Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств, вхождение в культуру.
Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет острую потребность детей в самовыражении и является одним из самых любимых занятий. В этом виде деятельности дошкольники проявляют высокую заинтересованность и, что важно, небольшую утомляемость.
Эти виды деятельности выполняют функцию положительно-эмоционального обогащения, вызывают эмоции радости, восторга, вдохновения, вытесняют тревожность, напряжение, чувство беспомощности.
Теоретической базой являются исследования ученых психологов Л. С. Выгодского, Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, Ц. И. Кириенко, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А также исследования Т. С. Комаровой, Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Куцаковой, Б. М. Неменского о развитии художественно-творческих способностей детей.
Свою работу я строю в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, использую методическое пособие Т. С. Комаровой «Детское художественное творчество».
В Федеральных Государственных образовательных стандартах художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира, природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».
Одна из главных задачвоспитания детей в художественно-эстетической деятельности является развитие у них элементов творчества. Детское творчество — первое звено развития творческой деятельности, в которой ребенок проявляет свое понимание окружающего мира, свое отношение к нему. Это помогает детям раскрыть их внутренний мир, особенности восприятия и представления, интересы и способности.
Творческие способности я формирую у детей поэтапно. На начальном этапе осуществляю накопление знаний и художественных впечатлений, приобретение умений и навыков, которые необходимы для самостоятельной художественной деятельности. И только на следующем этапе становится возможным возникновение творческого замысла, поиска художественных средств.
Положительные эмоции усиливаются, если организовать практическое применение детских работ. Лучшими работами украшаем группу, оформляем тематические выставки для родителей, делаем подарки к праздникам и на день рождения товарищей. Все это стимулирует детей проявлять инициативу, усердие, вызывает желание принести пользу людям.
В развитии творческой активности большую роль играет предметно- пространственная развивающая среда, окружающая детей. В обогащении детей художественными впечатлениями помогают картины, печатные пособия, произведения прикладного, декоративного искусства, фотоальбомы. Эта группа материалов требует обязательного участия взрослого на том этапе, когда детей знакомят с ними. Даже старшие дошкольники не могут самостоятельно принимать особенности колорита, композиции, правильно определять художественную ценность предметов, которые рассматриваются.
Кроме того я знакомлю детей с произведениями искусства, рассказываю об их истории. Например, знакомя с дымковской игрушкой, обращаю внимание детей на богатое воображение мастеров, что вызывает у них желание самим создать что-то красивое для себя и других.
В старшем дошкольном возрасте, когда уже есть определенный багаж навыков художественных действий, ввожу в предметно-пространственную развивающую среду материалы, которые дети смогут использовать самостоятельно (мозаика, музыкальные инструменты, различные виды театра, материалы для изобразительной деятельности, природный материал, элементы костюмов и декорации). Материалы соответствуют возрасту детей, которые я размещаю в доступном для детей месте, поскольку желание заниматься каким-то видом художественной деятельности может возникают у них в любое свободное от занятий время.
Специфика этого вида деятельности заключается в том, что именно во время упражнения в художественных умениях дети реализуют индивидуальные творческие замыслы.
Правильно спланировать виды художественной деятельности детей, подготовить необходимые материалы мне помогают индивидуальные беседы с детьми. Накануне ее проведения интересуюсь, чем бы хотел заняться завтра каждый ребенок. Использую методический прием напоминания (Какой замечательный праздник был недавно! Как красиво пели и танцевали дети!) Такой подход восстанавливает в памяти детей художественные впечатления, вызывает стремление творить прекрасное.
Основной принцип — атмосфера должна способствовать художественной деятельности и обеспечивать свободный выбор, без этого творческий процесс невозможен.
Настраиваю детей на качество конечного результата и сообщения о том, где и как он будет использован. После того, как дети выбрали вид художественной деятельности по своим интересам, побуждаю к творческому подходу ее осуществления. Например, можно обратиться к детям: «Старайтесь придумать и сделать из природного материала такую игрушку, какую мы еще не делали. Этими игрушками оформим выставку «Дары осени». Или «Придумайте узор и раскрасьте салфетки так, как мы еще этого не делали. Пофантазируйте!» Это активизируеттворческое воображение дошкольников, вызывает положительное стремление принести радость людям.
Применяю такой принцип индивидуального подхода к ребенку, как поощрение. Для формирования у детей самоуважения, уверенности в своих возможностях проявляю внимание и доброжелательность.
Решению основной задачи — развитие художественно-творческих способностей- мне помогает правильная оценка результатов детской деятельности. В отличие от оценки, которая дается на НОД, основной акцент здесь делаю на наличии в работе элементов нового, творческого начала. Например, качество узоров, украшающих игрушки из глины, у одних детей отличается умением варьировать знакомые элементы в новых сочетаниях, чувствительностью к цветовой гамме, способностью находить самостоятельные композиционные решения. Другие же дети остаются копировщиками знакомых образцов. Поэтому, при оценке детских работ я выделяю такие работы, которые отличаются оригинальностью, пусть даже незначительной. Как уже было отмечено, этим работам необходимо найти практическое применение. Однако не забываю о других детях — всех следует похвалить, в каждой работе найти положительное.
Моими союзниками в этом направлении являются родители. Родителям в семье рекомендую осуществлять индивидуальный подход к своему ребенку, чтобы он стремился воплотить свои художественные наклонности и интересы. Консультации для родителей по организации предметно –пространственной развивающей среды дома стимулирует детей к творческой деятельности.
Стремление дошкольников к художественной деятельности формируется двумя путями: во-первых, когда родители сознательно влияют на возникновение интереса к прекрасному, на формирование у ребенка соответствующих умений и навыков, и, во-вторых, когда взрослые своим примером вдохновляют малыша, побуждают участвовать в совместной деятельности.
Большую радость и богатство впечатлений приносят дошкольникам творческие выставки работ, выполненных совместными усилиями родителей и детей. На просмотр приглашаем родителей и детей, которые не принимали участия в оформлении выставки. Это помогает привлечь их к художественной деятельности.
Именно поэтому, дети приобрели устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности. Свободно действуют с различными материалами и инструментами. Дети стали наблюдательнее, развился художественный вкус. У воспитанников сформированы чувство цвета, координация глаза, владение кистью руки. Дети добиваются результатов в продуктивной деятельности, используют их в игре. С большим удовольствием экспериментируют. А главное — они готовы к обучению в школе. Мои выпускники успешны и эмоциональны.