Типы восприятия и школа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 25.08.2016

Статья просмотрена: 4695 раз

Библиографическое описание:

Мухортова, Д. Д. Типы восприятия и школа / Д. Д. Мухортова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 300-301. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33384/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье пойдет речь об основных типах восприятия, какой тип преобладает у школьников 15–18 лет и следует ли в учебном заведении учитывать тип восприятия.

Ключевые слова: типы восприятия, исследование, школа

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств.

На данный момент выделяют чаще всего визуальный тип восприятия, аудиальный и кинестетический. Также в последнее время многие говорят о таком типе восприятия, как дискреты (этот тип подразумевает анализ всех остальных систем восприятия и на основе их идёт общая картина информации), этот тип не является, чем — то новым, он известен с давних времен, но обычно деление происходит именно по трем основным типам.

Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал. Так же выделяют различные формы визуального восприятия: цветовая гамма, образ картинки в целом, образ логических символов и т. д.

Аудиальный тип восприятия — человек, получает основную информацию через слуховой сенсорный канал. Сама аудиальная репрезентативная система делится на 2 направления восприятия:

‒ аудиально-тональная — это система восприятия звуков и тональных последовательностей (т. е. звук как физическое явление, в чистом виде);

‒ аудиально-дигитальная — система восприятия звука в виде слов и их сочетаний (т. е. восприятие звука в логической, смысловой форме).

Кинестетический тип восприятия — информация наилучшим образом воспринимается через тактильные ощущения.

Более подробно с темой восприятия можно ознакомиться у таких авторов как: Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко, Н. Н. Ланге, К. Коффка и у других.

Весной, 2016 года, было принято решение провести исследование в школе. Были поставлены две цели:

  1. Определить какой тип восприятия преобладает у школьников.
  2. Узнать мнение школьников, с каким типов восприятия легче учиться в школе и почему.

Данное исследование проводилось с учениками 15–18 лет, в количестве 92 человек.

Изучив методические подходы, которые предлагаются для данной темы, было принято решение взять «Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева».

В методике 48 вопросов, следует отвечать «да» или «нет». Далее путем подсчета выясняется, какой тип восприятия у данного испытуемого.

Обработав и проанализировав весь полученный диагностический материал, были получены результаты, которые представлены на рисунке ниже.

Рис. 1 Результаты методики «Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева».

По результатам мы видим, что у данных школьников преобладает кинестетический тип восприятия, дальше идет аудиальный тип восприятия, далее визуальный, но разрыв у последних двух, минимальный.

Перед тем, как выявить, какой тип восприятия преобладает среди школьников, хотелось узнать, что они думают на тему: какому типу легче учиться в школе. На данный вопрос, все 92 ученика ответили, что аудиалам легче всего учиться в школе, т. к. большая часть информации дается именно устно, не смотря на увеличение визуальных пособий, использование интерактивных досок и т. д., что является бесспорным фактом. Сложнее всего учиться кинестетикам, ведь им больше требуется практики, времени.

Т. к. методика проста в обработке, школьники сразу узнавали, какой тип восприятия у них, спорных ситуаций не возникало, они соглашались с результатами и подтверждали общее мнение, кому легче или сложнее учиться.

Из полученных данных, можно сделать вывод, что было бы не плохо, если бы такие исследования проводились в школах и программы по возможности были доступнее для всех типов восприятия.

По результатам были составлены учебные рекомендации для каждого типа восприятия и вот некоторые из них:

Школы достаточно оснащены для визуалов: плакаты, графики, правила, вынесенные на бумагу — стоит обращать внимание учеников на данные вещи.

Также чаще использовать различный раздаточный материал, например, можно раздавать в начале урока основные моменты новой темы, выведенные на лист бумаги в схемах и таблицах.

Еще одна небольшая рекомендация, очень часто именно визуалы хотят сидеть на первых партах — при возможности разрешать им это.

Аудиалы очень чутко реагируют на звуки, тембр голоса, ритм речи и одна из рекомендаций для педагога — при объяснении новой темы выделять интонационно основные, важные моменты.

