Применение Web-квест технологии как современной модели обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.08.2016

Статья просмотрена: 1896 раз

Библиографическое описание:

Медведева, Я. С. Применение Web-квест технологии как современной модели обучения / Я. С. Медведева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33460/ (дата обращения: 18.12.2024).



Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов направлено на формирование основных качеств учащихся, как инициативность в изучении новых знаний и дисциплин, развитие и модернизация уже имеющихся навыков и умений, желание расширить практическую сферу использования полученных знаний. Главный приоритет получает умение ориентироваться во много информационном потоке, способность активно выявлять необходимые познания, актуализировать их и применять в собственной деятельности, увеличивая эффективность интеллектуальных возможностей и формируя направленность к самостоятельному определению выбора в затруднительных ситуациях. Это затрагивает вопрос совершенствования и становления познавательной независимости обучающихся в учебном процессе, определяет важность поиска различных путей разрешения поставленных задач при рассмотрении отдельных предметов.

Наиболее новым актуальным способом усовершенствования образовательных ресурсов, напрямую зависящих от информационных технологий, становится применение Web-квестов. Основателем данной инфотехнологии является профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего Берни Додж.Ученый проводил разработки инновационных приложений Интернета для интеграции в процесс обучения при изучении различных предметов. Додж утверждал, что Web-квест составляет некое суперсредство обучения, подразумевающее применение творческого подхода, другими словами, является проблемным заданием с элементами ролевой игры, для реализации которого потребуются Интернет ресурсы. Берни Додж определяет основные направления Web-квестов:

− по длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные;

− по предметному содержанию: монопроекты и межпредметные Web-квесты;

− по типу заданий [3].

В данной статье мы рассматриваем определенные специализированные Web-квесты. Их предназначение определяет работу учащихся на завершающем моменте изучения определенной темы. Заданная форма деятельности позволяет систематизировать и обобщать знания, приводя их в единую целостную систему. Речь идет о формировании в ходе самостоятельной деятельности учащихся при освоении различных дисциплин потенциала Web-квестов общеобразовательного предназначения. Понятие «квест» является достаточно близким для молодежи. Под данным определением понимается «игра», где респонденту необходимо прийти к поставленной цели, используя собственные познания и компетенции и прибегая к услугам интернет ресурсов. Применение Web-квест технологий благоприятствует увеличению гуманитаризации процесса образования. Привлечение обучающихся к исследовательской работе на основе Web-квестов в ходе овладения предметами гуманитаризации служит источником незамедлительного приобщения их к общекультурным ценностям.

Можно прийти к выводу, что Web-квест — это сайт в интернете, включающий обязательные данные по выбранной теме образовательного предмета, где найденная информация раскрывается в виде гиперссылок на те web-страницы, где она расположена.

Изучая разные ресурсы по текущей теме, было обнаружено, что М. А. Ботвенко выделяет такие характеристики Web-квеста: «Веб-ресурсы представляются ключом получения ответов на возникшую проблему. Аналогичные упражнения располагаются на веб-сайтах, где в виде ссылок регистрируются каталоги источников. Веб-квест характеризуется задачами повышенной сложности, для решения которых необходимо применять различные игровые роли. Веб-сайт, сформированный сознательно для создания квест технологий, призван строить поэтапный план работы учащихся. Сайт заключает в себе данные следующего рода: единое представление и цели квеста, этапы и время на реализацию полученных заданий, демонстрацию результата, перечень источников. Устное представление, презентация на компьютере, веб-страницы могут представлять полученные результаты» [4].

Другой автор Т.Марч утверждает, что Web-квест — это организованное учебное строение, применяющее ссылки на основные источники в интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы увеличивать побудительные мотивы учащихся к экспериментальной деятельности по выявлению затруднений с неординарным разрешением, формируя стремление учеников к индивидуальным занятиям и способности сортировать найденную информацию. Выполнение поставленных задач способствует пониманию и восприятию тематических связей, развивает способность самостоятельного анализа над собственным познавательным процессом [4].

Изучая структуру учебного материала, поставленные цели и задачи обобщающе-систематизирующего этапа рассмотрения учебного материала и педагогического опыта по развитию и формированию самостоятельности учеников, можно прийти к выводу, что структура тематического образовательного Web-квеста должна включать следующие компоненты: теоретический и практический материал, исследовательские задания, исторические справки и сведения, возможные ошибки и заблуждения. Из этого можно прийти к выводу, что структура Web-квест представляет собой:

− введение — основная информация, содержащая ключевые слова и основные вопросы, требующие решения;

− задание — ставит перед обучающимися серию последовательных действий с целью поиска ответа на поставленные задачи;

− процесс — содержит указания для решения задач и для отбора информации;

− оценка — содержит анализ восприятия деятельности учащихся в соответствии с определенными требованиями;

− заключение — подведение итогов, включающих этап рефлексии.

