В статье рассматриваются современные проблемы, препятствующие обеспечению сбалансированности региональных бюджетов на примере бюджета Ставропольского края, и предлагаются основные подходы к их решению.
Ключевые слова: региональный бюджет, сбалансированность, кризис, налоговые и неналоговые доходы, межбюджетные трансферты, государственный долг субъекта РФ
На протяжении последних нескольких лет российская экономика развивается в сложных условиях экономической турбулентности, пытаясь преодолеть последствия сначала мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг., затем еще и российского системного кризиса 2014–2015 гг. Кризисные явления отразились на всех сферах экономической жизни страны, и в первую очередь на бюджетной сфере. В условиях экономической нестабильности и неопределенности существенно обострилась проблема обеспечения сбалансированности доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. И если федеральный бюджет какое-то время был защищен накопленными в прежние годы резервами от нефтегазовых доходов, то большинство региональных бюджетов, испытывающих и в докризисное время проблемы с формированием достаточного объема доходных источников для покрытия своих расходов, оказались в сложном финансовом положении.
Рассмотрим сложившуюся ситуацию с обеспечением сбалансированности региональных бюджетов на примере Ставропольского края. Основные показатели краевого бюджета представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные фактические показатели бюджета Ставропольского края, млрд руб. [1]
Показатели |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
1. Доходы, втом числе: |
47,05 |
49,84 |
58,15 |
65,66 |
70,30 |
75,30 |
77,41 |
75,48 |
Налоговые и неналоговые доходы, в том числе: |
26,71 |
26,12 |
32,72 |
34,55 |
41,25 |
44,38 |
46,81 |
46,59 |
|
10,28 |
7,23 |
10,89 |
11,71 |
13,41 |
12,23 |
12,17 |
10,11 |
|
7,37 |
8,92 |
9,35 |
10,12 |
11,85 |
13,47 |
16,25 |
16,67 |
|
1,76 |
2,80 |
4,67 |
5,59 |
6,89 |
7,71 |
7,13 |
6,96 |
|
0,64 |
0,56 |
0,59 |
0,78 |
2,39 |
2,83 |
2,96 |
3,26 |
|
3,19 |
3,46 |
3,71 |
4,05 |
5,79 |
6,91 |
7,12 |
8,15 |
|
3,47 |
3,15 |
3,51 |
2,30 |
0,92 |
1,23 |
1,18 |
1,44 |
Безвозмездные поступления, в том числе: |
20,34 |
23,72 |
25,43 |
31,11 |
29,05 |
30,92 |
30,60 |
28,89 |
|
20,19 |
23,46 |
23,10 |
30,19 |
28,46 |
30,55 |
30,45 |
27,78 |
− дотации |
10,38 |
12,12 |
10,73 |
11,41 |
10,57 |
14,86 |
14,53 |
12,45 |
− субсидии |
6,03 |
6,85 |
6,96 |
10,93 |
9,97 |
9,91 |
8,24 |
8,18 |
− субвенции |
2,04 |
3,69 |
4,87 |
3,93 |
3,57 |
3,78 |
5,14 |
5,15 |
− иные межбюджетные трансферты |
1,07 |
0,72 |
0,51 |
2,82 |
3,11 |
0,61 |
2,54 |
2,00 |
− прочие безвозмездные поступления |
0,67 |
0,08 |
0,03 |
1,10 |
1,24 |
1,39 |
- |
- |
|
0,15 |
0,26 |
2,33 |
0,92 |
0,59 |
0,37 |
0,15 |
1,11 |
2. Расходы |
45,78 |
54,81 |
56,64 |
67,16 |
76,41 |
83,30 |
81,61 |
84,97 |
3. Дефицит / профицит |
+1,27 |
-4,97 |
+1,51 |
-1,50 |
-6,11 |
-8,00 |
-4,20 |
-9,49 |
Как видно из данных таблицы 1, в 2008–2014 гг. наблюдается ежегодное увеличение доходов краевого бюджета, а в 2015 г. — снижение на 2,5 % по сравнению с 2014 г. за счет уменьшения налоговых доходов и безвозмездных поступлений. Исполнение бюджета Ставропольского края в 2015 г. происходило в условиях продолжения действия основных внешне- и внутриэкономических тенденций, сформировавшихся в 2014 г., и характеризовалось ростом инфляции и отрицательной динамикой ВРП. При этом основными причинами отрицательных темпов роста экономики в 2015 г. помимо неблагоприятных внешних условий явились и внутриэкономические факторы, в особенности значительное снижение совокупного внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.
