Цель данной статьи — выявить сущностные черты образа женщины в рассказе М. Горького «Дора». Основным методом исследования послужил метод графосемантического моделирования, который заключался в сборе материала исследования, проведении компонентного анализа, объединении компонентов в поля по признаку их семантической общности, полевом анализе, подсчете всех комбинаций полей, построении графосемантической модели и её интерпретации.
Методом сплошной выборки отобрано 25 контекстов. Маркерами отбора контекстов являлось наличие в них либо имени (именование) женщины-героини рассказа, либо местоимения, замещающего это имя (именование).
На следующем этапе исследования из контекстов выделялись семантические элементы, определяющие сущностные черты героини рассказа и распределялись по семантическим полям. Нами выделено 82 семантических компонента, распределенных на основании смысловой общности по 16 полям с разной долей удельного веса.
Удельный вес каждого семантического поля, который определялся путем нахождения пропорции от общего числа семантических компонентов, отражен в таблице 1.
Таблица 1
Удельный вес семантических полей врассказе М. Горького «Дора»
Название семантического поля |
Удельный вес поля (%) |
1 Взаимоотношения с окружающими |
20 |
2 Детали портрета |
15 |
3 Характеристика действия |
15 |
4 Черты характера |
9 |
5 Внешнее отражение эмоций |
9 |
6 Внешность |
7 |
7 Уровень образованности |
5 |
8 Духовный мир |
4 |
9 Внутреннее эмоциональное состояние |
4 |
10 Национальность |
4 |
11 Физическое состояние |
2 |
12 Оценка внешности |
2 |
13 Прозвище |
2 |
14 Предметы (детали) одежды |
1 |
15 Род занятий |
1 |
Как видно из таблицы, в данном рассказе М. Горького выделено 15 семантических полей. Поле «взаимоотношения с окружающими» (отношение Доры к больным, как отношение матери к детям; мужчины жадно цапали её тело; она спокойно отводила руки умирающих;за нею настойчиво ухаживали солидные люди; она отказывала женихам и т. д.) (удельный вес 20 %) явилось в данном рассказе наиболее значимым, это объясняется тем, что автор рисует образ главной героини, горничной противотуберкулезного пансионата Доры, главным образом через её взаимоотношения с окружающими её людьми, именно через отношение Доры к больным, своей работе, природе, литературе, мужчинам, к своему возлюбленному — умирающему студенту Филиппову, и раскрывается главный женский образ этого рассказа.
Следующими по наполненности семантическими компонентами следуют поля «детали портрета» (у нее доброе лицо лошади; губы растянуты жирной улыбкой;глаза странного сиреневого цвета; отводила красной ручищей своей и т. д.) и «характеристика действия» (легка на ногу; движения ее ловки и быстры; комнаты убирала торопливо и небрежно; стояла у головы студента, всхлипывая и т. д.). (удельный вес 15 %), т. е. в этом рассказе автор обращается к одному из основных средств раскрытия образа персонажа, как художественная деталь: к внешности героини и характеристики её действий, поступков [1]. Во внешности героини автор акцентирует внимание читателей на её величину и несуразность. При этом героиня удивительно ловка, легка и быстра. Очевидно использование писателем такого приема создания комического эффекта, как несоответствие.
Поля «черты характера» (глупа тогда, когда ей хотелось схитрить; ее неутомимость в труде; ее ровный характер; спокойное, кроткое существо; она не любила цветы; добрейшая слониха моя) и «внешнее отражение эмоций» (взгляд их приобретал свинцовую тяжесть; неумной, но успокаивающей улыбкой; что-то пьяное явилось в ее глазах; особенные, кипучие, бешеные слезы; плакала Дора, стоя на коленях; гулко стукаясь головою о перила, плакала и выла) оказались на 4-м и 5-м местах по своему удельному весу — 9 % [1]. Таким образом, для автора важно для раскрытия образа героини показать её характер, проявляющийся в поведении: она решительно останавливала все попытки солидных женихов посвататься к ней, но при этом горячо и сильно влюбилась в маленького умирающего от туберкулеза студента. А также эмоциональную реакцию Доры, позволяющую судить о силе её внутренних переживаний, когда слышит предсмертный бред своего возлюбленного, в котором он произносит имя другой женщины. Обида женщины настолько сильна, что она не хочет одевать покойного в смертное, которое сама же купила ему на свои деньги.
Поля «внешность» (она — огромная;она — толстая; человекоподобное существо; огромную девушку) — 7 %, «уровень образованности» (она была безграмотна; она была глупа; весьма непросвещенная личность; даже тупая личность) — 5 %, «духовный мир» (стоя на коленях, глядя в небо, долго молилась; наклонностей к поэзии, к лирике не замечалось; волшебно изменилась) — 4 % также явились, по замыслу автора, важными элементами, позволяющими раскрыть образ главной героини, который, в свою очередь, раскрывает идею рассказа [1]. Даже такое приземленное, грубое, необразованное, неромантичное «человекоподобное существо» с «добрым лицом лошади» способна испытывать сильное, возвышенное, прекрасное чувство, как любовь, «волшебно» изменяющее её мир, и так жестоко обжигающее её самолюбивую и гордую натуру.
