В статье рассматриваются проблемы российско-японских отношений, главным образом, территориальный вопрос. На основе исследования исторических документов, дается обзорный анализ фактов возникновения пограничных разногласий между Россией и Японией, а также состояние указанной проблемы в настоящее время.
Ключевые слова: российско-японские отношения, территориальный вопрос, «северные территории», мирный договор, Вторая мировая война, Курильские острова, Южный Сахалин.
В конце января 2016 года правительство Японии в очередной раз заявило о необходимости решения территориального вопроса и заключения мирного договора с Российской Федерацией.
Позиция японской стороны заключается в том, что в конце Второй мировой войны Советский Союз в нарушение пакта о нейтралитете, а также ряда международно-правовых документов напал на Японию и оккупировал так называемые «северные территории», а именно – острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и группу островов Хабомаи. Следовательно, для того чтобы заключить мирный договор, необходимо урегулировать проблему территориального размежевания между двумя странами. Согласно японской позиции Россия как правопреемница СССР должна вернуть вышеупомянутые острова. Свою бескомпромиссную позицию в отношении островов Япония объясняет принципом первого открытия, а также, что СССР действовал в нарушение международного права.
В ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации провозглашается: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». История знает немало попыток нарушения территориальной целостности нашего государства и всегда Россия боролась за сохранение своих исконных границ.
Курильские острова являются составной частью Сахалинской области. В вулканических недрах островов содержатся редкие металлы, на Кунашире и Итурупе много месторождений самородной серы и пемзовых пород, которые используются сейчас в качестве сырья для строительства. Исключительно богаты острова горячими лечебными источниками, а также знамениты удивительной природой, что указывает на дальнейшие перспективы развития туризма, в том числе и международного. Острова омывают моря, содержащие рыбные и другие морские ресурсы.
Говоря о природных богатствах и экономическом потенциале, заключающемся во владении островами и их акваторией, нельзя забывать об их уникальном стратегическом положении, что в очередной раз подчеркивает актуальность рассматриваемой проблемы как для Российской Федерации, так и для каждого гражданина нашего Отечества.
Вопрос русско-японских отношений исследовали в своих трудах: государственный деятель С. Ю. Витте, историки Л.Н. Кутаков, В.А. Фёдоров, А.А.Кошкин, А.И. Уткин.
История пограничного вопроса в русско-японских отношениях официально ведет свое начало с 1805 г., со времени второго русского посольства в Японии, хотя фактически этот вопрос возник раньше – во второй половине XVIII столетия, когда границы России вплотную приблизились к территории «закрытой» в то время для внешнего мира Японии.
Достоверно известно и документально подтверждено, что русские первопроходцы вышли к Курилам в 1697 году. Первым увидел с камчатского мыса Лопатка самый северный Курильский остров Алаид отряд Владимира Атласова.
Первыми русскими людьми, побывавшими непосредственно на Курилах, стали казаки Данила Яковлевич Анциферов и Иван Петрович Козыревский. В 1711 г. они с небольшим отрядом обследовали острова Шумшу и Парамушир. И.Козыревский нанес оба острова на карту и объявил их российской территорией.
В 1721 г. геодезисты Ф.Лужин и И. Евреинов по приказу Петра I продолжили обследование Курил и нанесли на карту уже шестнадцать островов.
В 1739 г. состоялась экспедиция М. Шпанберга вдоль Курильских островов в поисках морского пути в Японию. В ходе нее, были обследованы и нанесены на карту все Курильские острова, в том числе и острова Малой Курильской гряды.
Все Курильские острова, включая южные, во времена правления Екатерины II входили в состав Российской империи. Об этом неопровержимо свидетельствует «Карта Иркутского Наместничества, состоящая из 4 областей, разделенных на 17 уездов» [6, с. 18].
