыки, танца, театра, устной поэзии. В играх с самодельными куклами зарождался, развивался и совершенствовался тот культурный, нравственный и позитивный эмоциональный опыт, который старшее поколение стремилось передать младшему.
Мы хотим видеть своих детей знающими и любящими свою Родину. Разве смогут дети стать такими без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры? Необходимо, чтобы дети с ранних лет узнавали культуру своего народа через игры-забавы, загадки, пословицы, и поговорки, сказки и произведения народного искусства, через колыбельные и потешки. Только в этом случае народное искусство — этот источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след. Народная педагогика несет в себе огромный заряд эстетического и нравственного идеала, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Она позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которой она является.
Необходимо создать вокруг ребенка предметную этносреду, которая включает этномузей русской культуры, предметы народного искусства, костюмы, детский фольклор и народную игрушку. Предметы и обстановка этносреды позволяют связать фольклорное содержание с педагогическим процессов во всех возрастных группах. Технология работы с детьми должна быть насыщена потешками, колыбельными песнями, пестушками, сказками, фольклорно-игровой деятельностью, пословицами, поговорками, загадками, считалками, народными играми. Органично включенные в режимные моменты (питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры) — эти фольклорные формы вызывают эмоциональные отклик у детей, создают радостное настроение.
Литература:
- Волков Г. Н. Этнопедагогика под редакцией И. Т. Огородникова. Чебоксары, 1974.
- Лебедева Н. Н. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. М.; Элиста, 2003.
- Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры: Учебно-методическое пособие. М., 2004.
- Образцов С. В. «Золотое дерево» // Эстетическое воспитание в семье. Москва, 1966.