Фундаментом любого Web-квеста должны быть поисково-познавательные задания, отвечающие следующим требованиям:

− совершенствование исследовательской предприимчивости учащихся к различным предметам;

− формирование навыков работы с интернет-ресурсами в процессе поиска информации;

− расширение уже имеющихся познаний и приобретение новых умений;

− структуризация и систематизация пройденного материала;

− поисково-собирательная направленность.

Образовательная технология Web-квест базируется на конструктивистском подходе к обучению. Данный подход рассматривает педагога как консультанта в проблемно-поисковой и исследовательской деятельности, помощника в затруднительных моментах, с которыми сталкивается учащийся. Учитель способствует возникновению условий для самостоятельной активной работы учащихся и поддержанию собственной инициативы учеников. Все это создает условия для равноправного участия обучающихся в процессе обучения, возводя на них ответственность за полученный результат в ходе самостоятельной работы.

Педагоги большее внимание уделяют применению современных технических достижений в сфере образования. Благодаря данной образовательной технологии возникает возможность быстрого прослеживания метапредметных результатов с дальнейшим их исправлением и совершенствованием, если точнее:

− правила участия в дискуссии;

− четкое формулирование и изложение собственной точки зрения;

− поиск и отбор необходимой информации;

− восприимчивость к учебно-познавательной деятельности;

− критическая и аналитическая оценка приобретения материала и установка причинно-следственных связей [1].

Положительной стороной использования Web-квеста является выявление профессиональной ориентации: испробовав себя в определенной роли, учащиеся приобретают возможность определения дальнейшего выбора профессии, так как технология Web-квеста первоначально основывалась на применении деятельностного подхода.

В процессе установления единой структуры образовательной тематики Web-квеста главным принципом становится то, что в ходе его выполнения занимавшиеся могли бы создавать собственные представления о всемирном информационном пространстве и его вспомогательном потенциале для сферы образования, справляться с учебно-познавательными упражнениями в неординарных ситуациях. Данные занятия позволяют создать обстановку психологической раскрепощенности учеников, возникает вероятность сочетания динамичного отдыха с овладением компьютерных технологий. Одновременно обучающиеся обогащают умственный багаж в естественной обстановке и во взаимодействии с одноклассниками, учатся справляться с возникающими затруднениями и вопросами. Это создает благоприятную образовательную атмосферу для формирования познавательной активности обучающихся и гуманитаризации обучения, что является соответствием для требований федерального государственного образовательного стандарта [2].

Выполнение проектной деятельности с помощью сетевых ресурсов несет в себе ряд достоинств, а для педагогов, впервые применяющих интернет на занятиях, технология Web-квест — оптимальная простая возможность научиться использовать глобальную сеть Интернет в процессе обучения.Ещё при этом можно отметить следующие аргументы в пользу Web-квест технологии:

a. педагог получает возможность наглядного образца исследовательской работы;

b. прототип занятий с Web-квестами применяют множество учителей разных населенных пунктов и городов, что обогащает сеть интернет их собственными уникальными разработками, которые можно просматривать, развивая свои идейные направления в построении различных учебных проектов.

Но и имеет ряд недостатков:

a. отсутствие возможности регламентации деятельности обучающихся за компьютером;

b. необходимость определенного уровня подготовки работы с компьютером;

c. возникновение технических сбоев; г) низкий уровень безопасности интернет пространства;

d. создание Web-квеста является достаточно трудоемким и непростым занятием.

Главная задача современного образования — улучшение разнообразия видов и форм устройства учебной деятельности, предоставляющее возможность существенно увеличить образовательные возможности обучаемых, осуществить выбор и реализацию индивидуальной деятельности в открытом образовательном пространстве. Наш век испытывает потребность в новых подходах к образованию. Формирование самостоятельного критического и творческого мышления обучающихся должно стать основополагающей обучения. Поэтому каждый самостоятельно должен принимать решение о способе получения образования.

Литература:

  1. Смирнов В. И. Общая педагогика: Учебное пособие / В. И. Смирнов. — 2-е изд., перераб., испр. и доп. — М.: Логос, 2002. — 304 с.: ил.
  2. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. – М.: Знание, 1979. — 96 с.
  3. http://myenglish2012.ru/web-quest
  4. http://www.ict.edu.ru/ft/004676/sec6.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): процесс обучения, возможность, задача, интернет, исследовательская работа, найденная информация, сфера образования, учебный материал.


Задать вопрос