Масштабное реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС) обусловливает повышенные требования к уровню профессиональной подготовленности сотрудников, во многом определяющему решение служебных задач. При этом особое внимание уделяют формированию сотрудника новой формации, высококвалифицированного, образованного, юридически грамотного, воспринявшего идеи реформирования системы. В Концепции развития УИС до 2020 года особое место отводится вопросам предупреждения неслужебных связей, профилактики профессиональной деформации. Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника УИС подчеркивает важность воспитания качеств личности, соответствующих нормам общечеловеческой и профессиональной морали. В современных социально-экономических и политических условиях одним из наиболее важных направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является совершенствование ее образовательной политики. Отбор и подготовка кадров, их правовая и социальная защита, совершенствование воспитательной работы с ними представляют собой важные направления управленческой деятельности в УИС.
Важнейшей задачей учебных центров Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России) является совершенствование правового, нравственного, эстетического и физического воспитания слушателей, привитие им высоких профессиональных качеств, дисциплинированности, исполнительности и моральной стойкости. Воспитательная работа в учебных центрах регламентируется: законами Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», от 25 декабря 2008 г. N 273- ФЗ «О противодействии коррупции», постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», приказами Минюста России от 23.03.2007 № 59 «Об утверждении инструкции по организации деятельности учебного центра (учебного пункта) территориального органа уголовно-исполнительной системы», ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы», ФСИН России от 11 января 2012 г. № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы», Минюста РФ от 06.06.2005 N 76 «Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
Воспитательная работа с переменным составом имеет свои особенности. Слушатель учебного центра — это уже сформированная на определенном этапе своего развития личность. Отношение к жизни, к людям, к работе, к образованию, умственное и физическое развитие, интересы, стремления — все эти основы уже есть, они созданы в течение двадцати и более лет жизни человека и его воспитания, проявляются в его поведении и деятельности, влияют на взаимоотношения с людьми. При осуществлении воспитательной работы в учебных центрах это необходимо учитывать. В федеральном казенном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Межрегиональный учебный центр Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области» (ФКОУ ДПО МУЦ УФСИН России по Новосибирской области) воспитание слушателей осуществляется по следующим направлениям: государственно-патриотическое, нравственное, правовое, эстетическое и физическое. Каждое из них предполагает достижение конкретных воспитательных целей в соответствующих формах воспитательной работы для формирования мировоззрения будущего грамотного сотрудника УИС.
Государственно-патриотическое воспитание предполагает оказание воздействия на слушателей в целях формирования качеств гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, безопасности личности, общества и государства. Это направление воспитания предусматривает, прежде всего, формирование активной жизненной позиции слушателя, позволяющей ему в полной мере использовать свои гражданские права и обязанности в интересах государства и общества. Для этого в учебном центре постоянно организовываются встречи ветеранов, проведение тематических мероприятий и концертов и музеев.
Специфика деятельности УИС, в том числе постоянное общение с осужденными к лишению свободы, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия, вследствие этого происходит профессиональная деформация. Она выражается в утрате сотрудником истинного представления о нравственном смысле своей профессии, притуплении чувства профессионального долга, повышении восприимчивости к отрицательным мотивам. В своих работах С. И. Афанасьева и Н. С. Фурсов отмечают, что это стало возможным из-за серьезных просчетов в организации нравственного воспитания сотрудников УИС, в первую очередь в учебных центрах ФСИН России. В связи с этим особую значимость приобретает необходимость совершенствования нравственного воспитания сотрудников, особенно на этапе начальной профессиональной подготовки, так как именно здесь закладываются моральные основы будущей служебной деятельности. Нравственное воспитание предусматривает оказание воздействия на сознание, чувства и волю слушателей в целях формирования и развития этических норм и правил поведения, соответствующих требованиям к сотрудникам УИС в современных условиях. Содержание нравственного воспитания нацелено на вооружение слушателей знаниями о предъявляемых требованиях со стороны государства и общества к их профессиональному и нравственному облику, а также формирование и осознание личностного смысла моральных принципов и норм, позволяющих предотвращать негативные действия и поступки, формировать профессиональные нравственные чувства (ответственность, гордость, доблесть). По мнению С. И. Афанасьевой «нравственнее воспитание слушателей учебных центров ФСИН России будет эффективным, если: научно обоснованное педагогическое руководство процессом обеспечивается с учетом его специфики и при реализации принципов как основополагающих требований; стимулируется повышение уровня педагогической компетенции и нравственной культуры сотрудников, состоящих на должностях командно-преподавательского состава, что обусловлено замещением их лицами, служившими в исправительных учреждениях и не имеющими опыта педагогической работы; активно применяются методы нравственного воспитания слушателей как наиболее оптимальные способы решения образовательных задач; максимально используются воспитательные возможности учебной группы как коллектива, педагогическая деятельность которого организуется на основе нравственных ценностей и отношений; усиление направленности содержания учебного материала осуществляется с позиций значимости нравственного воздействия на слушателей». Успешному решению воспитательных задач способствует внедрение в образовательный процесс и повседневную деятельность состязательности и здорового соперничества.
Сущность правового воспитания рассматривается как целеустремленное и систематическое влияние на сознание и чувства слушателей в целях формирования у них устойчивых правовых убеждений, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек правомерного поведения. Особо актуально проведение мероприятий по развитию антикоррупционного поведения сотрудника. В рамках этих мероприятий проводится организация правовой пропаганды, контроль за соблюдением законности и правопорядка, дисциплины и дисциплинарной практики. В учебном центре сотрудниками строевого подразделения с переменным составом еженедельно проводится государственно-правовое информирование, особо акцентируя внимание на доведение различных обзоров. Кураторы учебных групп во время кураторского часа проводят ознакомление с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и памяткой государственному служащему УИС по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, определяющие понятие и порядок урегулирования конфликтов интересов.
Эстетическое воспитание — это воздействие на слушателей в целях разностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира. В этих целях осуществляется формирование эстетического отношения к служебному долгу, субъектам и объектам профессиональной деятельности, привитие эстетического отношения к форме одежды, повышение эстетического содержания ритуалов.
Физическое воспитание предполагает воздействие на слушателей в целях совершенствования их физической культуры, организации активного досуга, укрепления здоровья, формирования морально-волевых, боевых и психологических качеств, необходимых для выполнения служебных и иных задач. В интересах физического воспитания осуществляется плановая физическая подготовка, проведение спортивно-массовых мероприятий, организация активного досуга переменного состава в выходные и праздничные дни, пропаганда здорового образа жизни и др. Воспитательная работа предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных и эффективных форм, методов и средств воспитательного влияния в соответствии с педагогическими принципами, индивидуально для каждого слушателя и конкретной ситуации.
В «Правилах для воспитателей», утвержденных в 1865 году для военных учебных заведений, указывалось, что военное учебное заведение заботится о равномерном развитии всех умственных, нравственных и физических сил воспитанников и этим определяется деятельность воспитателей. Воспитателям необходимо пользоваться среди воспитанников любовью, уважением и авторитетом, стараться войти в доверие. В «Правилах для воспитателей» указывалось на необходимость развивать у воспитанников «любовь к человеку, правила чести и неуклонное стремление к правде в убеждениях и действиях, уважение к старшим, сочувствие ко всему возвышенному, прекрасному и любовь к науке... Воспитатель должен требовать выполнения правил учебного заведения, никому не давать поблажек, относиться ко всем равно, самому служить примером, помогать советом тем, кто не умеет еще вести себя, и в редких случаях прибегать к наказаниям» [1].
Литература:
- Алпатов Н. И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России: дисс. … док. пед. наук. — АПН. РСФСР, 1950