В данной статье рассмотрены проблемы регулирования оплаты труда работникам Крайнего Севера и местностей, приравненных к нему. Определена значимость северных надбавок и районных коэффициентов для населения. Было выяснено, что некоторые положения закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" содержат пробелы, а некоторые нормы не содержат прямого действия, что является основанием для трудовых споров. Сделан вывод, что проблема оплаты труда является довольно острой и требует нового подхода. В ходе исследования были предложены пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: районы Крайнего севера, территории, приравненные к Крайнему Северу, северные надбавки, районные коэффициенты, заработная плата.
Территория Российской Федерации весьма обширна, и не удивительно, что она делится на разные климатические зоны. Самой большой является зона Севера, занимающая около 70% общей территории.
Крайний Север – часть территории России, расположенная главным образом к северу от Северного Полярного круга. Территория Крайнего Севера – это арктическая зона, тундра, лесотундра и районы северной тайги. Некоторые местности в Российской Федерации, включая центральную и южную часть Сахалинской области, в правовом отношении приравнены к районам Крайнего Севера. Это приравнивание произведено по следующим причинам:
- Местный климат на этих территориях не менее суров;
- Эти места достаточно отдалены и труднодоступны;
- Было начато интенсивное промышленное освоение новых территорий, возникла большая потребность в рабочих кадрах. «Стимулом» для привлечения новых «рабочих рук» могла быть повышенная зарплата и предоставляемые льготы.
Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и защите геополитических интересов России. Экономика страны не сможет развиться без ресурсов, производимых на Севере. Здесь находятся основные запасы углеводородного, фосфорного и алюмосодержащего сырья, алмазов, редких цветных и благородных металлов. Здесь добывается 93% природного газа, 75% нефти, включая газовый конденсат и другие полезные ископаемые; производится 17% электроэнергии, половина лесной и рыбной продукции. Вместе с тем здесь проживает 8% трудовых ресурсов страны. К этой экономико-географической зоне относятся 41 субъект Российской Федерации, к которым относится и Сахалинская область. Перечень территорий Крайнего Севера и местностей, приравненных к нему, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (с изменениями и дополнениями) [3].
Жителям северных регионов России приходится работать в непростых погодных условиях, что не самым лучшим образом сказывается на состоянии их здоровья. Помимо практически круглогодичных морозов жизнь северянам усложняет и географическая удаленность от центра страны, из-за которой цены на основные группы товаров в этой части России намного выше, чем в остальных регионах. Исходя из этих фактов, еще в советское время было принято решение использовать дополнительные надбавки к заработной плате и вести особый учет трудового стажа для жителей Крайнего Севера и районов, приравненных к нему. В 1993 году был принят закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» № 4520-1 от 19 февраля 1993г [4]. И, несмотря на то, что в нормативно-правовые акты, регламентирующие учет труда и его оплату для жителей Крайнего Севера и районов, приравненных к нему (далее работников Севера), вносились изменения, глобальных перемен не произошло. В настоящее время существующие правовые гарантии в области оплаты труда не компенсируют в полной мере затраты, связанные с выполнением работы и проживанием в суровых природно-климатических условиях Севера и не стимулируют работников к продолжению выполнения работы в северных территориях страны. Размеры процентных ставок устарели. Установленные районные коэффициенты и процентные надбавки не компенсируют затраты, связанные с высокой стоимостью жизни. Кроме того, в настоящее время одним из дискуссионных вопросов является вопрос об изменении территорий Севера. В Министерстве экономического развития Российской Федерации уже не раз обсуждался вопрос об изменении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и, как следствие, лишение многих территорий северных надбавок, которые жизненно необходимы работникам Севера. Поэтому проблемы правового регулирования оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера, требуют нового подхода, а трудовое законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании.Этим и объясняется актуальность и важность исследования указанных вопросов.
Актуальность темы работы предопределила ее цель – рассмотреть проблемы правового регулирования оплаты труда в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, предложить пути их решения.
Подобную тему затрагивали многие ученые – правоведы в области трудового права. А именно: Н.Г. Александров, В.А. Белов, Е.А. Ершова, В.М. Жуйков, И.А. Зенин, С.А. Иванов, И.Я. Киселев, И.В. Козловой, A.C. Комаров, Ф.М. Девиант, Е.В. Мачульская, В.К. Миронов, С.Д. Могиловский, Е.В. Новикова, Ю.П. Орловский. Одни авторы подвергали изучению только отдельные общие проблемы, касающиеся основания предоставления государственных гарантий и компенсаций. Другие рассматривали возможность предоставления гарантий и компенсаций применительно только к определенным территориям. На основании этих данных были сделаны выводы, касающиеся непосредственно проблем оплаты труда северных районов.
В ходе написания статьи были изучены соответствующие положения Конституции Российской Федерации, ранее действующее советское трудовое законодательство, нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, электронные ресурсы.
