Мотивация кобучению студентов Уральского государственного лесотехнического университета
Тарбеева Дарья Александровна, магистрант
Уральский государственный лесотехнический университет
Вряд ли кто-то станет оспаривать востребованность высшего образования в наше время. В любой стране, высшее образование — это возможность получить более высокооплачиваемую работу, сделать успешную карьеру. Высокообразованные трудовые ресурсы — достояние государства.
Что же всё-таки должно заставить человека получать высшее образование?
Безусловно, на первом месте стоит вопрос о дальнейшей карьере, реализации себя как специалиста, стремление к достойному заработку, или вовсе, наличие так называемых «корочек».
В любом случае, потребность в достижении той или иной цели у каждого человека формирует свой определенный мотив к получению образования.
Именно мотивация к обучению является актуальной проблемой подготовки высококвалифицированных специалистов.
Объект исследования: мотивы к обучению, их виды и классификации.
Предмет исследования: мотивы к обучению у студентов 4 курса кафедры «Землеустройства и кадастров».
В основе гипотезы исследования лежит предположение о том, что большинство студентов 4 курса Уральского Государственного Лесотехнического Университета (далее УГЛТУ) мотивированы лишь на получение диплома о высшем образовании, нежели на получение знаний и навыков по ранее выбранному направлению обучения.
Цель исследования: определить и проанализировать мотивы к обучению у студентов УГЛТУ.
Задачи исследования:
- Раскрыть содержание понятие мотива, исследовать классификации и виды мотивов.
- Рассмотреть особенности мотивов к обучению.
- Используя методику «Изучение мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной, опросить студентов 4 курса обучения (кафедра «Землеустройства и кадастров») с целью выявления их мотивов к обучению.
- На основании полученных результатов дать рекомендации по развитию мотивации к обучению со стороны выпускающей кафедры.
Мотив (лат. moveo — «двигаю») — это обобщенный образ (видение) материальных или идеальных предметов, представляющих ценность для человека, определяющий направление его деятельности, достижение которых выступает смыслом деятельности.
Таким образом, сам мотив является толчком к самому процессу мотивации, задаёт определённую цель и выстраивает путь её достижения.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённый в определённую деятельность, в данном случае, образовательную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических черт, характерных для образовательной учебной деятельности: во-первых, она определяется самой образовательной системой, типом, профилем; во-вторых — организацией образовательного процесса, его приоритетами; в-третьих, − субъективными особенностями педагога, и прежде всего, системы, его отношений к учащемуся.
Учебная мотивация, как и любой другой вид мотивации, — системна. Основными характерными её чертами являются: направленность, устойчивость и динамичность.
Выявление доминирующих мотивов учебной деятельности студентов четвертого курса обучения.
В качестве психодиагностического инструментария выбрана методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной.
Предмет исследования — учебная мотивация студентов. Была опрошена группа из 20ти человек.
В методике имеются три шкалы:
− «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность);
− «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества);
− «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Опрос, проведенный по методике Ильиной, показал следующие результаты, что у студентов в основном преобладают мотивы получения знаний совместно с получением диплома, что говорит о меньшем интересе студентов к получению навыков в своей будущей профессии;
Всего 20 % студентов с адекватным выбором профессии и удовлетворённостью ею, об этом свидетельствует преобладающее количество баллов по шкалам «Получение знаний» и «Овладения профессией» (ПЗ ОП).
Таблица 1
Преобладающий мотив |
Количество анкет |
Процентное соотношения |
ПЗ и ПД |
8 |
40 % |
ПЗ и ОП |
4 |
20 % |
ОП и ПЗ |
- |
- |
ОП и ПД |
- |
- |
ПД и ПЗ |
6 |
30 % |
ПД и ОП |
2 |
10 % |
Группа шкал «Получение диплома и Получение знаний», а также «Получение диплома и Овладение профессией» имеют меньшее процентное соотношение по сравнению с предыдущими (30 % и 10 %), но в сумме составляют 40 % от всех опрошенных студентов. Это говорит о том, что у 40 % студентов данной группы ведущей мотивацией является именно получение диплома, с меньшим их стремлением получить знания и навыки по ранее выбранной профессии. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Кафедра, как структурная единица факультета, ответственна не только за образовательную подготовку по специальности, но и за проведение обязательной производственной практики, воспитательной работы, повышение квалификации кадров и подготовку достойных молодых специалистов.
Кафедра в университете — это сложное подразделение, которое может и даже должно иметь высококвалифицированный преподавательский состав, включающий в себя сотрудников с учеными званиями: докторов, кандидатов наук и так далее. Также, кафедра должна иметь:
− Научно-исследовательские лаборатории;
− Наличие технического и программного обеспечения для учебных целей;
− Производственные участки для проведения испытаний;
− Библиотеку (не всегда);
− Учебные подразделения;
− Возможность получения дополнительно высшего образования близкой специальности (например, землеустроитель-оценщик земли и недвижимости).
Именно поэтому можно сказать, что для студента должны быть созданы все условия, чтобы он прочно освоил свою специальность, со знанием дела, и стал настоящим дипломированным специалистом.
На кафедре «ЗиК» УГЛТУ последние годы работают грамотные преподаватели, профессионалы в области геодезии и кадастра, кандидаты сельскохозяйственных наук, доктор экономических наук в лице заведующей кафедры.