В конце XIX века Россия и Япония строили двусторонние отношения преимущественно мирным путем. Так, 7 февраля 1855 г. вице-адмирал Е.В. Путятин подписал в японском городе Симода первый русско-японский договор – «Трактат о торговле и границах, заключенный между Россией и Японией» (Симодский трактат 1855 г.) Главной идеей договора было установление «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией».
При заключении Симодского договора рассматривался вопрос о принадлежности Курильских островов. Российская сторона утверждала, что Курильские острова, а также остров Сахалин – территория России. Представители японского правительства настаивали на том, что Курильские острова и Сахалин являются исконно японским землями. В итоге, стороны договорились о территориальном размежевании. Статья 2 трактата гласила: «отныне границы между Россией и Японией будут проходить между о-вами Итурупом и Урупом. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, а весь остров Уруп и прочие Курильские острова к северу составляют владение России. Что касается о. Карафуто (Сахалин), то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени» [2, с. 71].
Тем не менее, после заключения Симодского трактата Япония продолжала предъявлять претензии на южную часть о. Сахалин. В свою очередь, русское правительство настаивало на том, что весь остров должен принадлежать России.
В результате длительных переговоров 25 апреля 1875 г. в Санкт-Петербурге был подписан новый договор – «Трактат, заключенный 25 апреля 1875 г. с Японией о промене части о. Сахалин на гряду Курильских о-ов. С.-Петербург» (Санкт-Петербургский трактат 1875 г.), согласно которому Россия уступала Японии все Курильские острова, а Япония признала российский суверенитет над всем островом Сахалин. В связи с этим в японской историографии Санкт-Петербургский трактат 1875 г. часто упоминается как «договор об обмене острова Карафуто (Сахалин) на Курильские острова» [3, с. 118].
Трактат 1875 г., по существу, отменял территориальную статью трактата 1855 г.
В полном объеме трактат 1855 г. был отменен соответствующей статьей русско-японского Договора о торговле и мореплавании 1895 г. Одновременно в декларации при подписании этого договора стороны подтвердили действительность Санкт-Петербургского трактата 1875 года. Оба договора сохраняли силу на протяжении трех десятилетий вплоть до 1905 года.
В ходе Русско-японской войны (1904— 1905), которую развязала Япония, царская Россия проиграла и 5 сентября 1905 года в Портсмуте (штат Нью-Гемпшир, США) подписала мирный договор по условиям, которого Россия уступила Японии южную часть острова Сахалин по 50 градусу северной широты [5, с. 40].
Портсмутский мирный договор имеет принципиальное значение в свете рассмотрения японских территориальных претензий к России. Дело в том, что согласно его статье XII «действие договора о торговле и мореплавании (Санкт-Петербургский трактат 1895 г.) между Россией и Японией упразднено было войной» - договор утратил юридическую силу. В Портсмутском мире были подтверждены условия исключительно коммерческого характера. Вопрос о границе в районе Курильских островов остался без подтверждения.
Развязав войну и отторгнув от России южную часть острова Сахалин, полученную Россией мирным путем в обмен на Курильские острова по Санкт-Петербургскому договору (1875 г.), Япония грубо нарушила положения Симодского трактата (1855 г.), в котором провозглашались «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией», и тем самым создала прецедент военного захвата с целью расширения собственной территории.
В 1920-1925 гг. Япония оккупировала северную, российскую часть о. Сахалин и, таким образом, в период до 1925 г. весь остров Сахалин находился под контролем Японии.
20 января 1925 г. российско-японские отношения были относительно нормализированы в результате заключения «Конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией».
Советское правительство полагало, что захваченные Японией южный Сахалин и Курильские острова должны быть возвращены России. В связи с этим, 18 ноября 1940 г., Народный комиссар иностранных дел СССР В.М. Молотов, в беседе с Послом Японии в СССР Е. Татэкава заявил о необходимости возвращения Японией Советскому Союзу «ранее утерянных территорий – южного Сахалина и Курильских островов» [7, с. 10].
7 декабря 1941 г. Япония развязала войну на Тихом океане, избрав Курильские острова (о. Итуруп) местом сосредоточения императорского флота для нападения на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор.