Удельный вес полей «внутреннее эмоциональное состояние», «национальность», «физическое состояние», «оценка внешности», «прозвище», «предметы (детали) одежды», «род занятий», «социальный статус» составил от 4 % до 1 %, т. е. писатель считал нужным в данном произведении обратить внимание читателя на эти составляющие женского образа своей героини, но они не являются значимыми в данном произведении, несут дополнительную смысловую нагрузку.
Таким образом, в результате полевого анализа выделено 12 наиболее значимых по наполняемости полей, раскрывающих сущностные черты образа женщины в рассказе М. Горького «Дора»: «взаимоотношения с окружающими», «детали портрета», «характеристика действия», «черты характера», «внешнее отражение эмоций» «детали портрета», «внешнее отражение эмоций», «внешность», «уровень образованности», «духовный мир», «внутреннее эмоциональное состояние», «национальность».
Следующий этап исследования — выявление количества и силы связей между полями и построение графосемантической модели образа женщины в рассказе «Дора». Для этого необходимо, во-первых, расположить семантические поля на плоскости; во-вторых, учитывая, статистические закономерности, определить из всего набора обнаруженных связей наиболее значимые; в-третьих, с помощью соединительных линий отметить наличие установленных связей между полями. Модель состоит из полей, способных образовывать связи, сила которых превышает статистический порог значимости (средний показатель силы связи по выборке).
Отметим, что для определения количества взаимосвязей между полями необходимо определить, сколько раз в контекстах встречаются те или иные семантические компоненты. Определяем средний показатель, разделив общее число взаимосвязей на количество взаимосвязей. Линия, обозначающая силу связи, будет пунктирной, если сила связи будет меньше среднего показателя, обычной — если она равна или на один больше среднего показателя и сильной — если она больше среднего показателя в два раза.
Графосемантическая модель женского образа представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Графосемантическая модель образа женщины в рассказе М. Горького «Дора»
Как следует из рисунка 1, данная модель состоит из двух структур: периферийной, к которой относятся поля «род занятий» и «национальность» и доминантной, состоящей из всех остальных полей. Ядерными на данной графосемантической модели являются поля «взаимодействие с окружающими», «детали портрета» и «характеристика действия». Они связана между собой через поле-посредник «взаимоотношения с окружающими» обычной связью и слабой связью между собой. Поле «взаимоотношения с окружающими», кроме того, связано обычной связью с полями «оценка внешности» (туповатые эти глаза; ее грубая красота, сила) и «черты характера» [1]. Следовательно, именно через взаимоотношения с окружающими Дору людьми, читатель получает представление о её внешности, характере, поступках. Слабыми связями поле «взаимоотношение с окружающими» связано с полем «физическое состояние» (ее здоровое тело; ее полное горячей крови тело) и с полем «духовный мир» [1]. Это можно объяснить тем, что физическая форма главной героини имеет непосредственное отношение к тому, как к ней относятся окружающие её, главным образом, мужчины, а также духовный мир Доры проявляется через её взаимоотношения с другими героями рассказа. Традиционна и объяснима обычная связь ядерного поля «детали портрета» с полями «внешнее отражение эмоций» и слабые связи с полями «внешность» и «оценка внешности», поскольку все семантические элементы этих полей касаются внешнего облика женщины. Тупиковое поле «внутреннее эмоциональное состояние» (она как будто оглохла; она как будто ослепла; всхлипнула с такой болью) связано слабой связью с полем «характеристика действия», т. к. эмоциональное состояние характеризуется через действия героини [1]. Тупиковое поле «черты характера» наряду с ядерными полями обладает высоким уровнем валентности, т. к. образует связи с шестью полями, ведь характер Доры проявляется через взаимоотношения с окружающими, через внешние и внутренние характеристики, а также через поле «уровень образованности» (она была безграмотна; она была глупа; весьма непросвещенная личность; даже тупая личность) [1].
Поля «род занятий» (обслуживала горничная Дора) и «национальность» (иногда она выдавала себя за эстонку;говорила она языком тавричанки, то — с татарским акцентом, то — с армянским) не связаны с другими семантическими полями, они находятся на периферии графосемантической модели, но слабой связью связаны между собой [1]. То есть, нет прямой зависимости между тем, чем занимается Дора, её национальностью и, к примеру, её характером, внешностью, духовным миром, но М. Горький всё-таки считает нужным дать представление о происхождении Доры, предлагает читателям самим установить связь между спокойным и решительным характером героини, силой проявления её чувств и её национальностью. Согласно представленной модели, основную смысловую нагрузку в раскрытии образа женщины в рассказе М. Горького «Дора» несут семантические поля «взаимоотношения с окружающими», «детали портрета», «характеристика действия», «черты характера», «внешнее отражение эмоций» «детали портрета», «внешнее отражение эмоций», «внешность», «уровень образованности», «духовный мир», «внутреннее эмоциональное состояние», «национальность». С помощью семантических элементов именно этих полей писатель раскрывает вечную тему любви, которую может испытать даже такая «грубая» и «непросвещенная» личность, какой является в рассказе горничная Дора, в такой далекой от любви обстановке туберкулезного пансионата.
Таким образом, метод графосемантического моделирования позволяет представить такую сложную категорию как «образ женщины» в графической форме и выявить наиболее значимые сематические характеристики образа женщины на примере конкретного литературного произведения.
Литература:
- Горький, М. Сборник рассказов / М. Горький. — СПб: Речь, 1999. — 172 с.