Поскольку обязательным условием заинтересованной и результативной работы студентов является положительный настрой в системе отношений педагог — студент, преподаватели кафедры стремятся в своей работе к созданию и поддержанию благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения. Сотрудники кафедры вместе со студентами работают над написанием научных статей, проводят работы по изучению рынка недвижимости и земельных отношений. Программное и техническое обеспечение кафедры соответствует всем стандартам.
Напрашивается вывод, что интерес и мотивация к обучению у студентов не всегда зависят от уровня оснащенности кафедры всем желаемым инвентарём и преподавательским составом.
Основной задачей выпускающей кафедры является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями. Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.
Рассмотрим примеры того, каким образом кафедра может мотивировать студентов к получению знаний и навыков по профессии, как, тем или иным образом, может вызвать к ней интерес.
Первым, что должен знать и понимать студент, обучающийся на любом направлении — это то, кем он в итоге сможет работать, в какой сфере деятельности развиваться, каков будет его круг делового общения и с какими проблемами он может столкнуться.
Для этого сотрудникам кафедры достаточно поддерживать отношения с успешными выпускниками данной кафедры, которые уже имеют опыт и производственные знания в данной профессии. Таких специалистов желательно приглашать на семинарские занятия со студентами, либо организовывать встречи внеклассно.
Семинар — это форма учебных занятий, в которой теория обязательно опирается на практику. Она возникла в древнегреческих и римских школах, когда сообщения учащихся сочетались с комментариями и заключениями преподавателей или старших наставников. На таких семинарах студенты смогут задать вопросы, которые их больше всего беспокоят, специалисту, например: о работе с какими-то профессиональными приборами, о карьерном росте, об оплате труда. Специалист же, в свою очередь, может грамотно рассказать о произошедших изменениях в изучаемой области, порекомендовать работодателей, посоветовать какие-либо курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, которые в дальнейшем могут понадобиться выпускнику вуза, не имеющему опыта работы.
Второе, немаловажное действие со стороны уже не только кафедры, но и вуза — это гарантия успешного трудоустройства выпускникам по своей специальности. К сожалению, исходя из экономического положения страны, такие гарантии получить весьма сложно.
Также, в нашем вузе необходимо было бы внедрить кураторство абсолютно на все выпускающие кафедры. Все мы привыкли к тому, что в школе есть классный руководитель, который следит за всем, чем только возможно: успеваемостью, поведением, мероприятиями. При любом удобном случае связывается с родителями и передает им всю значимую информацию. И это помимо того, что есть родительские собрания, а также полноценная возможность следить за успеваемостью ребенка посредством сети Интернет. Кураторы, в особенности на младших курсах, могли бы помочь студенту выявить причины неуспеваемости, разрешить спорные и конфликтные моменты среди самих обучающихся в группе, вести контроль за посещаемостью учебных занятий, поддерживать связь с родителями студентов для усиленного контроля успеваемости более «слабых» студентов. Из-за отсутствия внимания к таким вещам у студентов зачастую пропадает интерес ко всему образовательному процессу, что часто мотивирует его просто на получение диплома, абы как.
Наконец, для умственной разгрузки студентов, вне учебных практик и аудиторных занятий, преподаватели и сотрудники кафедры, с разрешения деканата, могут организовывать различные экспедиции, туристические походы. Во внеучебной обстановке студенту будет проще заимствовать у преподавателя какие-либо профессиональные и личностные навыки поведения в реальных или природных условиях, тому, чему нет возможности научиться на лекциях.
Следует добавить, что мотивация обучения в вузе непосредственно связана с другой важной проблемой — проблемой профессионального самоопределения, которая актуальна сегодня как никогда ранее. Это обусловлено целым рядом как общественно-политических, так и экономических, этических, моральных причин, словом, всем тем, что составляет социально-психологические условия существования человека в России. Следует отметить, что часто молодежь, делая профессиональный выбор, отдает предпочтение модным, престижным и наиболее высокооплачиваемым профессиям. В этом случае возможна ситуация, когда молодые практически игнорируют те занятия, которые близки им по типу характера и другим психологическим особенностям. Однако неадекватный выбор профессии в дальнейшем может препятствовать не только профессиональному росту, но и формированию личности, а именно — личностной зрелости. Всё это вытекает из мотиваций, которые преобладают у студента с момента начала обучения, по выпускной курс.
В заключение можно добавить, что все вышеперечисленные рекомендации по поднятию уровня учебной мотивации к получению знаний могут быть гораздо эффективнее, если студент имеет стремление развиваться как профессионал своего дела, имеет целью высокий заработок и успешный карьерный рост, любит и интересуется той профессией, которую он выбрал для себя после окончания школы.
Литература:
1. Якуб А. С., Абелите Л. Л., Ширяев Д. А. Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания неудач (женский аспект проблемы) // Молодой ученый. — 2011. — № 9. — С. 174–180.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл, Академия, 2005. — 352 с. ISBN 5–89357–153–3
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004.
4. Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160–163.
5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. /Под ред. Б. М. Величковского, т.1. М.: Педагогика, 1986. с. 9.
6. Тарбеева Д. А. Необходимость подготовки специалистов по направлению «землеустройство и кадастры» // Молодой ученый. — 2015. — № 21. — С. 835–837.
7. Леванова А., Урайская И. Н. Формирование у студентов мотивации к обучению // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. – №11.