По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 360 млн. человек с нарушениями слуха, что составляет более 5 % населения земного шара. Из них 32 млн. детей в возрасте младше 15 лет. Причем к 2020г. по прогнозам ВОЗ ожидается рост количества лиц с нарушениями слуха более чем на 30 %.
В Российской Федерации число детей и подростков с тугоухостью и глухотой превышает 1 млн., из которого на учете у сурдологов сейчас состоят немногим более 150 000.
Столь большая разница между предполагаемым и учтенным количеством детей с данной патологией объясняется тем, что их учет проводится по обращаемости в специализированные кабинеты, что порой происходит с большим опозданием.
Анализ возрастной характеристики детей на момент постановки диагноза в региональных сурдокабинетах показал, что у подавляющего числа детей всех регионов России диагноз был поставлен в возрасте от 3 до 7 лет, в связи, с чем проведение медицинской и педагогической реабилитации часто начинается с большим опозданием.
Исследования показывают, что к 3-летнему возрасту, ребенок с нормальным слухом успевает накопить запас, достигающий 2500 слов, и пользуется этим словарем в общении с окружающими, выражая свои мысли фразами из 3–6 слов.
К школьному возрасту, ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для самостоятельного устного общения.
Дети с нарушениями слуха чаще всего приходят в школу со словарным запасом, состоящим из нескольких десятков слов, а нередко из 5–10 слов (в худшем случае не зная ни одного слова).
Вместе с тем, примерно из 20–25 % детей, коррекционно-педагогическая работа с которыми была начата на первом году жизни, путь овладения речью максимально сближается с тем, как протекает этот процесс у слышащих детей и к 3–5 годам уровень их речевого развития максимально сближается с нормой.
Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии являются основополагающим принципом российской дефектологии.
Единая система раннего (с периода новорожденности) выявления детей с нарушенным слухом предусматривает:
– выявление детей с факторами риска по тугоухости в роддомах;
– диспансерное наблюдение этих детей в поликлиниках по месту жительства и скрининг-обследование слуха в возрасте 1, 2, 4, 6, 12 месяцев;
– комплексное медико-педагогическое обследование ребенка в сурдологических кабинетах с целью постановки диагноза.
С момента выявления снижения слуха у ребенка начинается проведение медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
Дети получают помощь в сурдологических кабинетах, специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях.
В нашей стране имеется широко развернутая сеть специальных школ для детей с нарушениями слуха.
Такие дети обучаются в двух типах школ: 1) школа для глухих и 2) школа для слабослышащих и позднооглохших детей.
В целях дифференцированного обучения школа для слабослышащих разделена на 2 отделения: 1-е и 2-е, где обучаются дети с различным уровнем речевого развития.
Педагогический процесс в школе для слабослышащих детей должен строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Хотя учет индивидуальных различий детей в процессе их обучения и воспитания является общепедагогическим принципом, в школе для слабослышащих детей он становится важнейшим, так как особенности детей данной категории проявляются в сферах, имеющих решающее значение для успешного выполнения всех учебно-воспитательных задач.
Как правило, учащиеся одного класса весьма неоднородны по составу. Они имеют существенные различия в уровне владения речью, объем используемых в ней языковых средств, степени остаточного слуха и возможностях его использования.
Это отражается на объеме их представлений и понятий об окружающем мире, правильности знаний, особенностях мыслительной деятельности, памяти, внимания.
Кроме того, такие учащиеся обладают характерологическими особенностями, которые находят выражение в их поведении, степени активности, склонности к определенным видам деятельности.
Все вышесказанное может служить основанием для дифференцирования требований, предъявляемых к учащимся, учитываться при общении с ними, определении классных и домашних заданий, а также при дозировке помощи со стороны педагога.
Индивидуальные занятия по формированию произношения, по развитию и использованию слухового восприятия также проводятся на основании данных об особенностях речи и слуха учащихся.
С учетом индивидуальных особенностей учащихся используются разные способы и условия предъявления речевого материала:
- разный объем предъявляемого материала;
- разное количество предъявлений от 1–2 до 4–5;
- разное рабочее расстояние для предъявления речевого материала учителем;
- разный характер звучания речевого материала — голос разговорной громкости, шепот;
- разное место нахождения диктора — напротив ученика, справа, слева, сзади;
- для детей с глубоким речевым недоразвитием предъявление речевого материала сначала слухо-зрительно, с использованием «подсказывающей ситуации», т. е. применением наглядного материала, беседы, объявления темы материала и т. п.
Система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом постоянно совершенствуется. Появляются новые формы получения образования, новые подходы к обучению детей.
Созданы модели специальных дошкольных образовательных учреждений комбинированного типа, в экспериментальном порядке началось обучение детей с нарушениями слуха в массовых школах.
Поэтому важной и острой стала проблема психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в процессе обучения этих детей в общеобразовательной школе.
Сами специальные школы претерпели серьезные изменения. Получив свободу действий, учреждения проявляют инициативу в составлении собственных учебных планов, программ, стремятся совершенствовать приемы и методы обучения.
