Воспитательный, исследовательский и творческий потенциал проекта в дошкольном учреждении (на примере летнего проекта «Мир насекомых») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.09.2016

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Мухина, А. С. Воспитательный, исследовательский и творческий потенциал проекта в дошкольном учреждении (на примере летнего проекта «Мир насекомых») / А. С. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 139-140. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33466/ (дата обращения: 08.11.2024).



Актуальность использования проектной деятельности в современном дошкольном образовании определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью соединения нескольких видов деятельности в единый образовательный процесс, в ходе которого происходит всестороннее развитие личности ребенка.

В педагогической науке понятие «проект» приобрело значительную популярность и актуальность. По данным энциклопедического словаря, проект (от лат. projectus бук. брошенный вперед) — это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояние, в некоторых случаях план, замысел; проектирование — процесс создания проекта [1].

Анализ различных источников по проблемам дошкольного образования убедил нас в том, что проектная деятельность представляет огромный интерес для педагогической теории и практики. Однако следует отметить разобщенность подходов, методов и средств организации проектной деятельности и, как следствие, разноплановость толкования самого понятия «проектная деятельность». В рамках данной статьи мы будем использовать следующее определение. Проект как деятельность включает в себя три сущностных компонента:

  1. отнесение к будущему, близкому или далекому;
  2. как такового этого будущего еще нет, но оно желательно или нежелательно;
  3. это будущее просматривается в идеальном плане [2].

На современном этапе развития общества, когда знания достаточно быстро устаревают, повышаются требования к ценностному, культурному и творческому потенциалу личности, должны изменяться характер и условия организации проектной деятельности, частности, в дошкольном образовательном учреждении. Различные формы и виды проектной деятельности должны быть нацелены не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на развитие внутреннего потенциала воспитанника. Именно проектная деятельность формирует ответственность, самостоятельность, креативность, коммуникабельность и адаптивность, прогностичность мышления, умение создавать новое и работать в команде, способность к творческой самореализации. Кроме того проект как метод организации образовательного процесса обладает огромным воспитательным потенциалом.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3].

Детально рассмотрим проект «Мир насекомых», реализованный на базе детского сада № 44 «Золотой ключик» в г. Нижневартовске. В рамках данного проекта каждый ребенок получил возможность реализовать свои исследовательские, творческие и интеллектуальные способности. Проект затрагивает вопросы, связанные с разнообразием видов насекомых, образом их обитания, процессом питания и местом в экологической цепи. Кроме того, в рамках проекта организована работа творческой мастерской, где ребята создают аппликации, рисунки и модели насекомых. Сочетание разных видов деятельности, объединенных одной темой, позволяет детям глубоко понять и прочувствовать предмет исследования.

Проект «Мир насекомых» включает в себя следующие этапы:

  1. предварительная работа;
  2. основной этап;
  3. заключительный этап.

Остановимся на каждом этапе более подробно. На предварительном этапе очень важно подобрать научно-популярную и художественную литературу для детей, найти соответствующий иллюстративный и методический материал по изучаемой теме, приготовить костюмы и атрибуты к дидактическим играм и праздникам, создать картотеку пальчиковых и дидактических игр, сделать фотографии насекомых в реальных условиях.

Основной этап работы состоит из тех блоков:

  1. познавательные беседы,
  2. наблюдения на прогулке,
  3. творческая мастерская.

Мы предлагаем следующие темы познавательных бесед:

Беседа «Как устроен муравейник?»

Цель: познакомить детей со строением муравейника, развивать любознательность и логическое мышление, воспитывать любовь к природе.

Беседа «Почему танцуют пчелы?»

Цель: познакомить с биологическими особенностями медоносной пчелы, ее роли в природе и жизни человека, формировать умение работать самостоятельно, развивать коммуникативные навыки.

Беседа «Откуда появилась бабочка?»

Цель: расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и условиях обитания бабочек, развивать умение сравнивать разные виды бабочек, обогащать словарный запас ребенка, воспитывать бережное отношение к насекомым.

Беседа «Почему жужжат насекомые?»

Цель: расширять представления детей о жизни насекомых, развивать коммуникативные умения и навыки, обогащать словарный запас ребенка за счет включения новых слов, воспитывать уважение к собеседнику.