Сейчас надбавки получает 41 регион, но в Минэкономразвития РФ считают, что лишь 28 из них действительно по своим природно-климатическим условиям могут быть отнесены к Крайнему Северу, поэтому механизм распределения "северных" субсидий надо изменить. Из шести климатических российских зон к собственно северу чиновники ведомства предлагают отнести лишь две самые неблагоприятные. Первая охватывает территорию побережья Баренцева моря и постепенно расширяется до 65 градусов северной широты в Восточной Сибири. Ко второй отнесены территории от Кольского полуострова до Якутии (Тува, Бурятия, Читинская область, северная часть Сахалина и Камчатки, Курильских островов). Остальные территории, считают в Минэкономразвития, северными не являются. Таким образом, центральная и южная части Сахалина будут лишены северных льгот.
Слухи о том, что северян лишат надбавок, ходят уже давно. Первым официальным подтверждением стало заявление министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина на заседании Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России. «Тема районных коэффициентов должна быть переформатирована, поскольку давно поменялись принципы начисления зарплаты. Как правило, работодатель назначает работнику конкретную сумму, в которую уже все включено, и получается, что северная надбавка – это формальность. Если работодатель в Магадане платит работнику достойную зарплату, почему он должен вычленять из этой суммы надбавку, отдельной строкой ее прописывать? Это лишняя нагрузка на бухгалтерию» - заявил министр [10]. На наш взгляд, снизить нагрузку на бухгалтерию – это всего лишь повод. В настоящее время начисление заработной платы производится автоматически (приложение 1). Поэтому расчет северных надбавок и районных коэффициентов не составляет труда для бухгалтера.
На заседании комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, большинство депутатов проголосовали за отмену северного коэффициента, однако депутат Федор Тумусов высказался в защиту прав северян. Он считает необходимым оставить северные надбавки, так как это жизненно необходимо для каждого человека, проживающего на Севере [11].
Однако, в настоящее время не все жители северных территорий получают заработную плату, соответствующую вынужденным расходам и для них надбавки просто необходимы, чтобы обеспечить достойную жизнь, которую гарантирует Конституция Российской Федерации [1]. Для анализа доходов населения Южно-Сахалинска воспользуемся данными о начислении заработной платы ООО «МасБетон» за январь 2016г. (приложение 2) и данными о минимальном размере оплаты труда. Зарплата механика в Южно-Сахалинске, включая надбавки, составляет 15000,30 руб. Следовательно, извлекая надбавки, получаем оклад 7143 руб. В соответствии с Постановлением Правительства Сахалинской области от 16 ноября 2015г. № 67 «Об установлении величины прожиточного минимума в Сахалинской области за III квартал 2015г [6] средний прожиточный минимум на душу населения составил 13728 руб. Получаем, что среднестатистическая семья из 3-х человек не сможет обеспечить себе достойную жизнь. Элементарные развлечения, такие как поход в кино или театр будут недоступны. Общество начнет искать альтернативу подобной жизни, вследствие этого город опустеет. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» [5] минимальный заработок работника не должен быть менее 15000 руб., а данный оклад значительно меньше указанной суммы. Бухгалтерам придется проводить доначисления до установленной величины МРОТ.
Для определения уровня жизни населения проанализируем цены на основные продукты питания в Московской и Сахалинской областях (приложение 3) [7].
По данным таблицы можно сделать вывод, что цены в Сахалинской области значительно превышают в Московской. Причем заработная плата работников Севера уступает окладам средних полос России. Это свидетельствует о низком уровне жизни работников Крайнего Севера и местностей, приравненных к нему. Для улучшения ситуации, на наш взгляд, следует увеличить прожиточный минимум населения.
Можно сравнить уровень доходов в средних полосах России и районов Крайнего Севера.
По данным Росстата в 2015г., средняя заработная плата в Москве составляет 66562 руб. в месяц. В Сахалинской области по данным Сахалинстата, в 2015г. средний ежемесячный доход каждого жителя сложился в размере 42873 руб. Но, не смотря на общий рост доходов населения, снизились зарплаты бюджетников. Например, в образовании получают в среднем 44600 руб., в то время, как в Москве учителям начисляют 70000 руб., а в некоторых школах и более. Об этом сообщил мэр Москвы С.С. Собянин [12]. Вычисляя из зарплаты надбавки, получаем сумму, уменьшенную практически в два раза. С таким заработком многие семьи не смогут себе позволить большинство услуг, которыми пользуются граждане в центре России.
Вследствие этого большинство северян готовы переехать в средние полосы России. И это проблема не только Сахалинской области. Как сообщает служба исследований сайта по поиску работы и персонала HeadHunter, 43 % благовещенцев хотели бы перебраться из столицы Приамурья в Санкт-Петербург, Москву, Краснодар или Калининград. При этом горожане, готовые сменить место жительства, планируют зарабатывать 40 тысяч рублей и выше.Между тем большую готовность уехать в другие города проявляли жители Южно-Сахалинска, Магадана и Якутска. Там процент таких желающих перевалил за 50 %. Вследствие этого и так мало заселенные территории станут еще менее заселенными, а в средних районах России образуется перенаселение, что негативно отразится на экономике страны.