11 февраля 1945 г., в Ялте, руководители СССР, США и Великобритании заключили соглашение, по которому СССР согласился после капитуляции Германии вступить в войну с Японией, данное согласие диктовалось необходимостью пресечения агрессивных действий Японии в том числе, несмотря на заключенный между СССР и Японией в 1941 г. Пакт о нейтралитете, в отношении СССР.
В ряду условий вступления СССР в войну были названы: возвращение СССР южной части о. Сахалин и всех прилегающих к ней островов; передача СССР Курильских островов.
С учетом этого многостороннего соглашения, 5 апреля 1945 г. СССР денонсировал двусторонний советско-японский Пакт о нейтралитете 1941 г. При этом, правительством СССР было публично и официально заявлено (газета «Известия» 6 апреля 1945 г.), что обстановка с момента заключения Пакта изменилась в корне. Германия напала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает в ее войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками СССР.
26 июля 1945 г. Китай, США, Великобритания приняли Потсдамскую декларацию с изложением условий капитуляции Японии. Одним из ее условий было исполнение Каирской декларации от 3 декабря 1943 г., которая предусматривала ограничение японского суверенитета островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые союзные державы должны были указать. В Каирской декларации ставилась цель изгнания Японии «со всех других территорий, которые она захватила при помощи силы и в результате свой алчности» [2, с. 115].
8 августа 1945 г. СССР официально заявил о присоединении к Потсдамской декларации от 26 июля и о состоянии войны с Японии со следующего дня, а уже 9 августа началось проведение Маньчжурской стратегической наступательной операции, а также Южно-Сахалинской наступательной операции.
В акте капитуляции от 2 сентября 1945 г., Япония безоговорочно признала Потсдамскую, а следовательно, и упомянутую в ней Каирскую декларацию.
2 февраля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было установлено, что «вся земля с ее недрами, лесами и водами на территории южной части острова Сахалин и Курильских островов является государственной собственностью СССР». Установив суверенитет над южной частью острова Сахалин и Курильскими островами, Советский Союз действовал на основе договоренностей с союзниками, оформленных в Каирской (1943), Ялтинской (1945) и Потсдамской (1945) декларациях, а также соблюдая Устав ООН.
В 1951 г., согласно ст. 2 Сан-Францисского мирного договора, Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на южный Сахалин с прилегающими островами и на все Курильские острова (но в данном договоре не указывалось, какому государству переходят данные территории), а согласно ст. 8 того же договора Япония признала все заключенные соглашения воевавших с нею союзников периода Второй мировой войны, подписавших этот договор. СССР отказался подписывать данный договор, аргументируя тем, что он не участвовал в разработке положений данного документа.
19 октября 1956 года была подписана Совместная советско-японская декларация. Она была одновременно ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР и парламентом Японии 8 декабря 1956 года. Основным содержанием Декларации стало прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений между СССР и Японией.
Декларация 1956 г. подтвердила суверенитет СССР над всеми Курильскими островами, включая ныне оспариваемые Японией острова. При этом СССР, «идя на встречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства», согласился, на «передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией» [2, с. 183].
Однако 27 января1960 г. японское правительство пошло на подписание с США нового пакта безопасности, предусматривавшего сохранение американского военного присутствия на японской территории еще на десять лет. В ответ СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года, и оговорил передачу островов Хабомаи и Шикотан выполнением Японией двух условий - подписанием мирного договора и выводом иностранных (то есть американских) войск с ее территории.
Новый этап российско-японских отношений начался в 1990- х гг. 19 апреля 1991 года по итогам визита Президента СССР Михаила Горбачева в Японию было подписано совместное заявление, в котором впервые советская сторона признала факт существования территориальной проблемы в двусторонних отношениях. В заявлении было указано, что «мирный договор должен стать, документом окончательного послевоенного урегулирования, включая разрешение территориальной проблемы».
