Развитие транспортной системы России на период 2010–2020 годы подразумевает достижение конкретных целей и решения определенных задач.
Приоритетными целями и задачами развития транспортной системы страны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (ред. от 05.05.2013) являются: развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; повышение конкурентоспособности транспортной системы России.
Рынок транспортных услуг — сфера осуществления перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, подсобно-вспомогательных и других видов работ (услуг), связанных с перевозками.
Транспортный рынок в настоящее время представляет собой совокупность самостоятельных организаций и посредников.
В данной статье представлены результаты комплексного исследования рынка транспортных услуг в г. Пензе.
Цель исследования заключается в выявлении достоинств, недостатков и перспективы развития рынка транспортных услуг.
Для реализации поставленной цели была составлена анкета потребителя транспортных услуг содержащая 22 вопроса.
Проанализировав анкету потребителя транспортных услуг, были сделаны выводы.
В анкетировании приняли участие 31 человек: мужского пола — 61 %, женского пола — 39 %. Большинство участников — 68 % в возрасте 18–25 лет. Личный автомобиль имеется в наличии у 71 % опрошенных (рис. 1).
До места работы/учебы на личном автомобиле добираются 39 % опрошенных, 32 % — пешком, 29 % используют общественный транспорт (рис. 2).
Рис. 1. Количество респондентов имеющих личный автомобиль
Рис. 2. Как Вы передвигаетесь по городу до места работы/учебы?
Что касается вида общественного транспорта, 58 % отдают предпочтение маршрутным такси, 42 % — автобусам, троллейбус не пользуется спросом. Большинство опрошенных устраивает стоимость проезда. 65 % не довольны комфортом в общественным транспорте. Безопасность устраивает чуть больше половины участников — 52 %. Большинство пользуется общественным транспортом только в выходные дни. Качество обслуживания оценили на «хорошо» 42 % человек, «плохо» — 19 %, воздержалось 3 % анкетируемых. Почти всех не устраивает цена, качество обслуживания и скорость движения. Увеличение количество рейсов в соответствии с временем суток позволит решить некоторые проблемы считают 71 % опрошенных.
Чаще всего участники пользуются такими транспортными услугами как: такси, почта и доставка еды. (рис. 3)
Рис. 3. Услуги транспортных организаций
Услуги такси устраивают 58 % опрошенных. В настоящее время отправляют и получают посылки 29 % человек 1 раз в год, 19 % — 1 раз в месяц, 19 % — 1 раз в месяц, 16 % — 1 раз в 6 месяцев. Услугами почты при этом пользуются 99 % человек. Подавляющее большинство довольны качеством оказываемых услуг.
На дальние расстояния (50 км и более) ездят: 45 % — 1 раз в неделю, редко — 35 % человек, часто — 13 %. Почти все для этого используют личный автомобиль (рис. 4). За город в большинство опрошенных отправляются на отдых (рис. 5), а по городу используют транспорт с целью совершения покупок (рис. 6).
Рис. 4. Каким транспортом Вы пользуетесь для поездки за город?
Рис. 5. Цель поездок за город
Рис. 6. Цель поездок по городу
Таким образом, на основе проведенных исследований мнения потребителей транспортных услуг установлено, что на данный момент рынок транспортных услуг находится в стабильном состоянии, так как люди всегда пользовались, и будут пользоваться услугами общественного транспорта. Рынок данных услуг можно назвать насыщенным и с каждым днем спрос на транспортные услуги увеличивается, соответственно транспортных компаний становится больше. Сейчас на рынке представлены разнообразные компании: по уровню обслуживания, расценкам, количеству предоставляемых услуг. Есть транспортные компании для состоятельных клиентов, есть для людей со средним достатком, есть частные грузоперевозчики, готовые осуществить перевозку груза по минимальным ценам, но с минимальными гарантиями.
Литература:
- Богдарецкий А. В. Основные направления в исследованиях рынка транспортных услуг, 2007. – 281 с.
- Бачурин А. А. Маркетинг на автомобильном транспорте: учебное пособие. – 208 с.