Развитие гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 30.08.2016

Статья просмотрена: 5802 раза

Библиографическое описание:

Купчеков, А. М. Развитие гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге / А. М. Купчеков, Н. А. Бикбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 426-430. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33440/ (дата обращения: 18.12.2024).



Развитие отелей вСанкт-Петербурге сегодня.

Гостиничный бизнес является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей, на которую приходится около 6 % мирового ВНП и около 5 % всех налоговых поступлений. Развитие гостиничного бизнеса стимулирует развитие других направлений: транспорта, торговли, строительства, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, сферы услуг и т. д. В среднем, на каждые 10 туристов, проживающих в гостинице, приходится около трех рабочих мест напрямую, и два рабочих места, косвенно связанных с обслуживанием (сотрудники турфирм, транспортных компаний и т. д.)

Основными сегментами гостиничного сектора являются: сетевые отели, мини-отели, хостелы, ведомственные гостиницы, мотели, гостиницы при аэропортах.

В Санкт-Петербурге на сегодняшний день наибольшей популярностью пользуются два направления: отели (сегменте люкс, верхнем пределе верхнего сегмента и верхнем сегменте) и хостелы.

На конец июня 2015 года рынок гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга насчитывает 139 объектов общим объемом номерного фонда в 19,8 тыс. номеров (не включая мини-отели, ведомственные гостиницы и общежития). В первой половине года на рынке Санкт-Петербурга не открылось новых отелей. Более того, для большинства гостиниц, где прием первых гостей был запланирован уже в этому году, сроки открытия перенесены на 2016 год. Во многом это связано с экономической ситуацией и удорожанием финального этапа реализации гостиниц — отделки номерного фонда, стоимость которой существенно выросла в связи с девальвацией рубля.

http://spb.arendator.ru/data/editor_imgs/2/abc-editor_img-2157.jpg

Рис. 1.

Однако уже в первом квартале 2016г рост доходности на номер составил в районе 16–18 %. Рост этот актуален для отелей класса люкс, который стал возможен благодаря увеличению тарифов и заполняемости. Во втором квартале 16г. Также планируется рост доходности за счет Международного экономического форума, белых ночей и майским праздникам [5]. Увеличивать заполняемость столичных отелей получается и благодаря росту курса на европейские валюты, согласно опросам 23 % респондентов в 2016г предпочли отдыху за границе путешествия по стране, в том числе СПб.

На сегодняшний день происходит очередной подъем в сфере развития гостиничного бизнеса, что, конечно, во многом связано с предстоящим Чемпионатом Мира по футболу, который будет проходить с 14 июня по 15 июля 2018 года. Уже известно, что в Северной столице состоится полуфинал, матч за третье место и еще 5 промежуточных. По предварительным оценкам экспертов, город ожидает огромный наплыв гостей — одних болельщиков более 500 тысяч, а еще приедут организаторы, партнеры и журналисты. Очевидно, что такой избыток туристов значительно превышает возможности номерного фонда города (около 19000 номеров) [5]. Такая ситуация делает открытие своего гостиничного дела или приобретение уже налаженной гостиницы/отеля более чем перспективным вложением своих средств.

Однако в связи с падением реальных доходов населения в 2014–15гг и переориентацией туристских потоков, сегодня в Санкт-Петербурге, как никогда, внимание приковано к развитию «малых средств размещения», таких, как мини-отели и хостелы.

Хостелы.

Итак, в 2015 году из-за серьезного ухудшения экономической ситуации реальный платежеспособный спрос населения сократился — зато это шанс для «малых отельеров».

Для того, чтобы понять долю хостелов на рынке, достаточно взглянуть на цифры: суммарный оборот небольших гостиниц Северной столицы составляет 3,6 млрд рублей в год, в это же время объем рынка хостелов — 880 млн. Хостелы в основном ориентированы на молодежь, студентов. Людей, которым важно больше не место проживания и его комфорт, а невысокие цены. Хостелы требуют гораздо меньше места, поэтому расходы на обслуживание, аренду меньше по сравнению с отелями и гостиницами. При спаде платежеспособности населения цены на номера в таких отелях сильно не изменились:

http://www.bsn.ru/img/1(35).png

Рис. 2.