Основным источником доходной части бюджета Ставропольского края являются налоговые и неналоговые доходы с преобладанием налоговых. С 2008 г. по 2015 г. наблюдается колебание их удельного веса в общей сумме доходов в диапазоне от 52,4 % до 61,7 % с наименьшей долей в 2009 г. (52,4 %) и в 2011 г. (52,6 %). Эти колебания обусловлены как негативными последствиями мирового финансового кризиса, так и изменениями в федеральном бюджетном и налоговом законодательстве, в частности появлением консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), «амортизационной премии», предоставлением федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам.
Наибольшая часть доходов бюджета Ставропольского края формируется за счет федеральных налогов (в основном, НДФЛ, налога на прибыль организаций, акцизов). Причем кризисные явления и экономическая нестабильность в стране больше всего отражаются на сборах налога на прибыль организаций. Так, резкое падение объемов поступлений по этому налогу в краевой бюджет наблюдалось в кризисном 2009 г. (на 29,7 %) и в 2015 г. (на 16,9 %), а с 2012 г. можно говорить уже о тенденции его снижения (с 13,41 млрд руб. в 2012 г. до 10,11 млрд руб. в 2015 г., т. е. на 24,6 %). Снижение величины поступающего в краевой бюджет налога на прибыль обусловлено снижением поступлений от участников консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), осуществляющих деятельность на территории края, а также от филиалов иногородних компаний. Кроме того, по уточненным декларациям, предъявленным налогоплательщиками в 2015 г., из краевого бюджета возвращено налога на прибыль организаций в сумме 3,75 млрд руб., что в 3,2 раза больше, чем за 2014 г. [2].
Что касается налога на доходы физических лиц, то его поступление в краевой бюджет в 2008–2015 гг. ежегодно росло в связи с ростом номинальной заработной платы. Однако следует отметить сокращение его темпов прироста в 2015 г.
Величина акцизов повышалась с 2008 г. по 2013 г., а в 2014–2015 гг. наблюдалось ее снижение в доходах краевого бюджета. Снижение в 2015 г. поступлений акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции ставропольских товаропроизводителей обусловлено снижением объемов производства и реализации продукции в результате уменьшения количества выданных Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка лицензий винодельческим предприятиям края. Кроме того, снизились поступления акциза по пиву, спирту и алкогольной продукции крепостью свыше 9 % из-за снижения объемов производства и реализации данной продукции.
По налогам на совокупный доход наблюдается положительная динамика с 2010 г., а по налогам на имущество — с 2008 г. Другие налоговые и неналоговые доходы в течение 2008–2015 гг. имели нестабильную динамику и с 2012 г. наименьший удельный вес в общей величине налоговых и неналоговых доходах краевого бюджета.
Из-за низкой бюджетной обеспеченности налоговыми и неналоговыми доходами Ставропольскому краю предоставляется значительный объем финансовой помощи. Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета края колебалась в диапазоне от 38,3 % до 47,6 %. Наибольший удельный вес безвозмездных поступлений был в 2009 г. (47,6 %), а наименьший — в 2015 г. (38,3 %).
Преобладающую долю в общей сумме безвозмездных поступлений имеют межбюджетные трансферты из федерального бюджета, динамика которых в 2008–2015 гг. отличается нестабильностью. При этом наибольшие темпы снижения объема безвозмездных поступлений из федеральной казны в краевой бюджет наблюдались в 2015 г. (снижение по сравнению с 2014 г. на 8,8 %). В их составе и структуре преобладают дотации, в том числе на выравнивание бюджетной обеспеченности, снижение величины которых стало основной причиной снижения суммарной величины федеральной финансовой помощи. Снижение в последние годы безвозмездных поступлений бюджетам субъектов РФ обусловлено сокращением финансовых возможностей федерального бюджета в связи со сложной экономической ситуацией в стране.
При наблюдающемся сокращении или снижении темпов прироста налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета, а также уменьшении межбюджетных трансфертов наблюдается рост его расходов (за исключением 2014 г.), причем чаще более высокими темпами, чем рост доходов. В результате если в 2008 г. и 2010 г. краевой бюджет был исполнен с профицитом, то в 2009 г. и в 2011–2015 гг. — с дефицитом. При этом наибольший объем дефицита краевого бюджета наблюдался даже не в острой фазе кризиса 2009 г., а в 2015 г. (превышение почти в 2 раза).
Несбалансированность регионального бюджета привела к значительному росту государственного долга Ставропольского края (таблица 2).
Таблица 2
Объем внутреннего государственного долга Ставропольского края, млрд. руб. [1]
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Объем внутреннего долга субъекта РФ |
4,65 |
4,86 |
8,66 |
15,15 |
20,94 |
27,95 |
34,63 |
Объем долга муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ |
0,36 |
0,45 |
0,48 |
0,89 |
0,90 |
1,21 |
1,72 |
С кризисного 2009 г. по 2015 г. объем внутреннего государственного долга Ставропольского края увеличился в 7,4 раза, при этом наибольший прирост наблюдался в 2011 г. по сравнению с 2010 г. (на 78,2 %). За этот же период объем долга муниципальных образований, входящих в состав края, увеличился в 4,8 раза с наибольшими темпами прироста в 2012 г. (85,4 %).