Проанализировав соотношение доход и расходов населения, рассмотрев уровень и стоимость жизни граждан, можно сделать вывод, что проблема оплаты труда работников Севера требует незамедлительного решения. Трудовое законодательство нуждается в обновлении и усовершенствовании. Данная проблема имеет ряд последствий, которые влияют как на развитие Севера, так и России в целом.
Первым последствием является отсутствие желания у высококвалифицированных работников вести свою деятельность на Севере. Как было сказано ранее, Север играет ключевую роль в национальной экономике. Но эта роль осуществима только при наличии трудоспособного населения, заинтересованного в проживании в условиях арктического климата. Как правило, высококвалифицированные специалисты не приезжают на Север, так как установленные правовые гарантии и компенсации не восполняют материальные и физиологические затраты, связанные с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.
Во-вторых, местное население из-за высокой стоимости жизни ищет альтернативу на территории других субъектов Российской Федерации.
В-третьих, на территорию Севера иммигрируют иностранные граждане, готовые работать «за копейки», тем самым увозя валюту заграницу. Это негативно влияет на курс рубля.
Получаем, что несовершенная система оплаты труда влечет за собой остановку развития экономики в целом.
Сегодня необходимо выявить новые пути развития северного законодательства. Если Правительство РФ собирается оставить территории, приравненные к Крайнему Северу без северных надбавок и районных коэффициентов, то для начала нужно увеличить оклады работников и минимальный размер оплаты труда. Можно предложить следующие мероприятия для улучшения жизни северян:
- увеличение прожиточного минимума в 2 раза;
- увеличение минимального размера оплаты труда так, чтобы один работающий член семьи мог обеспечить себя и остальных ее членов, то есть МРОТ должен равняться в среднем двум прожиточным минимумам;
- стимулирование работодателей увеличить оклады за счет выплаты им дополнительных государственных субсидий. Это, в свою очередь, будет способствовать соискать государству скрытые резервы. Повысив оклады до уровня средних полос России, можно добиться уменьшения эмиграции граждан.
Литература:
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
- Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
- Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967г. № 1029 (с изменениями и дополнениями)
- Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 (ред. от 31.12.2014) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
- Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "О минимальном размере оплаты труда"
- Постановление Правительства Сахалинской области от 16 ноября 2015г. № 67 «Об установлении величины прожиточного минимума в Сахалинской области за III квартал 2015г.»
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]:// http://www.gks.ru/
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области [Электронный ресурс]:// http://sakhalinstat.gks.ru/
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области [Электронный ресурс]:// http://msko.gks.ru/
- «Это лишняя нагрузка на бухгалтерию». Северные надбавки отменяют [Электронный ресурс]:// http://ura.ru/news/1052192327
- Федот Тумусов выступил за сохранение северного коэффициента [Электронный ресурс]:// http://www.1sn.ru/23655.html
- Собянин: зарплата учителей московских школ выросла до 70 тысяч рублей [Электронный ресурс]:// http://www.aif.ru/society/education/1198596
Приложение 1
Рисунок 1. Начисление заработной платы в программе 1С Предприятие
Приложение 3
Стоимость минимального набора продуктов питания
по Московской и Сахалинской областях в январе 2016 года
Наименование товара |
Средняя цена в Московской области, рублей |
Средняя цена в Сахалинской области, рублей |
Говядина (кроме бескостного мяса), кг |
353,60 |
425,12 |
Свинина (кроме бескостного мяса), кг |
303,48 |
336,63 |
Куры охлажденные и мороженые, кг |
124,43 |
166,14 |
Баранина (кроме бескостного мяса), кг |
396,68 |
478,44 |
Рыба мороженая неразделанная, кг |
164,20 |
94,08 |
Масло сливочное, кг |
464,47 |
596,20 |
Масло подсолнечное, кг |
112,98 |
123,04 |
Маргарин, кг |
108,32 |
214,70 |
Сметана, кг |
205,21 |
330,41 |
Творог нежирный, кг |
292,24 |
378,28 |
Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности, л |
67,03 |
57,92 |
Сыры сычужные твердые и мягкие, кг |
420,38 |
511,45 |
Яйца куриные, 10 шт. |
67,77 |
86,13 |
Сахар-песок, кг |
50,99 |
71,83 |
Соль поваренная пищевая, кг |
13,98 |
25,92 |
Мука пшеничная, кг |
38,16 |
48,41 |
Хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной, кг |
35,33 |
70,12 |
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, кг |
45,71 |
77,49 |
Рис шлифованный, кг |
66,01 |
89,61 |
Пшено, кг |
33,67 |
58,62 |
Вермишель, кг |
67,12 |
105,61 |
Картофель, кг |
15,63 |
46,11 |
Капуста белокочанная свежая, кг |
22,09 |
46,29 |
Лук репчатый, кг |
23,29 |
39,82 |
Морковь, кг |
28,67 |
58,56 |
Огурцы свежие, кг |
170,51 |
235,03 |
Яблоки, кг |
96,36 |
166,65 |
Итоговая стоимость набора |
3789,77 |
4939,33 |