Возможности игры в коррекционной работе с детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 14.09.2016

Статья просмотрена: 2764 раза

Библиографическое описание:

Серебрякова, И. В. Возможности игры в коррекционной работе с детьми / И. В. Серебрякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 460-461. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33691/ (дата обращения: 18.12.2024).



 

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Игра — это мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм, ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э. Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает, как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть.

В игре ребёнок развивается как личность. У него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В игре создаётся базис для новой ведущей деятельности — учебной. Удовлетворяя потребность ребёнка в игровой деятельности при помощи разнообразных игровых средств, педагог умело моделирует игровые ситуации, в процессе которых решаются важные развивающие и коррекционные задачи.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем возрасте ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, её правилами. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в группе ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игра — явление сложное и многогранное. Можно выделить функции игры.

Обучающая функция развитиеобщеучебных умений и навыков, таких как память, восприятие и др. Это использование дидактических игр.

Развлекательная функция создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение общения взрослого с ребёнком из скучного занятия в увлекательное путешествие.

Коммуникативная функция объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения. Это использование в работе коммуникативных игр.

Психотехническая функция формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности.

Функция самовыражения стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

Компенсаторная функция создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы в реальной жизни.

Одним из положений педагогической теории игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. За основу классификации игр С. А. Шмаков разделил все детские игры на следующие виды:

–                    Двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные)

–                    Социальные игры (творческие, сюжетно-ролевые, драматические, деловые)

–                    Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность, хороводные и орнаментальные игры)

–                    Интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры, сюжетно-интеллектуальные, дидактические игры)

В детском саду игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности создаются с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

В физическом направлении развития детей зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. В игровой форме проводится утренняя и бодрящая гимнастика, различные физминутки и подвижные игры. С помощью дидактических игр дети знакомятся с видами спорта, безопасностью и сохранения здоровья.

Для социально-личностного направления создается центр сюжетно-ролевых игр, центр ряженья, центр труда. Интеграция этих областей способствует познанию окружающего мира и успешной социализации в нём через игру, способов поведения и отношений с людьми, развивается связная речь, пополняется словарь.

В центре музыкально-театрализованной деятельности подобраны дидактические игры по знакомству с музыкальными инструментами, с разными звуками. Воспитатель вместе с детьми обыгрывает различные виды театра (настольный, пальчиковый, театр картинок, Бибабо).

В познавательно-речевом направлении развития ребёнка создан центр речевого развития «Мы познаем мир», центр развивающих игр, экологические центры. В центре собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

Игра — важнейшее направление коррекционной работы всех специалистов ДОУ.

Игра — один из важнейших приёмов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребёнка, формируется чувство коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности ребёнка.

 

Литература:

 

  1.                Артамонова О. «Предметно-пространственная среда» //- Дошкольное воспитание 1995г № 8
  2.                Губанова И. Ф. «Игровая деятельность в детском саду»// М.: Мозаика Синтез 2006г.
  3.                Дыбина О. В. «Образовательная среда в организации самостоятельной деятельности старшего дошкольника» М:, 2008г
  4.                Жуковская Р. И. «Игра и ее педагогическое значение» — М.: Просвещение, 1984г
  5.                Заворыгина Е. «Особенности воображения детей в игре»// Дошкольное воспитание 1986 № 12
  6.                «Игра дошкольника» под редакцией С. Л. Новоселовой М,1989
  7.                Петровский В. А. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» -М., 1993г.
  8.                Выготский Л. С. «Собрание сочинений» В 6 т- М., 1982г; т4–1984г.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, дошкольный возраст, двигательная активность, игровая деятельность, окружающий мир, ребенок, центр.


Задать вопрос