Многие хостелы для начала своей работы занимаются расселением коммуналок, несмотря на то, что это очень трудоемкий процесс. Так, например, ТАЙГА Hostel, который входит в Топ-10 лучших хостелов города, расселением коммунальной квартиры, согласованием всех документов и подготовке к открытию занимался больше года — для открытия хостела это действительно очень долгий и тяжелый период, который требует много средств, как материальных, так и моральных». По данным ассоциации «Межрегиональное объединение развития индустрии хостелов», арендная ставка для хостелов в 2014 году в среднем составила от 600 до 800 рублей за квадратный метр в месяц, предельный срок окупаемости хостелов в аренде составляет два-три года. Около 39 % выживают после открытия бизнеса. Если говорить о точке безубыточности, то для хостелов это среднегодовая загрузка в районе 57 %. В высокий сезон — для Петербурга это лето — средняя загрузка составляет 84 %. Для качественных предложений этот показатель близок к 100 %.

Проблемы гостиничного бизнеса.

Что ни говори, а одной из актуальных проблем гостиничного бизнеса является уровень сервиса. Конечно, отели, работающие «под флагом» крупных гостиничных сетей, соблюдают все «брендовые» нормы, но вот от небольших отелей, особенно в маленьких городах, можно ожидать чего угодно. Туристы пишут о том, что такие отели все еще «дышат» советским настроением — соответствующая обстановка, отсутствие ремонта и негативное отношение персонала отставляют далеко нелицеприятное впечатление об отдыхе.

Нехватка квалифицированных кадров. Гостиничный бизнес является новой отраслью экономики современной России, поэтому здесь отсутствуют резервы квалифицированных работников, для подготовки и обучения которых необходимо создание сети профильных учебных заведений и существенные затраты времени. Индустрия же развивается настолько стремительно и динамично, расширяя спектр предоставляемых услуг, совершенствуя систему организации труда, что дефицит кадров наблюдается постоянно. Привлечение неквалифицированных работников к труду в отрасли, по мнению многих экспертов, приводит к убыткам бизнеса вследствие непрофессионализма, как-то материальный ущерб, потеря доверия клиентов и др.

Специалисты проанализировали вакансии и резюме в гостиничном бизнесе и сделали вывод, что 57 % кандидатов на работу ищут вакансии сразу в трех-четырех компаниях. 43 % считают, что смогут получать заработную плату на 40- 50 % больше, чем раньше. Однако реально зарплата увеличилась вместо 50 % на 27 %. [3]

Нехватка гостиниц среднего класса. Деятельность отечественных и международных сетей сосредоточена в основном в сфере гостиниц уровня 4*, 5*, собственниками которых являются совместные предприятия с участием частных инвесторов и местных органов власти. Для таких гостиниц характерен высокий уровень обслуживания при высокой стоимости оказанных услуг, доступной к оплате, а значит и использованию, только богатых людей (представителей крупного бизнеса, известных артистов, политических деятелей). Что же касается гостиниц с хорошим уровнем сервиса, доступных представителям среднего класса, в отрасли наблюдается их дефицит во всех крупных городах страны, в том числе и в столице. Согласно маркетинговым исследованиям, наиболее востребованными на сегодня являются гостиницы 3*, большинство из которых не соответствует своему уровню качества обслуживания и подготовки персонала [2, стр. 163].

http://www.bsn.ru/img/1(34).png

Рис. 3.

Несовершенство законодательства в области гостиничного бизнеса выражается в сложной и длительной процедуре получения предпринимателем лицензии, сертификата на осуществление гостиничной деятельности, актов регистрации и других юридических документов. Это, в свою очередь, сдерживает желание инвесторов вкладывать средства в строительство гостиниц, расширение их сети и спектра предоставляемых услуг. Особенно остро такая проблема возникает в густонаселенных, многомиллионных городах, в которых земля под застройку имеет очень высокую стоимость.

Отсутствие стабильного финансирования отрасли обуславливается, в первую очередь, неустойчивой экономической ситуацией в государстве. Кризисы 2008, 2014 гг., связанные с общей экономической, политической ситуацией в мире и регионе, приводят к колебаниям курсов иностранных валют, снижению спроса на гостиничные услуги, сворачиванию деятельности отдельных компаний, финансовому банкротству предпринимателей. Нестабильная ситуация не позволяет разрабатывать и реализовывать программы устойчивого развития отрасли на годы вперед [2, стр. 172].

Низкая эффективность реконструкции существующих гостиниц. Как отмечают большинство экспертов, реконструкция и замена устаревшего гостиничного фонда сопровождаются неудачами, так как на период выполнения таких работ у городских властей, как правило, нет альтернативного фонда, способного восполнить недостающее количество гостиничных номеров. Поэтому, либо реконструкция гостиницы происходит поэтапно без прекращения ее работы, что ухудшает качество услуг, либо снос устаревших зданий откладывается, что приводит к еще большему износу фонда номеров. Снижение количества гостиничных номеров вследствие реконструкции или сноса отдельных гостиниц неизбежно приводит к повышению стоимости услуг в других функционирующих гостиницах.

