Первой особенностью конституционного статуса личности в Великобритании является то, что отсутствует системное изложение прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Они устанавливаются и регулируются статутами, прецедентами, обычаями. Поэтому в Великобритании основное внимание уделяется обеспечению эффективной зашиты прав и свобод, прежде всего судебной.
В Великобритании имеется специальное законодательство против дискриминации по расовому и половому признаку (Акт о расовых отношениях 1976 г. и Акт о дискриминации по признаку пола 1975 г.). Они касаются, в основном, обеспечения равенства в трудовой и социальной сферах, предусматривают ответственность за проявления дискриминации.
Предусматриваются законами ограничения прав человека в интересах безопасности общества и государства. Они, в основном связаны с борьбой против терроризма (акты о чрезвычайных мерах 1973 г., 1978 г. и Акт о предотвращении терроризма 1984 г.). Эти законы предусматривают особенности уголовно-процессуальных гарантий прав лиц, подозреваемых в терроризме, а также возможность ограничения права на неприкосновенность частной жизни. Имеет особенности и регулирование конституционного статуса личности в аспекте отношения к гражданству. Существует несколько категорий лиц по степени правовой связи с Великобританией. Различие между ними по правовому статусу состоит в различных возможностях по реализации политических прав (прежде всего, избирательного), а также въезда на территорию Великобритании. Это обусловлено историей Великобритании как колониальной державы. Имеются следующие категории. Во-первых, это граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (подчеркнем, хотя Великобритания — монархия, употребляется термин граждане, а не подданные). Они обладают всей полнотой прав и свобод. Для приобретения такого гражданства в порядке натурализации требуется проживать на территории Великобритании определенное время, иметь «хороший характер» и достаточное знание английского, или гэльского (коренного для Шотландии), или валлийского (коренного для Уэльса) языка, намерение постоянно проживать в Великобритании или поступить на службу (работу), связанную с постоянным пребыванием в стране. В случае вступления в брак с британским гражданином требования упрощаются. Во-вторых, существует гражданство британских зависимых территорий (что это за территории, будет сказано ниже). Данный статус не предусматривает права свободного въезда на территорию Великобритании, но позволяет в упрощенном порядке получить гражданство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. В-третьих, имеется гражданство британских заморских территорий. В-четвертых, известны лица под британской защитой. В основном к ним относятся граждане бывших английских колоний или территорий, находившихся под протекторатом Великобритании. Такой статус им придается, как правило, в связи с чрезвычайными обстоятельствами, по решению монарха (на самом деле — Кабинета). В-пятых, особый статус имеют граждане Ирландской Республики. Они обладают, в частности, в Великобритании активным избирательным правом. В-шестых, в Великобритании могут находиться иные иностранные граждане и лица без гражданства.
Отдельные права, свободы иобязанности человека вВеликобритании.
В британском конституционном праве не существует единой официальной классификации прав и свобод граждан, законодательно закрепленного деления на личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.
Ключевой среди личных прав и свобод является свобода личности — право не подвергаться произвольному и безосновательному физическому ограничению свободы. Основным документом в этой сфере является, действующий по сей день, Хабеас корпус акт 1679 г. Основные его положения предусматривают право судебной проверки оснований ареста, презумпцию невиновности, запрет на получение доказательств вины путем психического и физического давления и т. д. К личным правам относится также тайна переписки и телефонных переговоров, защита от электронных средств контроля над личной жизнью, свобода совести и вероисповедания, неприкосновенность жилища (то есть невозможность войти туда без специального разрешения, выдаваемого судьей на законных основаниях).
К политическим правам и свободам могут быть отнесены свобода слова, свобода прессы, свобода собраний и объединения. Последнее включает право создавать политическую партию. В Великобритании основную борьбу за представительство и органах власти недуг, на сегодняшний день, две политические партии: Консервативная и Лейбористская. Есть, конечно, и другие партии, в том числе достаточно крупные. В Великобритании отсутствует закон, регулирующий деятельность политических партий, она определяется различными статутами, обычаями и прецедентами. Однако рядом статутов закреплен статус основной оппозиционной партии. Она именуется «оппозиция Правительства Ее Величества». Эта партия получает денежные средства из бюджета, а ее лидер может сформировать и возглавить «теневой» Кабинет министров и даже получать, как его руководитель, заработную плату из бюджета же. Задача «теневого» кабинета — обеспечение беспрерывности управления в случае смены Правительства и контроль за Правительством.
