Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, органы прокуратуры, противодействие коррупции
Прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуратура учреждена на основании ст. 129 Конституции РФ, имеет особый статус, обусловленный ее специальным предназначением по осуществлению государственного надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. Помимо надзорной, прокуратуре присущи также иные функции: участие в заседаниях органов законодательной (представительной) власти и органов местного самоуправления; уголовное преследование; международное сотрудничество; координация деятельности по борьбе с преступностью; участие в рассмотрении судами дел; участие в правотворческой деятельности; рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений по поводу нарушений законов.
Составной частью функции координации прокурорами деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью является противодействие коррупции в Российской Федерации.
Коррупция есть незаконное,противоправное, общественно-опасное деяние, проявляющееся в сфереэкономики, политики, социальной и целом ряде других областей или государственного управления, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность [8, с. 64]. Обилие проблем, порождаемых коррупцией, диктует необходимость системного подхода к организации противодействия ей. Именно так и работает прокуратура, которой принадлежит важнейшая роль в реализации правовых средств борьбы с коррупцией методами прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением всех действующих в государстве законов.
Ст. 5 Закона «О противодействии коррупции» данное направление прокурорской деятельности определено в следующей редакции: «Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами» [1]. Также под установленным ч. 1 ст. 9.1 Закона «О Прокуратуре» противодействием коррупции имеется в виду прежде всего проведение прокурорами антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов, а также осуществление прокурорами функции уголовного преследования в досудебном и судебном производстве по делам о преступлениях коррупционной направленности и реализация прокурорами иных вышеперечисленных функций в аспекте противодействия коррупции [2].
Целенаправленность как антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, так и всей деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции в целом выражается в идейной целеустремленности поведения ее участников. Особенно это касается институтов гражданского общества и отдельных активных граждан, чьи побудительные мотивы вытекают из главных, руководящих идей, положенных в основу законодательства о противодействии коррупции, и которые становятся значимой целью жизни общества. К разряду целей можно отнести следующие: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; ликвидация последствий коррупционных правонарушений [7, с. 214–215].
Основной деятельностью прокуратуры в борьбе с коррупцией выступает прокурорский надзор. Именно средствами прокурорского надзора выявляются и предупреждаются различного рода правонарушения, а при наличии оснований ставится вопрос о привлечении виновных физических и юридических лиц к соответствующему виду ответственности. В результате прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере противодействия коррупции выносятся протесты, предостережения, представления и постановления. Также прокуроры вносят существенный вклад в борьбу с коррупционными преступлениями, осуществляя уголовное преследование коррупционеров; надзор за исполнением законов при расследовании преступлений данной категории; обеспечивают координацию деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции; поддерживают государственное обвинение.
Вне уголовно-правовой сферы сотрудники органов прокуратуры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы [8, с. 113–114].
Вместе с тем, автор согласен с мнением ученых [3, 4, 5, 6, 7], что прокуратура не только выступает как карательный государственный орган, осуществляя уголовное преследование, но и является эффективным правозащитным органом, занимаясь правотворчеством, предупреждением преступности и правовым просвещением населения.
Резюмируя вышеизложенное необходимо отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации прокуратура в настоящее время — это основной орган государственной власти, на который возложены полномочия по противодействию коррупции. Важнейшей задачей прокуратуры была и остается координация деятельности по борьбе с преступностью и правонарушениями. Сложность борьбы с коррупцией заставляет систематически совершенствовать методы борьбы с ней. По нашему мнению, для повышения эффективности борьбы с этим сложным социальным явлением необходимо планомерно обновлять российское законодательство в сфере борьбы с коррупцией, а также ведомственные нормативные правовые акты органов государственной власти, т. к. своевременное обновление и модернизация смогут укрепить организационные основы проводимой государственной политики по противодействию коррупции и снизить коррупционные преступления, также необходимо направить основные усилия антикоррупционной программы на налаживание работы государственного механизма. Равным образом надлежит совершенствовать контроль за расходованием бюджетных средств. Требуется на ранних этапах выявлять личную заинтересованность тех, кто недобросовестно распоряжается бюджетными средствами, скрывает факты использования подставных организаций, исключить конфликт интересов. Вдобавок необходимо улучшить взаимодействие органов прокуратуры с институтами гражданского общества: СМИ, образовательные учреждения, общественные объединения и т. д. Вместе с этим необходимо стремиться к системным изменениям, которые бы меняли установки, ценности, стереотипы поведения и чиновников, и остальных граждан.
Сегодня, органам прокуратуры важно реализовать весь нормативный, организационный и информационный потенциал в правовом механизме противодействия коррупции. Комплексное использование всех средств борьбы с коррупцией может привести к определенным успехам и позволит свести коррупцию до уровня, не представляющего серьезной опасности для государства, общества и личности
Литература:
- О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 50. — Ст. 6954.
- О прокуратуре: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202–1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.
- Агапов П. В., Антонов-Романовский Г. В., Артеменков В. К., Бажанов С. В., Боголюбова Т. А., Борисов С. В., Васькина И. А., Винокуров С. И., Воеводина Т. Г., Воронцов А. А., Диканова Т. А., Евдокимов К. Н., Евланова О. А., Ережипалиев Д. И., Жидких А. А., Жубрин Р. В., Илий С. К., Капинус О. С., Коимшиди Г. Ф., Красникова Е. В. и др. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества. Москва, 2016. 656 с.
- Евдокимов К. Н. Актуальные вопросы совершенствования уголовно-правовых средств борьбы с компьютерными преступлениями // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 2 (24). С. 62–66.
- Евдокимов К. Н. ФК вопросу о совершенствовании уголовно-правового механизма противодействия преступлениям в сфере компьютерной информации // Криминалистические чтения на Байкале — 2015 материалы Международной научно-практической конференции. ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Восточно-Сибирский филиал; отв. ред. Д. А. Степаненко. 2015. С. 158–163.
- Капинус О. С., Агапов П. В., Амирбеков К. И., Боголюбова Т. А., Диканова Т. А., Меркурьев В. В., Ображиев К. В., Павлинов А. В., Расторопов С. В., Скляров С. В., Андреев Б. В., Бажанов С. В., Евдокимов К. Н., Жубрин Р. В., Ларьков А. Н., Раскина Т. В., Соколов Д. А., Степанов О. А. Криминология. Особенная часть в 2 Т. Том 2. Учебник / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.). 311 с.
- Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М., Кузьмин И. А., Любушкина В. П. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 239 с.
- Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие / А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, В. М. Деревскова. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2012. 199 с.