Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики (2006–2015 гг.) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 02.09.2016

Статья просмотрена: 1096 раз

Библиографическое описание:

Ильясов, М. М. Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики (2006–2015 гг.) / М. М. Ильясов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 255-258. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33499/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: доходы консолидированного бюджета, безвозмездные перечисления, поступления, налоги, акцизы, федеральный бюджет, бюджет республики, налоговые и неналоговые доходы

С 2006 г. Чеченская Республика перешла на полноценную структуру финансовой системы, в частности были упорядочены и законодательно регламентированы бюджетное устройство и бюджетный процесс республики. В отличие от периода с 2003 по 2006 г. юридический статус бюджета в 2006 г. Был повышен: он был утвержден в форме республиканского закона. Были разграничены финансовые полномочия районного и республиканского уровней бюджетов внутри бюджетной системы республики. С 2006 г. Был установлен статус органов исполнительной власти республики как распорядителей бюджетных средств, а также упорядочена система кассового исполнения бюджета и порядок предоставления финансовой отчетности бюджетополучателями всех уровней бюджетной системы республики.

Доходы консолидированного бюджета республики на 2015 г. сформированы и утверждены в объеме 62 657,8 млн руб., что на 7 034,1 млн руб. (10,1 %) меньше, чем в 2014 г. Сокращение доходов произошло прежде всего из-за уменьшения безвозмездных перечислений из федерального бюджета. Доходы консолидированного бюджета республики достигли своего пика за исследуемый период в 2011 г., взяв планку 78 917,1 млн руб. С 2012 г. они продолжают падать, а на 2015 г. их объем запланирован на уровне 62 657,8 млн руб., т. е. снижение за четыре года составило 20,6 %. В 2015 г. собственные доходы в доходной части консолидированного бюджета республики прогнозируются на уровне 13 403,1 млн руб. (21,4 %), а безвозмездные перечисления из федерального бюджета — на уровне 49 254,7 млн руб. (78,6 %). Они уменьшатся по сравнению с 2014 годом на 7 593,8 млн руб., или на 13,4 %, а по сравнению с 2011 г. — на 28,2 %. В 2015 г. консолидированный бюджет республики даже по номинальным доходам будет меньше, чем в 2007 г. (на 907,7 млн руб.), а по реальным доходам — существенно ниже. Динамику доходов консолидированного бюджета республики за 2000– 2015 гг. иллюстрирует диаграмма на рис. 1.

Доходы консолидированного бюджета республики в последние годы в основном формируются за счет четырех статей:

− «Безвозмездные перечисления из федерального бюджета»;

− «Налог на доходы физических лиц»;

− «Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации»;

− «Налог на прибыль организаций». Безвозмездные перечисления из федерального бюджета (более 80 %, а в республиканском бюджете — около 90 %) занимают, безусловно, главное место в доходной части консолидированного бюджета республики с 2000 г.

Таблица 1

Структура доходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2006–2015гг., млн. руб.

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Налоговые и неналоговые доходы

3519,0

4685,3

6031,3

6107,4

8689,5

10354,4

11650,6

12250,2

12843,5

13403,1

Налог на прибыль организаций

680,6

746,5

810,7

728,1

847,1

1546,0

665,6

486,7

473,7

514,7

Налог на доходы физических лиц

2229,5

3162,5

4056,6

4630,9

4842,5

5329,8

7128,1

7917,7

8597,2

9502,1

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

276,92

361,72

348,0

2639,1

2444,1

2160,1

1649,3

Прочие налоговые и неналоговые доходы

368,8

525,3

833,0

471,9

638,2

1130,6

1217,8

1401,7

1612,4

1737,0

Безвозмездные перечисления из федерального бюджета

19859,5

58880,2

58652,7

59152,0

56143,3

68566,0

66652,7

53485,8

56848,5

49254,7

Доходы бюджета, всего

23378,5

63565,5

64684,0

65259,4

64832,8

78917,1

78303,4

65736,0

69691,9

62 657,8

Рис. 1. Доходы консолидированного бюджета республики за 2000–2015 гг.

Поступления от налога на доходы физических лиц в последние годы занимают прочно второе место среди всех статей доходной части. За последние 10 лет значение этого показателя номинально увеличилось в 3,9 раза, а удельный вес в доходах консолидированного бюджета республики — от 9,5 до 15,2 %. Доход по этому виду налога практически формируется за счет подоходного налога на заработную плату бюджетников согласно п. 1 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации (99,9 %), его изымают при начислении заработной платы.

Таким образом, данный налог легко собираем, и объем его поступлений в бюджет республики фактически зависит от роста заработной платы работников бюджетной сферы, установленной на федеральном уровне. Заслуга в его сборе фискальных органов региона невелика.

