Представлено видение сущности и структуры управленческой компетенции как целостного явления, представляющего совокупность знаниевого, технологического и личностного компонентов, а также содержания процесса ее формирования у социальных работников, включающего несколько модулей подготовки, которые ориентированы на формирование управленческих функций социальных работников посредством деятельностных методов обучения.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, структура управленческой компетенции, формирование управленческой компетенции, социальный работник
Изучая управленческие компетенции социальных работников, мы пришли к выводу, что прежде всего необходимо остановиться на методологических подходах, с позиций которых следует рассматривать как сущность самих компетенций, так и способы их формирования. С нашей точки зрения, к процессу формирования управленческих компетенций у социальных работников прежде всего следует обратиться с позиций системно-деятельностного похода.
В науке системно-деятельностный подход является по сути интеграцией идей системного (рассмотрение объектов как систем), вклад в разработку которого внесли Б. Г. Ананьев, И. В. Блауберг, В. А. Сластенин и др., и деятельностного (рассмотрение и описание явлений с позиции категории «деятельность»), который разрабатывали Н. В. Кузьмина, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др., подходов.
Системно-деятельностный подход как подход общенаучного уровня был выбран нами по причине того, что мы исследуем один из видов деятельности — управленческую, стараясь выявить ее сущностные характеристики, компонентный состав, системообразующие факторы. Ссылаясь на исследования И. А. Зимней [1], А. К. Марковой [2], С. В. Росляковой [4], А. В. Хуторского [6] и др., касающиеся сущности и структуры компетенций, в нашей работе использование идей системно-деятельностного подхода прежде всего предполагает представление управленческой компетенции в качестве системы, которая включает несколько компонентов:
− знаниевый компонент (знания об управлении как специфической деятельности, об управленческом цикле и сущности каждой управленческой функции в отдельности; знание основ менеджмента и самоменеджмента и др.);
− технологический компонент (умения выявлять и анализировать информацию о социальной ситуации, оценивать достоверность информации, полученной в ходе мониторинга и из других источников; разрабатывать социальные проекты (программы), направленные на повышение эффективности социального обслуживания населения и оказания социальной поддержки; способность к планированию, организации и контролю в работе с клиентом; прогнозирование и проектирование организации социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг и др.);
− личностный компонент (мотивы управленческой деятельности, система ценностей как основа управленческой культуры, волевые качества, способствующие принятию взвешенных и эффективных решений).
Кроме того, в нашем исследовании системно-деятельностный подход был положен в основу построения процесса формирования управленческих компетенций у социальных работников. Данный процесс имеет целостную структуру, представляя собой систему, состоящую из нескольких содержательных блоков-компонентов, зависимых друг от друга. Системообразующий фактор этого процесса — цель — формирование у социальных работников управленческих компетенций и деятельность как основа формирования этих компетенций. Рассмотрим содержательную часть данного процесса.
I блок направлен на реализацию личностного компонента управленческой компетенции. Он включает 2 модуля, содержание которых представлено в таблице 1.
Таблица 1
Содержание 1 блока процесса формирования управленческих компетенций у социальных работников
Тема модуля |
Формируемая компетенция |
Задачи модуля |
Методы, приемы работы |
I./1. Профилактика профессионального выгорания и деформации |
Формирование готовности к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» |
− Актуализировать процесс самоанализа; − познакомить с приемами саморегуляции; − оптимизировать самооценку; − снять эмоциональное напряжение; − сформировать позитивное мышление (самовосприятие и восприятие окружающей действительности) |
− Тренинг; − метод рефлексии; − арт-терапия; − позитив-технологии (методы НЛП); − медитативные и релаксационные техники; − слайдовая презентация; − анкетирование и др. |
I./2. Этика и деонтология профессиональной деятельности в социальной работе |
Формирование готовности соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности |
− Сформировать способность обеспечивать высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности; − сформировать способность осознавать социальную значимость соей будущей профессии |
− Проблемная лекция; − решение задач; − деловая игра; − диалоговые технологии |
II блок процесса формирования управленческих компетенций у социальных работников направлен на реализацию технологического компонента. Он состоит из четырех модулей. В основу содержания каждого модуля были положены идеи профессионального стандарта «Специалист по социальной работе», в котором отражены требования к выполнению трудовых функций, в том числе и управленческих [3]. Формирование управленческих компетенций, заложенных в основу каждого модуля, реализуется на основе предложений преподавателей кафедры социальной работы педагогики и психологии ЮУрГГПУ [5], за счет разных, прежде всего активных форм работы со специалистами (таблица 2).