Беседа «Как паук сплел паутинку?»

Цель: расширять представления детей о деятельности паука в природе, формировать умение сравнивать разные виды пауков и выявлять особенности, воспитывать бережное отношение к природе.

Беседы, организованные в группе необходимо дополнять наблюдениями, когда дети находятся на прогулке. В рамках данного проекта можно провести следующие наблюдения: наблюдение на прогулке за полетом пчелы; наблюдение на прогулке за бабочкой; наблюдение на прогулке за стрекозой; наблюдение на прогулке за деятельностью муравья; наблюдение на прогулке за жуком; наблюдение на прогулке за гусеницей; наблюдение на прогулке за божьей коровкой.

Закрепить полученные умения и навыки помогла творческая часть проекта, в ходе которой воспитанники создали художественные образы насекомых, о которых узнали и за которыми наблюдали в природе. В творческой мастерской дети приготовили несколько работ, объединенных одной темой: аппликация «Бабочка», аппликация из разноцветной кожи и ткани «Стрекоза»; рисунок «Божья коровка»; рисунок «Паучок»; картина из шерсти «Мир насекомых»; аппликация «Гусеница»; картина из песка на тему «Насекомые»; рисунок при помощи клея и песка на тему «Прекрасные бабочки и стрекозы».

Результаты проектной деятельности были представлены в следующих формах: 1) организация утренника «В траве сидел кузнечик»; оформление альбома, состоящего из работ воспитанников «Мир насекомых»; создание мультфильма на основе сфотографированных рисунков.

Организация проектной деятельности в летний период показала, как в рамках одного образовательного процесса органично сочетаются разные виды деятельности. Участие в проектной деятельности формирует у детей и взрослых активную жизненную позицию, то есть проектирование — это субъектная, а не объектная форма социальной деятельности. Проектирование — это органичное сочетание индивидуального творческого поиска и слаженной командной работы. Проектная деятельность направлена на развитие личности, ее способностей к самоопределению и саморазвитию. Она помогает каждому ребенку осознать себя полноценным и равноправным участником творческого коллектива, позволяет быть успешным и активно участвовать в познании и исследовании окружающего мира.

Работа над проектом способствует воспитанию у детей общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, диалог, толерантность), формирует усидчивость и длительный познавательный интерес к одному объекту исследования, развивает исследовательские и творческие навыки. Проект как вид деятельности предоставляет не только детям, но и воспитателю неограниченные возможности для самообразования и развития. Создавая проект с воспитанниками, педагог использует новые источники информации, расширяет круг общения, находит единомышленников и реализует новые идеи. Проект как способ передачи информации и возможность для воплощения творческих идей становится в руках талантливого педагога мощным инструментом развития и воспитания личности ребенка, адаптированного к условиям современного информационного общества.

Литература:

  1. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 4-е., М.: Советская энциклопедия, 1987, с. 1065.
  2. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности, 2002, № 2, с. 85–103.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под редакцией Е. С. Полат. — М.: Издательский центр Академия, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, ребенок, беседа, вид деятельности, наблюдение, представление детей, прогулка, проект, бережное отношение, образовательный процесс.


Похожие статьи

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Учебно-проектная деятельность в начальной школе (на примере проекта в 3 классе «Природные сообщества» по УМК «Перспективная начальная школа»)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на примере авторской разработки «Умники и умницы»

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Дружба и взаимопомощь» (из опыта работы)

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Дикие животные нашего края» (ознакомление с миром природы)

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся направления «Прикладная механика» в контексте реализации приоритетного образовательного проекта «5-100»

Похожие статьи

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Учебно-проектная деятельность в начальной школе (на примере проекта в 3 классе «Природные сообщества» по УМК «Перспективная начальная школа»)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на примере авторской разработки «Умники и умницы»

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Дружба и взаимопомощь» (из опыта работы)

Развитие социально-личностных компетенций младших школьников с ОВЗ через призму театральной деятельности в коррекционно-реабилитационном центре (из опыта работы)

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Дикие животные нашего края» (ознакомление с миром природы)

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся направления «Прикладная механика» в контексте реализации приоритетного образовательного проекта «5-100»

Задать вопрос