В 1993 года состоялся визит в Японию Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. Тогда был подписан пакет из 18 документов, ключевым из которых стала Токийская декларация. В ней подчеркивалась необходимость продолжения переговоров с целью скорейшего заключения мирного договора «путем решения территориального вопроса исходя из исторических и юридических фактов и на основе выработанных документов, принципов законности и справедливости» [2, с. 238].
В ноябре 1998 года в ходе официального визита в Российскую Федерацию японского премьер-министра Кэйдзо Обути была подписана Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией.
В 2000 г. Президентом Российской Федерации стал В.В. Путин, который неоднократно встречался с представителями правительства Японии по территориальному вопросу. В мае 2009 года Владимир Путин посетил Токио в качестве Председателя Правительства Российской Федерации. Было подписано несколько соглашений, в том числе соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам, о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, заключено несколько коммерческих сделок.
1 ноября 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев стал первым российским лидером, посетившим Курильские острова. Японская сторона назвала данный визит достойным сожаления, что, в свою очередь, вызвало реакцию МИДа России, согласно которой никаких изменений в статусе принадлежности Курильских островов быть не может.
Японская сторона отмечает, что прошло уже 70 лет с момента окончания Второй мировой войны, но между Россией и Японией до сих пор существует ситуация с неподписанным мирным договором. Действительно, до настоящего времени пути к достижению взаимоприемлемого решения не найдены ввиду принципиальных расхождений в позициях сторон по проблеме территорий.
Анализ российско-японских отношений в контексте пограничного размежевания, безусловно, наводит на мысль о необоснованности территориальных претензий Японии к России. Если следовать историческим фактам, очевидно, что Курильские острова, включая их южную часть, были не исконно японскими, а российскими землями и трактовать территориальные притязания Японии к России с позиции «восстановления исторической справедливости» по меньшей мере, безосновательно.
Сегодняшние ссылки японской стороны на первые русско-японские трактаты 1855 и 1875 годов как на документы, фиксировавшие государственную границу между Россией и Японией, являются юридически неправомерными. С момента подписания сторонами Портсмутского договора (1905 г.) была установлена новая государственная граница между Россией и Японией. Она разделила остров Сахалин по 50 градусу северной широты на русскую и японскую части. Что же касается Курильских островов, то, поскольку граница в этом районе не была оформлена надлежащим образом - то есть путем заключения двустороннего соглашения, они остались японскими лишь де-факто.
В урегулировании данного вопроса необходимо опираться на законность, неоспоримо признавая реалии, которые закреплены в уставе ООН.
Курильские острова справедливо перешли к нашему государству по итогам Второй мировой войны на законном основании в соответствии с договоренностями союзных держав (Ялтинское соглашение от 11 февраля 1945 г.; Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г.). Не смотря на то, что СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор, его подписала Япония и согласилась с распространением государственного суверенитета лишь на территорию Японского архипелага. Япония является участницей ООН, следовательно, она должна признать границы, сложившиеся по итогам войны.
Резюмируя вышесказанное, хочется подчеркнуть, что решение этой давней проблемы должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и национальным интересам России, получить поддержку общественности обеих стран.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 2014.
- Зиланов В.К., Кошкин А.А., Плотников А.Ю., Пономарев С.А. Русские Курилы: история и современность. Сборник документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы. – М.: ООО «Издательство Алгоритм», 2015.
- Кузьминков В.В. Курилы – земля российская: о необоснованности территориальных претензий Японии к России// Свободная мысль. №4, 2013. С.117-130.
- Кутаков Л.Н. История советско-японских дипломатических отношений. - М.: Издательство Института международных отношений, 1962.
- Кутаков Л.Н. Портсмутский мирный договор. – М.: Соцэкгиз, 1961.
- Курилы – острова в океане проблем: / под ред. Проф. В.В. Журавлева. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 1998.
- Курильские острова в российско-японских отношениях: факты, события, комментарии. – Южно-Сахалинск: Комитет международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Сахалинской области, 2007.