Изменения физиологических показателей у девочек (11–12 лет), занимающихся волейболом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 284 раза

Библиографическое описание:

Хабирова, Р. Р. Изменения физиологических показателей у девочек (11–12 лет), занимающихся волейболом / Р. Р. Хабирова, Р. Х. Бикмансуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33620/ (дата обращения: 15.11.2024).



Цель исследования — выявление влияния занятий волейболом на организм девочек (11–12 лет) пубертатного возраста.

Антропометрия:

Изменения длины тела: обследуемый становится босыми ногами на площадку ростомера по стойке «смирно», пятки, ягодицы и спина (межлопаточной области) прикасаются к вертикальной стойке; подбородок слегка опущен, чтобы наружный угол глаза и козелки ушных раковин были на одной горизонтали. При этом обязательно, чтобы затылок прикасался к вертикальной стойке.

Изменение массы тела: обследуемый становится на весы и фиксируется его масса тела.

Изменение окружности груди определяется при вздохе: сантиметровая лента накладывается сзади под прямым углом к лопаткам, спереди у девушек — над грудными железами по месту крепления четвертого ребра к грудине. При наложении ленту, обследуемый немного приподнимает руки, затем опускает их и становится в спокойную стойку.

Физиометрия:

ЖЕЛ измеряется с помощью спирометра: надо сделать максимальный вздох, взять в рот мундштук, зажать нос и плавно равномерно выдохнуть. Измерения повторяются несколько раз с интервалом 0,5–1 мин. до тех пор, пока не будут получены два одинаковых результата.

Динамометрия: сила мышц кисти измеряется ручным динамометром. Он с предельным усилием, но без рывка и каких — либо дополнительных движений сжимается рукой, отведенной в сторону. Измерения повторяют дважды; записывают лучший результат.

Силу мышц спины (становую силу) измеряют с помощью станового динамометра. К нему, присоединенному к рукоятке, крепится цепь, которая соединяется с крюком площадке, на которой находится обследуемый. Это звено цепи побирается таким образом, что рукоятка динамометра была на уровне коленей обследуемого. Последний встает на площадку так, чтобы крюк находился между ступнями, беру рукоятку руками, плавно тянет ее в вверх. Ноги выпрямлены коленях, руки также прямые. Запрещается отклоняться назад, использовать силу тяжести тела, делать рывки. Измерение повторяется 2 раза, записывается лучший результат.

Функциональные пробы:

  1. Проба Серкина состоит из трех фаз. Первая фаза — определяется время, в течение которого испытуемый может задержать дыхание на вздохе в положении сидя. Вторая фаза — определяют время задержки дыхания на вздохе непосредственно после 20 приседаний в течение 30 секунд. Третья фаза — через минуту отдыха проверяют первую фазу.
  2. Для оценки PWC170 применяется двухступенчатый степ — тест, который может быть использован при массовых обследованиях. Испытуемый совершает подъем на ступеньку высотой 30 см. В темпе 20 восхождений за 1 минуту в течение 3 — х минут. После прекращения работы в положении стоя подсчитывается пульс в течение первых 10 секунд. Через 1 минуту отдыха испытуемому дается 2 — ая нагрузка в течение 3 — х минут подъем на ступеньку высотой 30 см, но в темпе 30 восхождений за 1 минуту. После прекращения работы в положении стоя опять подсчитывают пульс в течение первых 10 секунд.
  3. Проба Ромберга основана на определении способности сохранять равновесие, и заключается в следующем: сняв обувь, обследуемый принимает положение, стоя с опорой на одной ноге. Другая нога согнута так, что ее подошвенная поверхность приставлена к коленной чашечке опорной ноги. Руки вытянуты вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты. Последнее необходимо, чтобы исключить коррекцию положения тела со стороны зрительного анализатора.
  4. Ортостатическая проба основана на том, что тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы и соответственно частота сердечных сокращений увеличиваются при переходе из горизонтального положения в вертикальное.

Разница в частоте пульса при переходе из клиностатики в ортостатику позволяет количественно оценивать состояние симпатической иннервации сердца, возбудимость и тонус, нервной системой в целом Проба проводится так: обследуемый ложится на кушетку, через 3–4 минуты в течение 15 секунд подсчитывают частоту пульса, затем обследуемый встает и в течение первых 15 секунд после перехода в вертикальное состояние, частоту пульса подсчитывают снова, учащение пульса, пересчитанное на 1 минуту, при нормальном тонусе и возбудимости симпатической нервной системе не должно превышать 12–18 ударов.

Исследование функционального состояния парасимпатического отдела вегетативной нервной системы проводится с помощью клиностатической пробы. Она основана на том, что при переходе из вертикального положения в горизонтальное, повышается тонус парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что проявляется в урежении сердечных сокращений. Клиностатическую пробу проводят в обратном порядке по сравнению с предыдущей. Нормальная возбудимость парасимпатического отдела вегетативной нервной системы выражается в урежении пульса на 4–12 ударов в пересчете на 1 мин.

  1. Статистическая обработка полученных результатов проводилась в соответствии с общепринятыми методами вариационной статистики.

При математической обработке данных вычислялись: средне арифметические, критерии (t расчета) и сравнение с критическим значением.

Сравнение двух выборочных средних арифметических (несвязанных выборки) по t — критерию Стьюдента.

Статистическая гипотеза выдвигается для одинаковых показателей

Задача: оценить достоверность средних арифметических

Но — нулевая гипотеза

Но: (1 2) — предлагаем

Сравнивая по t — кр. Стьюдента нужно знать:

1) t критическое (кр.)

2) t расчетное (р.)

— уровень значимости (достоверное)

0,1 — для предварительных расчетов;

0,05 — для спортивных и педагогических исследований;

0,01 — если есть угроза здоровья;

0,001 — если есть угроза жизни.

v — число степеней свободы.