Достаточно подробно регулируется в Великобритании право на организацию профессиональных союзов (оно не распространяется на работников полиции, военнослужащих, сотрудников спецслужб).
Одно из важнейших политических прав, безусловно, избирательное право. Для избирательного законодательства Великобритании характерно следующее. Во-первых, установлен достаточно невысокий возрастной ценз при приобретении пассивного избирательного права — им пользуются граждане (только британские и ирландские), достигшие 21 года. Во-вторых, в Великобритании запрещено баллотироваться ряду государственных должностных лиц (необходимое условие выдвижения в таком случае — отставка с соответствующего поста, то есть не предоставляется возможности, в отличие от многих других стран, сначала быть избранным, а потом оставить занимаемый пост). Интересен специфический моральный ценз — не могут быть выдвинуты банкроты. В-третьих, активно используется избирательный залог как условие регистрации кандидатом. Если кандидат набирает менее 5 % голосов избирателей, залог не возвращается. Правда, и залог сравнительно невысок.
В Великобритании применяется в основном мажоритарная система относительного большинства, но при формировании части шотландского Парламента и части Ассамблеи Уэльса используется пропорциональная избирательная система.
Среди социально-экономических прав важнейшее признаваемое и защищаемое в Великобритании, безусловно, право собственности. Получили закрепление такие социальные права как право на равную плату за равный труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование, право на здоровье и защиту от загрязнения окружающее среды и т. д.
На основе всего вышеизложенного сделаем вывод:
Конституционное право как отрасль занимает ведущее место в системе права каждого государства. Данная отрасль определяет статус гражданина, права и свободы человека, основы устройства государства и общества, построения и функционирование правовой системы.
Конституционное право Великобритании отличается весьма существенными особенностями. В стране не было, и нет писаной конституции как единого, нормативно-систематизированного акта. Отсутствует и единая процедура принятия конституционных норм. Ее заменяет совокупность правовых правил: это статуты, как акты парламента, принятые на протяжении столетий. Многие из них сохраняют силу лишь частично. Число парламентских актов конституционного характера превышает четыре тысячи, и они охватывают разные стороны государственной власти и управления.
Наряду с этим и судебные решения — прецеденты, особенно Палаты лордов — как высшей судебной инстанции, имеют обязательный характер для всех судов.
Следующим основным источником конституционного права выступают своего рода неписаные нормы — правовые обычаи, сложившиеся в практике государственной деятельности.
В Великобритании, к примеру, правовой обычай (конституционное соглашение) регулирует назначение монархом на пост премьер-министра лидера победившей на парламентских выборах партии, реализацию принципа парламентской ответственности правительства, досрочный роспуск Палаты общин и т. д.
Источником английского конституционного права считаются и труды крупных ученых-юристов. В них содержится описания, обобщения и оценки писаных и неписаных конституционных норм.
Английские юристы считают эффективным секретом британской «Конституции» единение исполнительной и законодательной властей. Почти все законопроекты исходят от Правительства.
Великобритания является монархией, права Короны очень широки и охватывают, по сути дела, все сферы государственной деятельности. Но на самом деле они намного уже, поскольку большинство полномочий Короны осуществляет Кабинет министров, и особенно Премьер-министр.
Еще одна особенность английского строя — отсутствие института конституционного контроля в отличие от большинства стран континентального права.
Также отметим, что государственное устройство Великобритании построено на актах-униях. Будучи унитарным государством, оно допускает широкую самостоятельность для Уэльса и особенно для Шотландии. Для них есть квоты мест в Палате общин, имеются специальные министерства, ведающие их делами, могут приниматься специальные законы для Шотландии.
Литература:
- Григонис Э. П., Григонис В. П. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций. — СПб.: Питер, 2008. — 416 с.
- онституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. д.ю.н. А. С. Автономова — М.: Юриспруденция, 2007. — 400 с.
- Мишин А. А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / 6-ое изд. перераб. и допол. — М.: Белые альвы, 1998. — 456 с.
- Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. — М.: Издательство НОРМА, 1996. — 432 с.
- Шестакова К. Д. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. Пособие. — М.: Изд-во РИОР, 2004. — 156 с.
- Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1. / Под ред. К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. — М.: Юристъ, 2008. — 392 с.
- Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.2. / Под ред. К. Н. Батыра и Е. В. Поликарповой. — М.: Юристъ, 2006. — 520 с.