Государственная поддержка.

В январе 2016 года в правительстве Санкт-Петербурга шла речь об упрощении законодательства относительно хостелов и мини-отелей. Городские власти подготовили ряд поправок, по которым учредить мини-отель в жилом доме будет проще. Как сообщает начальник управления Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Елена Клеверова, поправки будут ориентированы «на реальный сектор экономики». Однако документу еще предстоит рассмотрение на федеральном уровне.

Главные препятствия для развития малых гостиниц города — частичное отсутствие официального статуса для малых средств размещения в жилом фонде. Не так давно был принят стандарт условий размещения гостей в хостелах и введена обязательная сертификация, благодаря которой теперь работа мини-отелей и хостелов регламентируется законодательно.

Заполняемость отелей в основном зависит от их договоров с туроператорами. Т. к. в кризисное время очень многие туроператоры уходят с рынка, от этого напрямую страдает и туристский бизнес. Однако с последнее время набирают популярность системы онлайн-бронирования гостиниц. Таким образом гость на прямую может забронировать себе номер, не переплачиваю посредникам, а отель меньше зависит от туроператоров. Как сообщают сами владельцы небольших гостиниц, сотрудничество с сервисами онлайн-бронирования способствует увеличению количества гостей. Так происходит разделение классического туристического пакета на составляющие части за счет возможности покупки билета, бронирования гостиницы, заказа визы на разных сайтах-системах онлайн-бронирования. По этой причине произошел переход основной массы туристов в разряд условно «самостоятельных». В целом, несмотря на те сложности, с которыми сталкиваются владельцы малых средств размещения, мини-отели — это быстро растущий рынок в сфере туристских услуг. Как заверяют эксперты, к 2018 году число хостелов в Петербурге может вырасти на 20 %.

В преддверии чемпионата мира по футболу 2018г в офисе Санкт-Петербургского ГКУ «Городского туристско-информационного бюро» Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга прошло рабочее совещание, посвященное вопросам классификации гостиниц и создания условий для доступности средств размещения лицам с ограниченными возможностями. В ходе совещания было установлено, что все гостиницы и отели СПб обязаны пройти процедуру классификации до 1 июля 2016г, не прошедшим классификацию в срок, будет отказано в возможности оказания услуг в период проведения чемпионата.

Работа по классификации гостиниц осуществляется в соответствии с приказом № 1215 Министерства культуры РФ от 11.07.2014. При прохождении классификации средствам размещения присваивается от одной до пяти звезд, также существует категория «миниотель» для средств размещения с номерным фондом от 1 до 5. После прохождения процедуры представителям средства размещения вручается специальное свидетельство и подтверждение этого документа. Данные о классификации отелей передаются в Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга, и далее — в Министерство культуры РФ. В ходе совещания так же было решено, что хостелы и отели в жилом фонде не могут проходить классификацию.

В настоящее время гостиницы стараются сделать максимально доступными для людей с ограниченными возможностями. В соответствии со статьей ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации обязаны создавать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Современные технологии позволяют оснастить гостиницы и отели необходимым оборудованием — роллопандусами, поручнями и другими приспособлениями для данных групп населения.

Впроцессе подготовки к таким событиям, как Чемпионат мира по хоккею — 2016 и Чемпионат FIFA — 2018, гостиничной инфраструктуре предстоит нести существенные расходы, поэтому отельеры Петербурга выступили с просьбой предоставить государственную поддержку гостиничным комплексам, а именно — региональную льготу по уплате налога на имущество для гостиниц города в период 2016–2017 годов.Пока ответа на предложение не поступило [6].

Литература:

  1. Ковалев С.Н Вступление в ВТО.
  2. Шматько Л. П. Туризм и гостиничное хозяйство — М.: Март, 2005. — 346 с.
  3. На гостиничном рынке России преобладают иностранные компании [Электронный ресурс]. — URL: http://prohotel.ru/review-218706/0/.
  4. РБК. Исследования рынков.
  5. http://ppt.ru/news/135069
  6. https://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/news/73238/
Основные термины (генерируются автоматически): гостиничный бизнес, гостиница, отель, номерной фонд, Петербург, верхний сегмент, высокая стоимость, государственная поддержка, жилой фонд, Северная столица.


Задать вопрос