Пристальное внимание к среднему профессиональному образованию связано с возрастающей потребностью современной экономики в квалифицированных кадрах, отличающихся профессиональной мобильностью, способных работать в меняющихся экономических условиях. Реализуемые в настоящий момент изменения в профессиональном образовании коснулись, прежде всего, содержания образования, связанного с введением ФГОС СПО.
Программы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, в рамках принятых ФГОС СПО, предполагают наличие педагогического состава, способного реализовывать содержание учебных циклов разного направления с учетом новых требований к квалификации выпускников образовательных организаций средней профессиональной школы.
Несмотря на то, что за последнее время несколько изменился педагогический состав профессиональных образовательных организаций за счет привлечения к образовательному процессу научных кадров, штатный состав педагогических работников по-прежнему требует серьезного обновления.
В профессиональном стандарте педагога профессионального образования сформулированы обобщенные и трудовые функции, которые коррелируются с требованиями ФГОС СПО. Именно эти функции определяют компетентность преподавателя и мастера производственного обучения в области владения новыми педагогическими технологиями и педагогического контроля, создания рабочих программ с учетом требований ФГОС СПО, организации исследовательской и проектной деятельности студентов и т. д.
Подготовка педагогов, обеспечивающих профессиональную подготовку будущих рабочих и специалистов, осуществляется образовательными организациями профессионального образования разной профильной направленности. Подавляющее большинство преподавателей и мастеров производственного обучения по своей подготовке соответствуют профилю реализуемых профессий или специальностей и, как правило, не имеют педагогической подготовки. В результате педагоги сталкиваются с трудностями в осуществлении деятельностного подхода в организации лекционных, практических, лабораторных работ, в овладении новыми педагогическими технологиями, организации аудиторной и внеаудиторной учебно-воспитательной работы со студентами.
Таким образом, педагоги, не имеющие педагогического образования, не имеют базовых основ для эффективного построения образовательного процесса и испытывают при этом значительные трудности.
Эффективный путь корректировки сложившейся ситуации — необходимость привести базовое профессиональное образование преподавателей и мастеров профессионального образования средней профессиональной школы в соответствие с требованиями, предъявляемыми к ним профессиональным стандартом в части требований к образованию, обучению и опыту работы.
С целью удовлетворения профессионально — образовательных потребностей работников профессиональных образовательных организаций профессорско-преподавательским и методическим составом кафедры «Теория и методика непрерывного профессионального образования» ГАУ ДПО «ВГАПО» разработана и успешно реализуется дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки для педагогов профессиональных образовательных организаций по направлению подготовки «Образование и педагогика». Программа переподготовки осуществляется как индивидуальный проект повышения профессиональной компетентности педагога и имеет модульный характер.
При составлении модулей программы определяется соотношение между теоретической и практической составляющими. При этом практикоориентированность программы составляет не менее 60 % учебного времени. Отбор образовательных модулей выстраивается таким образом, чтобы в содержании программы были представлены все обобщенные трудовые функции профессионального стандарта и большая часть трудовых функций. Именно они станут основой формируемых профессиональных компетенций педагога образовательной организации среднего профессионального образования.
В основу программы положена эффективная модель организации педагогической стажировки педагогов, максимально обеспечивающая учет их объективного опыта и формирование новых профессиональных компетенций. Обязательной структурной частью программы профессиональной переподготовки является стажировочный модуль, обеспечивающий самостоятельное целенаправленное овладение и развитие новых или корректировку уже имеющихся профессиональных компетенций. Фактически это практика на специально выделенных или созданных местах, а ее завершение предполагает подготовку и защиту образовательного продукта, соответствующего одной или нескольким профессиональным компетенциям.
Для реализации дополнительной профессиональной программы со стажировочным модулем кафедрой в течение полутора лет была проведена огромная работа, прежде всего, по выявлению актуального для системы среднего профессионального образования Волгоградской области опыта работы в профессиональных образовательных организациях, а затем и сама работа по организации деятельности стажировочных площадок.
Работа стажировочных площадок направлена на распространение современных образовательных систем, обеспечивающих качество образования и условия для трансляции положительного опыта успешных образовательных моделей. Каждая стажировочная площадка имеет уникальный опыт, собственную стратегию, тактику в соответствии с требованиями времени.
С целью обеспечения стажировки как самостоятельной формы непрерывного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников профессиональных образовательных организаций Волгоградской области создана сеть стажировочных площадок по актуальным проблемам профессионального образования. Среди них приоритетными являются:
− дуальное профессиональное образование;
− сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций, научных и общественных организаций и объединений, предприятий-партнеров, институтов общественного участия, а также других участников образовательной деятельности;
− создание системы качества профессиональной образовательной организации;
− общественная, государственно-общественная, профессионально-общественная аккредитация;
− эффективные образовательные технологии;
− комплексное учебно-научно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ;
− контроль и оценка учебных достижений обучающихся в условиях модульно- компетентностного подхода и т. д.
Результатом деятельности стажировочных площадок является проектирование стажерами на основе изученного инновационного опыта собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретной образовательной организации и обеспечивающих развитие и достижение необходимого качества профессионального образования.
В программу их совместных действий входит разработка программ стажировки по одному или нескольким направлениям деятельности; координация и выполнение разработанных программ деятельности стажировочных площадок; выявление затруднений и формирование запросов стажеров о консультационно-методической поддержке для соответствующих подразделений; обеспечение организационно-управленческого и информационно-методического сопровождения деятельности стажировочной площадки (площадок); анализ хода и результатов деятельности площадок.
Деятельность стажировочных площадок осуществляется в виде очных и(или) дистанционных по форме проведения мероприятий (в том числе с использованием информационно-компьютерных технологий), направленных на профессиональное развитие: презентацию педагогического опыта; посещение учебных занятий, внеклассных мероприятий; индивидуальных консультаций; практических занятий; самостоятельной работы в условиях рабочего дня профессиональных образовательных организаций, «круглых» столов, мастер-классов, творческих лабораторий, научно-методических конференций, работы с учебно-планирующей, нормативно-регламентирующей, технической документацией и т. п. При этом при определении сроков прохождения и объемных показателей стажировки учитывается уровень профессионального образования и опыта работы стажера, специфика реализуемой профессии \специальности, должность стажера и другие значимые факторы.
В результате для одних стажировочная площадка обеспечивает возможность презентации собственного инновационного опыта посредством организации различных форм социально-педагогического взаимодействия, является проводником передовых идей и технологий. Для других же стажировка на площадке является эффективной формой повышения собственной профессиональной компетентности в области педагогического образования.
Можно смело утверждать, что стажировочные площадки — это пространство, транслирующее «лучшие практики и повышение профессиональной квалификации педагогов». Повышение профессиональной компетентности в такой форме происходит внутри реального образовательного процесса, где педагоги смогут не только наблюдать, как коллега решает педагогические задачи, но и иметь возможность заимствовать созданный другими опыт, осваивать инновации, самостоятельно проектировать образовательные шаги, которые формируют и оценивают профессиональные и общие компетенции. Таким образом, стажер придет в свою образовательную организацию с образовательным продуктом, готовым к внедрению.
Повышение профессиональной компетентности педагога в форме стажировки не просто имеет практико-ориентированную направленность, но и проблемно ориентированную специфику научно-методической работы в образовательных организациях профессионального образования по формированию и развитию компетентностей педагога.