Если две группы разные — это сравнение несвязанных выборок:

v = n + n — 2

t р =

tкр =

Sх — стандартная ошибка

S

1 случай: если tр 0,05.

2 случай: если tр >tкр, то различия являются существенными (достоверными) при той же достоверной вероятности (P< 0,05).

Исследования проводились в средней общеобразовательной школе № 10 Контрольной группой являлись 10 девочек из 5 «а» класса, которые перешли в 6 «а» класс. Экспериментальной группой являлись 10 девочек — волейболисток, группы начальной подготовки 1–2 года обучения. Возраст девочек обеих групп во время исследования 10–12 лет. Тренер исследуемой группы Волобуева Е. А. Исследования проводились в течение 1 года в ДЮСШ № 11 и спортивном зале СОШ № 10 (с сентября 2012 года по ноябрь 2013 года). Тренировки проводились пять раз в неделю по 2 часа. Летом волейболистки занимались в спортивном лагере и далее проводились в том же режиме. Во время учебы школьницы регулярно посещали занятия по физической культуре 2 раза в неделю по 1 часу. Все замеры и функциональные пробы проводились в начале занятий.

Исследования проводились в два этапа. На первом этапе были взяты первоначальные данные. На втором этапе вторичные данные (соматометрии, физиометрии и функциональные пробы).

Тренировочная деятельность более эффективно показатели выше перечисленных систем, чем занятия по физической культуре в школе, которые предопределяют тенденцию к увеличению показателей большинства методик и проб.

Выводы:

  1. Установлена динамика антропометрических показателей в исследуемой группе волейболисток учебно-тренировочной группе 2-го года обучения, а также существует тенденция к увеличению результатов массы, длины тела, мышечной силы, размеров грудной клетки, ЖЕЛ в контрольной группе (ДЮСШ № 11). Их увеличение статистически не достоверно. Прирост антропометрических показателей у волейболисток статистически достоверен и является существенным.
  2. На основе полученных данных было выявлено различие между группами в показателях функциональных систем, а также динамика в их результатах. Показатели сердечно-сосудистой системы значительно улучшились в исследуемой группе, что проявилось в урежении частоты пульса при проведении клиностатики, ортостатики и РWС-170 с применением степ — теста в сравнении с первоначальными данными. В контрольной группе отмечена тенденция к урежению. Различия между группами существенны. Состояние дыхательной системы улучшилось при рассмотрении показателей пробы Серкина у волейболисток учебно-тренировочной группы 2-го года обучения, по сравнению со школьницами 5А класса СОШ№ 10. Время задержки дыхания значительно возросло в исследуемой группе. В контрольной группе задержка дыхания на вдохе возросло незначительно, наблюдается лишь тенденция к увеличению. Реакция дыхательной системы на физическую нагрузку у волейболисток хорошая.

Парасимпатический и симпатический отделы вегетативной нервной системы при оценке их тонуса и возбудимости изменении не показал, лишь урядился пульс в обоих случаях. В исследуемой группе координационная функция нервной системы значительно увеличилась (проводилась проба Ромберга). В контрольной группе отмечена лишь тенденция к увеличению.

  1. Физическая работоспособность у девочек 11–12 лет под влиянием занятий волейболом повысилась на 25 %. Организм адаптируется к физическим нагрузкам, что приводит к экономичности работы сердечно — сосудистой системы и дыхательной системы. Увеличение показателя работоспособности в исследуемой группе существенно и достоверно. В контрольной же группе имеется тенденция к увеличению показателя работоспособности.

Литература:

  1. Анисимов Е. А. Влияние занятий спортом на развитие профессионально важных двигательных функций у школьников // Теория и практика физической культуры. – 1988. — № 10. — С. 25–29.
  2. Бальсевич В. К. Возрастное развитие моторики человека // Физическая активность человека. — Киев: Вища школа, 1987. — 101 с.
  3. Бальсевич В. К., Запорожанов Е. К. Возрастное развитие физических качеств человека // Физическая активность человека. — Киев: Вища школа, 1987. — С. 35–49.
Основные термины (генерируются автоматически): вегетативная нервная система, исследуемая группа, контрольная группа, частота пульса, дыхательная система, парасимпатический отдел, проба, течение первых, вертикальная стойка, лучший результат.


Похожие статьи

Развитие социальной компетентности у детей 6–7 лет в играх-соревнованиях

Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет с нарушениями речи (из опыта работы)

Эффективность исправления ошибок в технике плавания кролем на груди у пловцов 10–11 лет

Содержание работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью

Особенности постурального баланса у мужчин старших возрастных групп в зависимости от показателей биологического возраста

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет (из опыта работы)

Формирование у детей 6–7 лет представления об организме человека (из опыта работы)

Значение дворовых игр для формирования физических качеств дошкольников

Преодоление нарушений звукопроизношения посредством авторских игровых упражнений у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ в ходе коррекционного процесса

Особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца юношей и девушек 14-16 лет

Похожие статьи

Развитие социальной компетентности у детей 6–7 лет в играх-соревнованиях

Формирование навыка чтения у детей 5–7 лет с нарушениями речи (из опыта работы)

Эффективность исправления ошибок в технике плавания кролем на груди у пловцов 10–11 лет

Содержание работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью

Особенности постурального баланса у мужчин старших возрастных групп в зависимости от показателей биологического возраста

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет (из опыта работы)

Формирование у детей 6–7 лет представления об организме человека (из опыта работы)

Значение дворовых игр для формирования физических качеств дошкольников

Преодоление нарушений звукопроизношения посредством авторских игровых упражнений у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ в ходе коррекционного процесса

Особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца юношей и девушек 14-16 лет

Задать вопрос