Государственный внебюджетный фонд — это организация, целью существования которой является реализация различных конституционных прав гражданина Российской Федерации: на пенсионное обеспечение; на бесплатное медицинское обслуживание; на социальное страхование. При этом фонды называются «внебюджетными» потому как при их формировании не используются средства федерального или же иных бюджетов субъектов РФ. Для этой цели осуществляются различного рода целевые отчисления, делаемые с заработной платы официально трудоустроенных работников. На сегодняшний день на территории России сконцентрировано порядка 30 различных внебюджетных фондов — как экономического, так и социального значения. Отчисления в них формируются при помощи определенного процента уплаты. Данная величина представляет собой специальную ставку, которая формируется на основании действующего законодательства и с учетом различных микро и макроэкономических факторов. Для различных плательщиков взноса данного типа действуют различные ставки. На данный момент самыми крупными и значимыми являются именно фонды социального значения: ПФР Пенсионный фонд ФСС Фонд социального страхования ФФОМС Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Плательщиками взносов являются. Всевозможные лица, заключившие трудовой договор со своими наемными работниками: физические лица, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели; прошедшие государственную регистрацию индивидуальные предприниматели; всевозможные организации; Физические лица, осуществляющие частную практику на основании полученного патента или иным образом: нотариусы; адвокаты; врачи; индивидуальные предприниматели без работников; иные лица.
В этой статье мы проведем краткий анализ деятельности Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Чеченской Республике.
В современном мире здоровье человека справедливо признаётся одной из главных ценностей, для защиты и сохранности которой и государство, и общество в целом постоянно ищет и разрабатывает наиболее эффективные механизмы. Одним из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения на сегодняшний день в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания остаётся обязательное медицинское страхование. Нынешний этап развития системы обязательного медицинского страхования в России неразрывно связан с принятием Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ, который позволил говорить о дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране. Широкое развитие система обязательного страхования получила и в Чеченской Республике. Процесс её возрождения был начат при непосредственном участии первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, который вопросам восстановления здравоохранения региона уделял особое внимание. Сегодня эффективная совместная деятельность Министерства здравоохранения Чеченской Республики и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чеченской Республики позволила вывести систему ОМС и в целом здравоохранение региона на качественно новый уровень.
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 31.12.2014 года № 260 (с изменениями от 10.06.2015г. № 115, от 29.12.2015 г. № 264) утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Чеченской Республике на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Расчетная и утвержденная стоимость территориальной программы ОМС в 2015 году составляет 10482,2 млн. рублей и по средствам ОМС в 2015 году не имеет дефицита. Прирост утвержденной стоимости территориальной программы ОМС 2015 года к уровню утвержденной стоимости территориальной программы ОМС 2014 года составил 1651,2 млн. рублей или 18,7 % (уровень 2014 года 8831,0 млн. руб.).
Таблица 1
Расходы врамках территориальной Программы ОМС 2014 -2015гг. (в млн. руб.)
Источники финансирования |
Факт за 2014 год |
2015 год |
Факт 2015 года в% |
||
утвержд. На 2015 год |
фактич. За 2015 год |
к 2014 году |
к утвержденному на 2015 год |
||
Финансирование террпрограммы ОМС, всего: |
8805,5 |
10482,2 |
10632,4 |
120,8 |
101,4 |
в том числе: стационарная медицинская помощь |
4744,6 |
5024,7 |
5 162,4 |
108,8 |
102,7 |
амбулаторно-поликлиническая помощь |
3094,6 |
3742,8 |
3708,9 |
119,9 |
99,1 |
в условиях дневных стационаров |
361,8 |
928,7 |
892,2 |
246,6 |
96,1 |
скорая медицинская помощь |
336,0 |
526,7 |
525,1 |
156,3 |
99,7 |
Подушевой размер финансирования, в рублях на 1 застрахованного |
7217,0 |
8260,7 |
8379,1 |
116,1 |
101,4 |
За 2015 год расходы на финансирование стационарной медицинской помощи выросли в сравнении с уровнем 2014 года на 8,8 %, по медицинской помощи, оказанной в амбулаторно поликлинических условиях — на 19,9 %, в условиях дневных стационаров на 146,6 %, по скорой медицинской помощи — на 56,3 %. В целом финансовое обеспечение мероприятий, направленных на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в Чеченской Республике в 2015 году превысило уровень 2014 года на 20,8 %.
Финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования 2015 года по отношению к утвержденному показателю 2015 года составило 101,4 %. При этом по душевой размер финансирования территориальной программы ОМС в 2015 году превысил аналогичный уровень 2014 года на 16,1 %. Финансирование медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам медицинскими организациями Чеченской Республики в рамках территориальной программы ОМС 2015 года составило:
− заработная плата с начислениями — 59,4 %,
− медикаменты и расходные материалы — 27,4 %,
− продукты питания — 3,8 %,
− мягкий инвентарь — 0,6 %,
− содержание — 8,8 %.
В рамках утвержденной территориальной программы ОМС осуществляются расходы по межтерриториальным расчетам за медицинскую помощь, оказанную другими регионами, лицам, застрахованным в Чеченской Республике. Следует отметить, что в 2015 году эти расходы заметно возросли в с сравнении с предыдущими годами. Так, в 2015 году указанные расходы за счет средств ОМС составили по отношению к уровню 2014 года 131,6 %. Связано это, в основном, с тем, что значительно возросли объемы и виды высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи, финансируемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Из показателей, приведенных в таблице 4, видно, что в 2015 году средства ОМС, направляемые на финансирование территориальной программы ОМС в Чеченской Республике по отношению к уровню 2012 года возросли более, чем в 2 раза.
Таблица 2
Средства ОМС на территориальную Программу ОМС за период с 2012 по 2015гг. (в млн. руб.)
Источники финансирования |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Всего утверждено средств ОМС (субвенция Федерального фонда ОМС), |
5136,6 |
6780,5 |
8495,0 |
10482,2 |
в том числе на ОМС неработающих |
2838,7 |
3817,7 |
4899,8 |
6958,1 |
Подушевой размер финансирования территориальной программы ОМС, в рублях на 1застрахованное лицо в год |
4291,6 |
6785,1 |
7237,9 |
8260,7 |
Проведенный выше анализ внебюджетного Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Чеченской Республике дает только поверхностную картину деятельности этих фондов. Если провести более глубокий анализ, можно увидеть несовершенство этого фонда.
Необходимо улучшить условия труда; повышение доступности современных медицинских технологий: обеспечение бесплатного предоставления уже имеющихся видов высокотехнологической помощи, расширение инновационной деятельности для освоения новых медицинских технологий, повышение уровня удовлетворения потребности населения в высокотехнологичной помощи с 10–20 % до 70–80 %; обеспечение соответствия медицинской практики требованиям клинических руководств и медицинских стандартов, приближение этих требований к уровню индустриально развитых стран; обеспечить повышение оплаты труда медицинских работников до среднего уровня по экономике и т. д.
Следует отметить, что при совершенствовании системы внебюджетных фондов необходимо учитывать внешние факторы, так как все «жизнедеятельные» отрасли тесно связаны друг с другом и изменения в качественно лучшую сторону одних ведёт к негативным последствиям других.
Государственные внебюджетные фонды являются самостоятельным элементом современной финансовой системы РФ вне зависимости от трактовки понятия «финансовая система». Так например, если финансовая система- это совокупность социально ориентированных денежных фондов, то государственные внебюджетные фонды являются таковыми, аккумулирую внутри себя денежные средства в целях финансового обеспечения пенсионной, социальной и медицинской сфер. При этом государственные внебюджетные фонды являются и органами, обладающими специальной компетенцией, осуществляющими финансовую деятельность.
В заключении хотелось бы отметить значимость социальных государственных внебюджетных фондов для развития Российского государства, основной целью которого является достижение благосостояния как для всего общества, так и его отдельных членов.
Литература:
- Прокофьева Т. А. Финансирование здравоохранения: действующая система и привлечение альтернативных источников // Актуальные проблемы региональной экономики и территориального управления: сборник статей / под ред. Е. В. Мишон. — Вып.6. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2008. — С. 178–181.
- Прокофьева Т. А. Управление здравоохранением: опыт регионов // Актуальные проблемы развития территорий и систем регионального и муниципального управления: материалы международной научно-практической конференции / под ред. И. Е. Рисина, Ю. И. Трещевского — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2009. — С. 83–86.
- Пилипцевич Н. Н., Павлович Т. П.. Медицинское страхование. — М., 2009. — 187 с.
- http://tfoms-chr.ru/