Аудиалы лучше запоминают информацию, когда проговаривают ее вслух. Данный способ используется в основном в младшей школе, но можно использовать и в старших классах, если в данной среде преобладают аудиалы, то основную информацию можно в конце занятия проговаривать всем классом или по очереди, а если аудиалов мало, то можно их попросить индивидуально представить новую информацию для всего класса.

Аудиалам также можно предложить пользоваться аудио/видео курсами, книгами, во внеурочное время это идеальный вариант для эффективной учебной работы.

Было выявлено, что именно в этой среде очень много кинестетиков, одна из главных рекомендаций, по моему мнению, это привязывать новый материал к какой-либо практической деятельности, т. е. в начале занятия, например, говорить, где понадобятся новые полученные знания.

Кинестетикам движение помогает лучше работать/запоминать, поэтому если школьник, сидя за партой, делает движения пальцами рук, крутит ручку и т. д., но при этом никому не мешает, не стоит его одергивать.

Так же есть такой факт, что кинестетикам нужно немного больше времени, чем аудиалам или визуалам, чтобы обработать полученную информацию, разложить ее у себя по полочкам, поэтому не стоит слишком торопить таких детей.

Основные термины (генерируются автоматически): тип восприятия, какой тип восприятия, визуальный тип восприятия, какой тип, кинестетический тип восприятия, основная информация, школа, школьник.


Похожие статьи

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...

Психологические особенности восприятия информации учениками средней школы

В статье рассматривается извечный вопрос повышения эффективности существующих методов обучения в средней школе. Для этого предлагается учитывать особенности восприятия учащихся в соответствии с приведённой в статье классификацией.

Творческое мышление в младшем школьном возрасте

В данной статье анализируется сущность творческого мышления, механизм творческого мышления и его критерии, специфика его в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделяется условиям формирования творческого мышления учащихся.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков

В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Классификация видов иноязычного чтения в языковом вузе

Данная статья посвящена анализу видов чтения, которым уделяется особое внимание при развитии умения иноязычного чтения в языковом вузе: нами подробно рассмотрены классификации отечественных исследователей, проанализированы достоинства и недостатки да...

К вопросу о значимости психолого-педагогических особенностей подростков при обучении иностранному языку в школе

В статье автор рассматривает подростковый возраст с учетом его психолого-педагогических особенностей, дает определения ключевым аспектам и составляющим данного возраста, которые играют важную роль при обучение иностранному языку.

Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников

В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Теоретические аспекты слабой успеваемости учащихся и способы ее устранения

В своей работе авторы рассматривают с различных сторон проблему слабой успеваемости школьников и возможные методы её устранения.

Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

Похожие статьи

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...

Психологические особенности восприятия информации учениками средней школы

В статье рассматривается извечный вопрос повышения эффективности существующих методов обучения в средней школе. Для этого предлагается учитывать особенности восприятия учащихся в соответствии с приведённой в статье классификацией.

Творческое мышление в младшем школьном возрасте

В данной статье анализируется сущность творческого мышления, механизм творческого мышления и его критерии, специфика его в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделяется условиям формирования творческого мышления учащихся.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков

В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Классификация видов иноязычного чтения в языковом вузе

Данная статья посвящена анализу видов чтения, которым уделяется особое внимание при развитии умения иноязычного чтения в языковом вузе: нами подробно рассмотрены классификации отечественных исследователей, проанализированы достоинства и недостатки да...

К вопросу о значимости психолого-педагогических особенностей подростков при обучении иностранному языку в школе

В статье автор рассматривает подростковый возраст с учетом его психолого-педагогических особенностей, дает определения ключевым аспектам и составляющим данного возраста, которые играют важную роль при обучение иностранному языку.

Особенности формирования диалогической и монологической речи младших школьников

В статье авторы описывают пути формирования диалога и монолога младших школьников на уроках развития речи в начальной школе.

Теоретические аспекты слабой успеваемости учащихся и способы ее устранения

В своей работе авторы рассматривают с различных сторон проблему слабой успеваемости школьников и возможные методы её устранения.

Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

Задать вопрос