Поступления от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, занимают третье место по объему в доходах консолидированного бюджета республики. В последние два года доходы от этого налога стали снижаться, что связано, по мнению авторов, с резким снижением доходов населения с 2014 г., а следовательно, падением спроса на подакцизные товары на внутреннем рынке России.

Доход по этому налогу в консолидированном бюджете республики практически формируется на федеральном уровне исходя из протяженности местных автомобильных дорог и зарегистрированных на территории региона автомобилей. Заслуга в сборе этого налога фискальных органов республики также невелика.

Налог на прибыль организаций лишь на четвертом месте по объему поступлений в консолидированный бюджет республики. В последние годы объем фактического сбора налога на прибыль организаций, являющийся индикатором экономического развития региона, не достигает планового уровня. Динамика этого показателя в рассматриваемом периоде неустойчивая, значительное влияние на нее оказывали строительные подрядные организации, участвующие в реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008–2012 годы», и ОАО «Грознефтегаз». С 2012 г. в связи с завершением реализации мероприятий данной программы, устойчивым сокращением деятельности ОАО «Грознефтегаз» и отсутствием в регионе других бюджета образующих предприятий стал снижаться доход в консолидированный бюджет республики и от налога на прибыль организаций.

Таким образом, можно заключить, что проводникам экономической политики и фискальным органам республики до сих пор не удалось найти действенных способов увеличения базы налога на прибыль организаций на территории региона.

Как видно из структуры доходной части консолидированного бюджета республики, показанной на рис. 4, в 2014 г. усилия фискальных органов были направлены на мобилизацию лишь 3 % поступлений (налог на прибыль организаций — 0,7 %, прочие налоговые и неналоговые доходы — 2,3 %).

Из сказанного можно сделать вывод, что сегодня крайне необходимо установить объективную налоговую базу республики и развивать ее с учетом позитивного опыта отечественной и мировой практики.

Литература:

  1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.gks.ru/
  2. Федеральное казначейство РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.roskazna.ru/
  3. Магомадов Э. М. Как улучшить инвестиционный климат Северо-Кавказского федерального округа? // Российское предпринимательство. 2013. № 5. С. 124–130.
  4. Магомадов Э. М. Проблемы российских регионов в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10. С. 135–138.
  5. Акаев В. Х., Шамсуев М. Э. Х. Безопасность Юга России: информационные угрозы социальных сетей. [Электронный ресурс] — Режим доступа- URL: http://elibrary.ru/contents. asp?issueid=1109930.
Основные термины (генерируются автоматически): консолидированный бюджет республики, доход, прибыль организаций, федеральный бюджет, доходная часть, налог, Российская Федерация, Чеченская Республика, бюджетная система республики, федеральный уровень.


Ключевые слова

акцизы, налоги, федеральный бюджет, налоговые и неналоговые доходы, доходы консолидированного бюджета, безвозмездные перечисления, поступления, бюджет республики

Похожие статьи

Собственные и регулирующие доходы государственного бюджета

Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии

В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.

Роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета

В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.

Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета Российской Федерации

В статье рассмотрены роль и значение косвенных налогов в доходах бюджета Российской Федерации. Авторами проведен сравнительный анализ поступлений по прямым и косвенным налогам в консолидированный бюджет РФ.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016 гг.

В данной статье основное содержание исследования составляет анализ динамики и структуры неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за последние три года. На основе проведенного анализа представлены выводы.

Анализ динамики доходов в бюджетную систему от налогов и сборов в Российской Федерации

В статье рассмотрены поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за последние 13 лет. На основании представленной динамики проведен корреляционно-регрессионный анализ и выявлены факторные признаки...

Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2011–2013 гг.

Сущность налога на доходы физических лиц

В статье рассматривается налог на доходы физических лиц, его основные элементы, приводятся статистические данные поступлений в бюджет РФ.

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Похожие статьи

Собственные и регулирующие доходы государственного бюджета

Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии

В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.

Роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета

В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.

Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета Российской Федерации

В статье рассмотрены роль и значение косвенных налогов в доходах бюджета Российской Федерации. Авторами проведен сравнительный анализ поступлений по прямым и косвенным налогам в консолидированный бюджет РФ.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016 гг.

В данной статье основное содержание исследования составляет анализ динамики и структуры неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за последние три года. На основе проведенного анализа представлены выводы.

Анализ динамики доходов в бюджетную систему от налогов и сборов в Российской Федерации

В статье рассмотрены поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации за последние 13 лет. На основании представленной динамики проведен корреляционно-регрессионный анализ и выявлены факторные признаки...

Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2011–2013 гг.

Сущность налога на доходы физических лиц

В статье рассматривается налог на доходы физических лиц, его основные элементы, приводятся статистические данные поступлений в бюджет РФ.

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Задать вопрос