Актуальность использования проектной деятельности в современном дошкольном образовании определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью соединения нескольких видов деятельности в единый образовательный процесс, в ходе которого происходит всестороннее развитие личности ребенка.
В педагогической науке понятие «проект» приобрело значительную популярность и актуальность. По данным энциклопедического словаря, проект (от лат. projectus бук. брошенный вперед) — это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояние, в некоторых случаях план, замысел; проектирование — процесс создания проекта [1].
Анализ различных источников по проблемам дошкольного образования убедил нас в том, что проектная деятельность представляет огромный интерес для педагогической теории и практики. Однако следует отметить разобщенность подходов, методов и средств организации проектной деятельности и, как следствие, разноплановость толкования самого понятия «проектная деятельность». В рамках данной статьи мы будем использовать следующее определение. Проект как деятельность включает в себя три сущностных компонента:
- отнесение к будущему, близкому или далекому;
- как такового этого будущего еще нет, но оно желательно или нежелательно;
- это будущее просматривается в идеальном плане [2].
На современном этапе развития общества, когда знания достаточно быстро устаревают, повышаются требования к ценностному, культурному и творческому потенциалу личности, должны изменяться характер и условия организации проектной деятельности, частности, в дошкольном образовательном учреждении. Различные формы и виды проектной деятельности должны быть нацелены не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на развитие внутреннего потенциала воспитанника. Именно проектная деятельность формирует ответственность, самостоятельность, креативность, коммуникабельность и адаптивность, прогностичность мышления, умение создавать новое и работать в команде, способность к творческой самореализации. Кроме того проект как метод организации образовательного процесса обладает огромным воспитательным потенциалом.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3].
Детально рассмотрим проект «Мир насекомых», реализованный на базе детского сада № 44 «Золотой ключик» в г. Нижневартовске. В рамках данного проекта каждый ребенок получил возможность реализовать свои исследовательские, творческие и интеллектуальные способности. Проект затрагивает вопросы, связанные с разнообразием видов насекомых, образом их обитания, процессом питания и местом в экологической цепи. Кроме того, в рамках проекта организована работа творческой мастерской, где ребята создают аппликации, рисунки и модели насекомых. Сочетание разных видов деятельности, объединенных одной темой, позволяет детям глубоко понять и прочувствовать предмет исследования.
Проект «Мир насекомых» включает в себя следующие этапы:
- предварительная работа;
- основной этап;
- заключительный этап.
Остановимся на каждом этапе более подробно. На предварительном этапе очень важно подобрать научно-популярную и художественную литературу для детей, найти соответствующий иллюстративный и методический материал по изучаемой теме, приготовить костюмы и атрибуты к дидактическим играм и праздникам, создать картотеку пальчиковых и дидактических игр, сделать фотографии насекомых в реальных условиях.
Основной этап работы состоит из тех блоков:
- познавательные беседы,
- наблюдения на прогулке,
- творческая мастерская.
Мы предлагаем следующие темы познавательных бесед:
Беседа «Как устроен муравейник?»
Цель: познакомить детей со строением муравейника, развивать любознательность и логическое мышление, воспитывать любовь к природе.
Беседа «Почему танцуют пчелы?»
Цель: познакомить с биологическими особенностями медоносной пчелы, ее роли в природе и жизни человека, формировать умение работать самостоятельно, развивать коммуникативные навыки.
Беседа «Откуда появилась бабочка?»
Цель: расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и условиях обитания бабочек, развивать умение сравнивать разные виды бабочек, обогащать словарный запас ребенка, воспитывать бережное отношение к насекомым.
Беседа «Почему жужжат насекомые?»
Цель: расширять представления детей о жизни насекомых, развивать коммуникативные умения и навыки, обогащать словарный запас ребенка за счет включения новых слов, воспитывать уважение к собеседнику.
Беседа «Как паук сплел паутинку?»
Цель: расширять представления детей о деятельности паука в природе, формировать умение сравнивать разные виды пауков и выявлять особенности, воспитывать бережное отношение к природе.
Беседы, организованные в группе необходимо дополнять наблюдениями, когда дети находятся на прогулке. В рамках данного проекта можно провести следующие наблюдения: наблюдение на прогулке за полетом пчелы; наблюдение на прогулке за бабочкой; наблюдение на прогулке за стрекозой; наблюдение на прогулке за деятельностью муравья; наблюдение на прогулке за жуком; наблюдение на прогулке за гусеницей; наблюдение на прогулке за божьей коровкой.
Закрепить полученные умения и навыки помогла творческая часть проекта, в ходе которой воспитанники создали художественные образы насекомых, о которых узнали и за которыми наблюдали в природе. В творческой мастерской дети приготовили несколько работ, объединенных одной темой: аппликация «Бабочка», аппликация из разноцветной кожи и ткани «Стрекоза»; рисунок «Божья коровка»; рисунок «Паучок»; картина из шерсти «Мир насекомых»; аппликация «Гусеница»; картина из песка на тему «Насекомые»; рисунок при помощи клея и песка на тему «Прекрасные бабочки и стрекозы».
Результаты проектной деятельности были представлены в следующих формах: 1) организация утренника «В траве сидел кузнечик»; оформление альбома, состоящего из работ воспитанников «Мир насекомых»; создание мультфильма на основе сфотографированных рисунков.
Организация проектной деятельности в летний период показала, как в рамках одного образовательного процесса органично сочетаются разные виды деятельности. Участие в проектной деятельности формирует у детей и взрослых активную жизненную позицию, то есть проектирование — это субъектная, а не объектная форма социальной деятельности. Проектирование — это органичное сочетание индивидуального творческого поиска и слаженной командной работы. Проектная деятельность направлена на развитие личности, ее способностей к самоопределению и саморазвитию. Она помогает каждому ребенку осознать себя полноценным и равноправным участником творческого коллектива, позволяет быть успешным и активно участвовать в познании и исследовании окружающего мира.
Работа над проектом способствует воспитанию у детей общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, диалог, толерантность), формирует усидчивость и длительный познавательный интерес к одному объекту исследования, развивает исследовательские и творческие навыки. Проект как вид деятельности предоставляет не только детям, но и воспитателю неограниченные возможности для самообразования и развития. Создавая проект с воспитанниками, педагог использует новые источники информации, расширяет круг общения, находит единомышленников и реализует новые идеи. Проект как способ передачи информации и возможность для воплощения творческих идей становится в руках талантливого педагога мощным инструментом развития и воспитания личности ребенка, адаптированного к условиям современного информационного общества.
Литература:
- Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 4-е., М.: Советская энциклопедия, 1987, с. 1065.
- Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности, 2002, № 2, с. 85–103.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Под редакцией Е. С. Полат. — М.: Издательский центр Академия, 1999.