Таблица 2
Содержание 2 блока процесса формирования управленческих компетенций у социальных работников
Тема модуля |
Формируемая компетенция |
Задачи модуля |
Методы, приемы работы |
II./1. Управленческий цикл в деятельности социального работника |
Формирование способности целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению |
Сформировать: − способы выявления граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; − умения планировать, организовывать и осуществлять контроль в работе с клиентом; − умения прогнозировать и проектировать организацию социального обслуживания, объема и качества оказываемых социальных услуг; − умение разрабатывать социальные проекты (программы), направленные на повышение эффективности социального обслуживания населения и оказания социальной поддержки и др. |
− Проектный метод; − деловая игра; − мастер-класс; − проблемный семинар и др. |
II./2. Организация взаимодействия в социальной работе |
Формирование готовности решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента |
Сформировать: − способность выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений); − умения выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки; − умение обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан; − способность мотивировать граждан (получателей социальных услуг) к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки и др. |
− метод проектов; − решение проблемных ситуаций; − семинар-дискуссия; − мозговой штурм и др. |
II./3. Оценка качества социальных услуг |
Формирование способности осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации |
Сформировать умения: − определять цель и индикаторы мониторинга социальной ситуации; − использовать различные методы мониторинга социальной ситуации; − использовать результаты мониторинга в определении целей социального обслуживания населения; − выявлять и анализировать информацию о социальной ситуации, оценивать ее достоверность; − проводить экспертизу социального проекта (программы) и др. |
− Деловая игра; − кейс-метод; − тематическая дискуссия и др. |
II./4. Нормативно-правовые основы управленческой деятельности социального работника |
Формирование способности к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней |
Формирование способности: − оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан, на социальное обслуживание или оказание мер социальной поддержки; − использовать нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения, Национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и др. |
− Кейс-метод; − проблемные задачи; − мозговой штурм; − круглый стол и др. |
Процесс формирования управленческих компетенций у социальных работников –это единый, последовательный процесс, основу которого составляют разнообразные деятельностные (активные) методы работы: решение задач, деловая игра, решение проблемных ситуаций, мозговой штурм, тренинг, метод проектов и др. Данные методы позволяют научиться мыслить, планомерно организовывать свою деятельность и деятельность клиента, работать в команде, коллегиально принимать решения, быть деятельным и активным. Использование системно-деятельностного подхода дает возможность представить процесс формирования управленческих компетенций у социальных работников полноценным, содержательным, практико-ориентированным.
Литература:
- Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40 с.
- Маркова А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 164 с.
- Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499053714.
- Рослякова С. В. О сущности и структуре познавательной компетентности / С. В. Рослякова // Вестник государственного университета / Гос. ун-т управления. — Москва, 2012. — № 10. — С. 300–305.
- Содержание и методика педагогической деятельности в социальной работе (социальная педагогика): учеб. пособие / Н. А. Соколова, Н. П. Артемьева, В. Ф. Жеребкина, Т. Г. Пташко, С. В. Рослякова, Е. Г. Черникова, Т. П. Скребцова, А. А. Шевченко, Е. В. Моисеева, Н. В. Сиврикова; под ред. Н. А. Соколовой. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. — 350 с.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–65.