Использование элементов ТРИЗ в приобщении старших дошкольников к историческому прошлому и настоящему родного города в условиях ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.09.2016

Статья просмотрена: 1286 раз

Библиографическое описание:

Белявцева, Л. В. Использование элементов ТРИЗ в приобщении старших дошкольников к историческому прошлому и настоящему родного города в условиях ФГОС ДО / Л. В. Белявцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33476/ (дата обращения: 18.12.2024).



Государство и общество диктуют образовательный заказ системе дошкольного образования в соответствии с приоритетными направлениями модернизации российского образования. Государственный заказ направлен на качественное и доступное дошкольное образование, в соответствии с современными потребностями экономики, общества и каждого гражданина, на сохранение единства образовательного пространства, на гуманизацию дошкольного образования.

Социальный заказ определяет развитие у детей индивидуальности, познавательной активности, творческих способностей при условии сохранения здоровья и формирования привычки к здоровому образу жизни, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Развивающемуся обществу и государству нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее благополучие.

Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает патриотическое воспитание подрастающего поколения, в том числе и овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры.

Приобщение детей к истории, народной культуре является одним из средств формирования патриотических чувств и развития духовности. Знакомясь с историей, с народными традициями, предметами быта, народными костюмами, фольклором своей малой родины, происходит соприкосновение с культурой и традициями своей страны, что духовно обогащает ребенка, вызывает чувство сопричастности к своему народу, гордость за него. Проблема приобщения к народной культуре непосредственно связана с национальной основой формирования личности. Формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны, мы создаем эмоционально-положительную основу уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; чувство собственного достоинства, как представителя своего народа.

Сегодня в нашем обществе особенно востребованы люди оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Следует отметить, что одна из задач ФГОС ДО направлена на развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. В наших современных условиях технология ТРИЗ является одной из эффективных возможностей, способствующей реализовать данную задачу. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) — это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта», — отметил Альтшуллер Г. С., автор технологии ТРИЗ.Умелое использование педагогом игровых приемов ТРИЗ в развитии и воспитании старших дошкольников успешно помогает развить у детей изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Включение ТРИЗ в разные виды образовательной деятельности дает возможность не только развивать познавательный интерес, но и формирует умение каждого воспитанника самостоятельно проходить путь познания и освоения нового, потому что ребенок лучше всего запоминает то, что сделал сам.

Чувство любви к Родине — это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Об этом писал академик Лихачёв Д. С.: «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». А корни, это и есть малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции. Очень важно еще в дошкольном возрасте заронить в сердца детей искорки любви к родному городу, его истории и культуре, прошлому и настоящему, дать возможность почувствовать личную ответственность за родную землю и ее будущее. Приобщая старших дошкольников к историческому наследию родного города, знакомя с его современной жизнью мы включаем элементы ТРИЗ в проведение ООД, для того чтобы воспитанники учились получать не готовые знания, а добытые с помощью собственных усилий, что в свою очередь очень ценно.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество игровых приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Организуя образовательную деятельность, с целью приобщения старших дошкольников к историческому прошлому и настоящему родного города, были подобраны следующие элементы ТРИЗ:

Игра «Часть — целое», «Целое-часть»

—Способствует развитию системного мышления. Например, «Что является частью нашего города?», «Детские сады, старооскольцы, заводы и т. д».. «Что является частью Северо-восточной части города?», (площадь у кинотеатра «Быль», дома, магазин «Оскол», автовокзал и т. д».. «Дом является частью чего?» (микрорайона). «Город старый Оскол является часть чего?» (часть Белгородской области, страны Россия) и т. д.

Игра «Выбери меня»

—Учит детей анализировать отношения между знакомыми понятиями. Например, стол-дерево, кувшин — (музей, строитель, сок, глина), школа — ученик, больница — (доктор, больной, дом, учитель); лес — деревья, библиотека — (театр, город, книги, библиотекарь) и т. д.

«Лжезагадка»

—Развивает аналитическое мышление, умение находить выход в сложных ситуациях, аргументировать свои ответы. Например, приехал к нам в город Старый Оскол человек из Москвы. Стоит на автовокзале и ждет троллейбус № 5 (в городе нет троллейбусов, есть трамваи), чтобы добраться до Дома культуры «Комсомолец». А троллейбус не едет, как быть? (принимаются ответы и реальные, и фантастические).

