В статье приведены данные сравнительных испытаний показателей параметров качества строительства асфальтобетонных покрытий, уложенных в соответствии с требованиями СП 78.13330–2012 и технологии их устройства при пониженных температурах.
Ключевые слова: асфальтобетонная смесь, покрытие, пониженная температура
В РФ сложилась практика устройства асфальтобетонных покрытий при пониженных температурах, которые ниже допускаемы значений [1, 2] 5 оС весной и 10 оС. Указания [3] позволяют производить асфальтирование при температурах воздуха до (минус) 10 оС при обязательном обеспечении температурно-технологических параметров асфальтобетонной смеси в процессе ее доставки, укладки и уплотнения.
В 2015 г. в городе Омске произведены работы по ремонту улично-дорожной сети в период с августа по ноябрь. Асфальтобетонные покрытия отремонтированных улиц построены в разные сроки. Сроки устройства покрытий одних улиц укладывались в требования документов Основные нормативные документы, регламентирующие правила строительства дорожных одежд [1, 2], а других улиц выходили за рамки осеннего температурного ограничения, то есть асфальтирование производилось при температурах воздуха ниже 10 оС. Для выполнения работ в период пониженных температур на основ требований рекомендаций [3] был составлен технологический регламент, согласно которому выполнено асфальтирование УДС г. Омска. Для сравнительной оценки качества строительства выбрана улица Заозерная, на которой часть покрытия построена в сроки допускаемые [1, 2], а другая часть асфальтировалась по требованиям технологического регламента, в основу которого положены указания [3].
Для обеспечения критериев прочности дорожные конструкции с покрытием, устраиваемым в различные периоды, были рассчитаны по методикам, полученным в работах [4–5]. Для определения прогибов применены штамповые испытаниями, методика которых изложена в [7]. Оценка соответствия коэффициента уплотнения требованиям выполнена при количестве испытаний существенно превышающем требования [1, 2], что согласно материалам, опубликованным в статьях [8–11], повышает контроля.
Кумулятивные кривые упругих прогибов приведены на рис. 1 и рис. 2.
Рис. 1. Результаты испытаний участка № 1, построенного по требованиям [1, 2]
Рис. 2. Результаты испытаний участка № 2, построенного по требованиям [3]
Анализ результатов испытаний показал, что фактический расчетный прогиб на участке № 2 выше прогиба на участке № 1 (0,196>0,177). Приведенный фактический модуль упругости конструкции участка № 2 (Е=359,1 МПа), а на участке № 1 (Е=397,6 МПа). Требуемый модуль упругости конструкций обоих участков составляет 268 МПа. Вычисления коэффициента прочности показывают, что на участке № 1 его значение составляет 1,46, а на участке № 2–1,34. Требуемый коэффициент прочности по ОДН 218.046.01 1,3. Значит, по критерию упругого прогиба оба участка удовлетворяют требованиям, но срок службы покрытия участка № 2 будет ниже, чем № 1. Аналогичный вывод сделан из анализа результатов расчета конструкций по критериям, предложенным в работах [4–7].
Литература:
1. СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги.
2. СНиП 3.06.03–85 Автомобильные дороги.
3. Методические рекомендации по строительству асфальтобетонных покрытий при пониженных температурах воздуха. — М.: Союздорнии, 1976.
4. Александрова Н. П., Александров А. С., Чусов В. В. Модификация критериев прочности и условий пластичности при расчетах дорожных одежд // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2015. № 1 (41). — С. 47–54.
5. Александрова Н. П., Чусов В. В. Особенности расчета асфальтобетонных покрытий по сопротивлению сдвигу с учетом накапливания повреждений // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2016. № 3 (49). — С. 42–50.
6. Чусов В. В., Александрова Н. П. Два способа расчета мер теории накапливания повреждений // В сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого — взгляд в будущее: материала II международной научно-практической конференции — Омск, СибАДИ, 2016 — С. 271–275.
7. Калинин А. Л., Долгих Г. В., Александров А. С. Штамповые испытания песчаных слоев дорожной одежды, армированных геосинтетикой // Вестник научных конференций. 2016.№ 5–2 (9). С. 65–66.
8. Александрова Н. П., Семенова Т. В., Долгих Г. В. Методы определения максимальной плотности грунтов земляного полотна автомобильных дорог[Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие — Электрон. дан. − Омск: СибАДИ, 2015. — Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/ESD53.pdf, свободный после авторизации. — Загл. с экрана.
9. Александрова Н. П., Семенова Т. В., Стригун К. Ю. Совершенствование методов экспресс оценки качества уплотнения грунтов земляного полотна строительства автомобильных дорог / Н. П. Александрова, // Вестник СибАДИ. — 2015. — № 4. — С. 46–57.
10. Александрова Н. П., Семенова Т. В. Совершенствование методов экспресс контроля уплотнения грунтов в земляном полотне лесных дорог. Часть 1. Обобщающая математическая модель // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016.№ 6–2(48). — С. 10–14.
11. Александрова Н. П., Троценко Н. А. Применение измерителя жесткости грунта Geogauge для оценки качества уплотнения при операционном контроле // Вестник СибАДИ, 2014, № 3 — С. 40–47.