В школах увеличивается количество детей, имеющих сложную структуру дефекта, сочетание нескольких психофизических нарушений: интеллекта, зрения, эмоционально-волевой сферы. Обучаются дети-переростки, ученики, не имеющие качественной дошкольной подготовки или меняющие первоначально выбранную родителями систему обучения.
Для координации действия участников образовательного процесса в нашей специальной коррекционной школе-интернате была создана психолого-медико-педагогическая комиссия.
ПМПК является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Общее руководство ПМПК возлагается на руководителя образовательного учреждения. В состав ПМПК входят: заместители директора по учебной и воспитательной работе, педагог-психолог, учитель-дефектолог, медицинская сестра, а также учителя и воспитатели, представляющие детей на ПМПК.
Целями и задачами ПМПК являются:
- Изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи и слухового восприятия.
- Выявление резервных возможностей развития учащихся для обеспечения дифференцированного подхода в образовательном процессе.
- Выявление круга интересов учащихся.
- Выявление оптимальной для развития ученика учебной программы.
- Профилактика физических, интеллектуальных, психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
Заседание школьной ПМПК проводится по плану. Возможны внеплановые заседания, если педагог не может самостоятельно решить возникшую проблему.
Школьная жизнь протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности социальной среде. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством выборов: как учиться, общаться со сверстниками. Помощь ему должны оказывать взрослые.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся продолжается в течение всего периода обучения ребенка в школе-интернате, меняются только цели и задачи на каждом возрастном этапе.
В 1 классе — диагностика готовности учащихся к школьному обучению, коррекционно-развивающая деятельность, направленная на преодоление отставания в развитии ребенка. Диагностика включает совместную работу всех специалистов.
- Учитель в ходе бесед с родителями, изучения личных дел учащихся, в ходе наблюдения определяет, чему научился ребенок до школы и какие у него потенциальные возможности по овладению знаниями.
- Сурдопедагог обследует слух речью, определяет рабочее расстояние (на котором ребенок воспринимает речевой материал), а также определяет резервное расстояние, к которому нужно стремиться, чтобы развивать слуховую функцию ученика.
- Медики следят за соматическим состоянием ребенка.
- Воспитатели наблюдают за тем, как ученик ориентируется в бытовых вопросах, какие навыки самообслуживания у него привиты.
- Социальный педагог составляет социальный паспорт класса, ставит на учет детей-сирот, детей из неблагополучных семей.
- Педагог-психолог проводит углубленную диагностику личностного и интеллектуального развития учащихся.
- Администрация ведет контроль за адаптацией детей.
Во 2–4 классах — оптимизация успешной деятельности, создание условий, способствующих профилактике нарушений психологического здоровья учащихся.
В 5 классе — сопровождение учащихся в период адаптации к многопредметному преподаванию.
Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса — это помощь в проявлении и осознании своих чувств, помощь в понимании того, что с ними происходит. В подростковом возрасте происходит заострение отдельных черт характера, в большинстве случаев отрицательных. Задача школы — защитить ребенка от негативного влияния окружающей среды.
В прошлом учебном году в нашей школе был создан «Совет профилактики правонарушений». Ежемесячно в кабинете директора проводятся заседания совета, на которых обсуждаются негативные факты поведения учащихся. Такой метод работы имеет положительные результаты.
В старших классах акцент делается на подготовку учащихся к взрослой жизни, к выбору профессии.
Поддержка необходима и в процессе социализации. Такая поддержка получила название — социально-педагогическая поддержка ребенка. Сущность социально-педагогической поддержки заключается в обеспечении процесса сотрудничества и сотворчества педагогов и воспитанников, позволяющего каждому из участников в процессе взаимодействия раскрыть свои возможности, развить свои способности, тем самым успешно интегрироваться в общество.
Все учащиеся нашей школы посещают кружки: девочки любят вязать, шить, мальчики с удовольствием делают поделки из дерева. Трудовые навыки, полученные учащимися в стенах школы, очень пригодятся в жизни.
Школы I и II вида, давая лицам с нарушенным слухом, цензовый уровень образования, обеспечивают им право на обучение, получение стандартного документа о завершении основной, средней школы, открывают доступ в систему профессионального образования.
Школы занялись инновационной деятельностью — поиском путей допрофессиональной, профессиональной подготовки школьников.
На базе некоторых школ страны развертывается консультативная помощь детям с нарушенным слухом и их родителям. Например, помощь детям с нарушенным слухом, обучающимся в массовой школе, их родителям, а также детям дошкольного возраста, не посещающим детские учреждения: переросткам и детям из неблагополучных семей.
Проблемы модернизации обучения восприняты специальными школами для глухих и слабослышащих детей, коллективы школ принимают активное участие в их разработке и реализации.
Деятельность специальных (коррекционных) школ I и II вида характеризует сочетание традиций и новаторства, что способствует созданию гибкой системы, взаимодействующей с учреждениями общего образования и учитывающей возможности и желания лиц с особыми образовательными потребностями.
Литература:
- Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. // Под ред. М. Р. Боскиса — М.: Педагогика, 1989.
- Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб., 2005.
- Вилыианская А. Д., Прилуцкая М. И., Протченко Е. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. — М.: Генезис, 2012.
- Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.
- Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.
- Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.
- Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., Просвещение, 1990.