Прием «Эмпатии»

—Развивает умение входить в образ, воспитывает элементы гражданственности, учит детей беречь общественное. Например, «Я, сломанный почтовый ящик», «О чем ты мечтаешь?», «Чтобы меня починили, чтобы больше не отрывали мне дверцу». «Я, не горящая лампа в подъезде», «О чем ты думаешь?», «Когда же я буду гореть? Вдруг старенький дедушка или маленькая девочка упадут, потому что ничего не видно!». «Я, старинный глиняный горшок», «Что ты чувствуешь?», «Мне нравится, что приходят посмотреть в музей на меня, обо мне рассказывают, меня берегут, заботятся обо мне» и т. д.

Игра «Что в круге?» -Способствует развитию образного мышления, фантазии. Например, (берется во внимание символическая аналогия, компонентный подход), круг — это краеведческий музей, тогда точки в круге, что это может быть? (старинная одежда, оружие, посуда, экскурсовод и т. д.)

Игра «Кто без чего не может жить?»

—Развивает гибкость мышления, помогает закреплять знания о профессиях людей, живущих в родном городе. Например, горняк (без экскаватора), металлург (без печи) и т. д.

Прием «Дробления и объединения»

—Способствует развитию системного мышления. Например, представьте, что наш город — это большой красивый камень, если стукнуть по нему символическим молоточком, то он раздробится, то есть расколется на части. На сколько частей? Как они называются? Например, изображение герба города символическими ножницами разделили на части (путем предположений, догадок определили в каждой части взаимосвязь цвета, формы, изображения), а затем, также устанавливая взаимосвязь между частями, соединили в единое целое.

Игра «Доскажи словечко»

—Развивает логическое мышление, помогает уточнить представление о слободах, заглянуть в прошлое города. Например, в Стрелецкой слободе селились (стрельцы), в Ямской (ямщики) и т. д.

Игра «Хорошо-плохо»

—Побуждает постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны, постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Например, если мы пошли бы из центральной части нашего города, где находятся слободы в северо-восточную часть, где находится наш детский сад, пешком, нам было бы идти «хорошо» или «плохо»?

Игра «Выбери, что лишнее?»

—Развивает логическое мышление. Например, соха, медведь, лев, герб, ружье, Старый Оскол (медведь, так как он не относится к гербу Старый Оскол). Например, сарафан, сорока, кушак, рубаха (сорока, так как это женский головной убор, а остальное — предметы одежды).

Кольцо «Луллия»

—Формирует ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Например, моделирование современных и старинных старооскольских женских нарядов в необычном круге (возможны также совмещения предметов одежды из разных времен).

Игра «Да-нет»

—Учитсамостоятельному структурированию информации, отбрасыванию лишних параметров, или сужению поля поиска. Например, педагог загадал — «глиняная свистулька».Дети ищут отгадку при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет».

Игра «Подбери ассоциации»

—Развивает ассоциативное мышление, воображение, способствует появлению новых идей. Например, Старый Оскол (ассоциации — крепость, защитники, большой дом, праздник, цветочная клумба и т. д.)

Использование элементов ТРИЗ во время проведения ООД, позволяет снять у дошкольников психологические барьеры, боязнь перед новым, неизвестным, приучает детей не следовать готовым штампам, образцам, а учат искать как можно больше собственных решений. ТРИЗ побуждают детей на поиск истины и сути, на выявление противоречивых свойств предметов, явлений объектов, а затем на стремление нахождения самостоятельных путей решений этих противоречий. Воспитанники вовремя проведения ООД становятся активными участниками, а не пассивными слушателями, познание прошлого и настоящего родного города, воспитание любви к малой родине идет путем собственных открытий через игровые приемы ТРИЗ, проблемные ситуации, поисковую и исследовательскую деятельность.

Литература:

  1. Лихачев Д. С. Раздумья/ Д. С. Лихачёв.- М.: Дет. лит.,1991.- 318с.
  2. Крестьянская одежда населения Европейской России. Определитель. — М.:1971.
  3. Страунинг А. М. Росток: программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста.
Основные термины (генерируются автоматически): родной город, ребенок, Старый Оскол, часть, город, дошкольное образование, игра, малая родина, дошкольный возраст, логическое мышление.


Похожие статьи

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Организация внутрифирменного обучения педагогического персонала в условиях введения ФГОС ДО

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Интеграция работы учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС и внедрения профессионального стандарта педагога

Формирование первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через архитектурные образы и исторические объекты родного города: система работы

Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях разновозрастной группы через использование элементов ТРИЗ-технологии

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Похожие статьи

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Организация внутрифирменного обучения педагогического персонала в условиях введения ФГОС ДО

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Интеграция работы учителя-логопеда ДОУ в условиях реализации ФГОС и внедрения профессионального стандарта педагога

Формирование первичных представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста через архитектурные образы и исторические объекты родного города: система работы

Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях разновозрастной группы через использование элементов ТРИЗ-технологии

Организация развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста

Задать вопрос