Рост государственного долга Ставропольского края в 2015 г. на 23,9 % по сравнению с 2014 г. обусловлен принятием максимального размера дефицита краевого бюджета, что в основном связано с реализацией указов Президента РФ от 07.05.2012 г. и обеспечением расходных обязательств по переданным полномочиям. Причем в 2015 г. объем госдолга края составил 45,9 % от доходов его бюджета, в то время как в 2009 г. этот показатель составлял только 9,3 %. Высокий уровень долговой нагрузки Ставропольского края свидетельствует о наличии проблем в его экономике, в формировании и исполнении его бюджета, что может, особенно в условиях сложившейся геополитической и экономической ситуации, осложнить социально-экономическое развитие и модернизацию экономики региона, еще больше ухудшить финансовое положение краевого бюджета.
Таким образом, сокращение доли общей величины межбюджетных трансфертов из федерального бюджета при довольно напряженной ситуации с наполнением большинства региональных бюджетов и росте их расходов, в том числе на реализацию майских указов Президента РФ, привели к несбалансированности бюджетов большинства субъектов РФ, в том числе и бюджета Ставропольского края. В свою очередь, необходимость принятия регионами дефицитных бюджетов потребовала осуществления заимствований, которые в значительной мере являются коммерческими из-за ограниченного доступа регионов к ресурсам федерального бюджета, что повысило нагрузку на бюджет [3, с. 30].
В связи с этим требует дальнейшего продолжения работа по повышению самодостаточности экономического потенциала субъектов РФ. Автор согласен с мнением ряда исследователей [4; 5], что органы власти на местах должны обладать большей налоговой инициативой, чтобы иметь возможность сильнее, чем сейчас, влиять на сбалансированность территориальных бюджетов (особенно с учетом значительного роста их расходных обязательств в последнее время) и сокращение бюджетной асимметрии. Однако в условиях кризисного развития российской экономики и с учетом высокой налоговой нагрузки в стране рост налоговых доходов региональных бюджетов сейчас предлагается обеспечивать за счет использования внутренних резервов налоговой системы. Речь идет в первую очередь о повышении эффективности налогового администрирования, сокращении федеральных льгот по региональным и местным налогам, уменьшении задолженности по налоговым платежам, совершенствовании амортизационной политики, контроле за КГН и налогоплательщиками — взаимозависимыми лицами.
Кроме того, необходимо продолжить совершенствование методик распределения различных видов финансовой помощи регионам из федерального бюджета с использованием четких и прозрачных критериев, повысить уровень точности прогнозирования объема этой помощи путем увеличения доли распределяемых законом трансфертов, усилить выравнивающую составляющую межбюджетных трансфертов, продолжить консолидацию отдельных их видов [6, с. 40].
В области бюджетных расходов необходимо завершить анализ полномочий субъектов РФ на достаточность ресурсного обеспечения, осуществлять делегирование новых полномочий регионам только с адекватным финансированием, выявлять и сокращать неэффективные бюджетные расходы, ужесточить меры по контролю за бюджетными потоками и процессами образования государственного долга субъектов РФ, максимально снижать затраты бюджетов на обслуживание коммерческих заимствований.
В условиях экономической нестабильности решению проблемы обеспечения сбалансированности региональных бюджетов будут также способствовать: повышение эффективности использования финансовых средств, в том числе выделенных для реализации антикризисных мер, совершенствование бюджетного и налогового законодательства, формирование нового качества финансового менеджмента на всех уровнях управления региональными финансами.
Литература:
- Составлено автором на основе данных: Официальный сайт Министерства финансов Ставропольского края. URL: http://www.mfsk.ru/budget/otchet/kons
- Заключение Контрольно-счетной палаты Ставропольского края о результатах внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Ставропольского края за 2015 год и годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств краевого бюджета за 2015 год. URL: http://kspstav.ru/list/conclusion/2015
- Тапсиев И. С., Бондарчук А. В. Бюджетные кредиты как инструмент поддержания ликвидности счетов бюджетов // Финансы. – 2016. – №6. – С. 30-32.
- Баклаева Н. М. Некоторые проблемы реализации экономических интересов регионов в системе межбюджетных отношений // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – №33 (216). – С. 57-63.
- Лавров А. М., Домбровский Е. А. Децентрализация бюджетных доходов: международные сравнения и российские перспективы // Финансы. – 2016. – №5. – С. 16-27.
- Баклаева Н. М. Проблемы совершенствования межбюджетного регулирования на территориальном уровне // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – №25 (256). – С. 32-40.