Индивидуальные психофизиологические особенности конкретной личности требуют унифицированного подхода к её обучению. Значительная роль в реализации индивидуальной формы отводится уровню мотивации обучаемого. Наличие этих двух факторов определяет успешность индивидуальной формы организации процесса обучения как образовательного инструмента.
Ключевые слова: индивидуальная форма, индивидуализированный подход, система профессионального обучения, опасный производственный объект
Как бы не строился процесс обучения, каким бы образом не организовывался, так или иначе он ориентирован на субъекта обучения — индивидуальную личность с её индивидуальной мотивацией к образованию. Рассматриваемый вопрос неоднозначен. Речь идёт об отличительных психофизиологических особенностях конкретной личности и её отношении к образовательной деятельности. Однако существует и вторая сторона — построение образовательного процесса под конкретную личность, опять же, с её индивидуальными особенностями — индивидуализированный подход. Следовательно, учёт индивидуальных особенностей слушателей групп стоит во главе угла всей образовательной деятельности. «Необходимость индивидуализации обучения обусловлена способностями, являющимися индивидуальными особенностями обучаемых, которые ориентируют учителя в индивидуальном подходе к учащемуся» [7, с. 153]. В этой области известны своими исследованиями М. Г. Каспарова, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, А. А. Бодалев.
Индивидуальному подходу к человеку «как предмету познания» [1] посвящены работы В. Д. Небылицына, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева и т. д.
Исходя из того, что так остро стоит вопрос индивидуализации в отношении к личности, соответственно необходим и более пристальный подход к индивидуальной форме обучения.
Цель исследования — сформулировать роль индивидуальной формы организации процесса обучения в подготовке персонала опасных производственных объектов (ОПО).
Задачи исследования:
‒ выработать позицию в отношении понятия «индивидуальная форма организации процесса обучения»;
‒ определить возможности использования индивидуальной формы организации процесса обучения при подготовке персонала ОПО.
«Форма организации обучения предполагает «упорядочивание, налаживание, приведение в систему» взаимодействия учителя с учащимися при работе над определённым содержанием материала» [8, с. 287]. Полагаясь на тот факт, что в основе обучения лежит общение, то соответственно сколько форм общения — столько же форм организации процесса обучения. Формы — это «структуры общения, применяемые в учебном процессе» [2, с. 33].
Обращаясь к образовательной деятельности работников ОПО мы можем констатировать тот факт, что она представлена четырьмя основными формами: коллективной, групповой, парной и индивидуальной [2, с. 34–35].
Пожалуй, самая простая, фигурирующая на слуху, — индивидуальная форма обучения, берущая начало с давних времён, когда знания и накопленный опыт передавались поколениями с помощью письменности и рисунков. Рассмотрению особенностей индивидуальной формы обучения и посвящено наше исследование.
Обучаемый при индивидуальной форме непосредственно не вступает в общение со своим учителем. Подготовка осуществляется через печатные издания или другие носители информации путём проработки рекомендованного ему материала. При этом у слушателей формируется своё понимание, своя точка зрения, своё видение предмета.
В трактовке конструкции «индивидуальная форма организации обучения» фигурирует ряд подходов. Так, например, у М. Ю. Олешкова и В. М. Уварова индивидуальное обучение представлено как взаимодействие учителя со своим учеником и ученика со средствами обучения [6, с. 39]. Такая позиция логичнее соотносится с парным обучением.
Г. К. Селевко связывает индивидуальную форму, помимо перечисленного выше, ещё и со взаимодействием двух учащихся [5, с. 224]. Подобная интерпретация подразумевает одного говорящего и одного слушающего, что опять таки ориентировано на парную форму.
Такие разночтения вносят серьёзную путаницу в современную дидактику. Мы считаем правомерным принимать за основу точку зрения В. К. Дьяченко. «Если обучение осуществляется через письменную речь, опосредованно и при этом учащийся непосредственно ни с кем не контактирует, не общается, то такая организационная форма обучения называется индивидуальной» [2, с. 34]
Профессиональное обучение персонала производственных объектов, как определяют нормативные документы, может осуществляться по индивидуальной форме, но под контролем преподавательского состава [4, ст. 6.2.3]. Не менее пятнадцати процентов учебного времени по программе теоретического обучения должно выделяться на консультации для корректировки образовательного процесса. Ввиду того, что ОПО выделены в особую категорию объектов повышенной опасности, то обучение персонала вне курсовой формы возможно только по профессиям, не входящим в перечень, утверждённый Ростехнадзором [4, ст. 5.2.2]. Подобное положение дел автоматически снимает вопрос о самостоятельной подготовке персонала, обслуживающего ОПО. Тем не менее введение индивидуальной формы организации процесса обучения мы считаем возможной и оправданной в следующих случаях:
1) при изучении тем общетехнического курса подготовки (исключение составляют вновь принятые работники, проходящие первичное обучение);
2) при использовании автоматизированных, компьютерных обучающих систем, а также иных рекомендованных электронных и дистанционных технологий;
3) при работе над письменными квалификационными работами на этапе производственного обучения слушателей по месту работы;
4) при работе с электронными и бумажными носителями во внеурочное время.
Перечисленную деятельность слушателей групп, подверженную влиянию учителя, необходимо отнести к «индивидуальной и несамостоятельной» [3, с. 67].
Выбор тем письменных квалификационных работ и свобода действий по самостоятельному изложению содержания последних имеют элементы индивидуализированного обучения. Тем самым реализуется индивидуальный подход к личности каждого обучаемого, что в итоге сказывается на активизации деятельности всех слушателей группы. Принцип индивидуализации позволяет приблизить обучение к конкретному обучаемому с его индивидуальными способностями и ритмом работы.
Индивидуальное обучение стоит у истоков всех знаний, находящихся в распоряжении человечества. Начиная от приматов, пытающихся палкой добыть себе пищу, человек шаг за шагом двигался по пути познания. В принципе, индивидуальная форма обучения постоянно представлена в нашей жизни. Если обратиться к теории «образа действий», то каждый очередной наш «шаг», каждое последующее действие складывается из предыдущего. Процесс обучения представляет собой алгоритм: восприятие внешних стимулов — оценка информации — формирование образа действия — пробное действие — корректировка.
Индивидуальное обучение — это фундаментальная форма. Она имеет и свои плюсы, и свои минусы. Эффективность этой формы напрямую зависит не только от объёма и качества изучаемого материала, но и от мотивации обучаемого. Неоспоримое достоинство индивидуальной формы обучения — переосмысление незыблемых истин. В основе всех великих открытий лежит индивидуальная форма обучения их творцов.
Рассматривая индивидуальную форму с позиции навыка, мы приходим к таким понятиям, как творчество, искусство. Каждый раз, забивая гвоздь в доску, мы делаем это несколько иначе, оттачивая движения, постановку руки, силу удара, тем самым продолжая совершенствовать этот способ действий.
Индивидуальная форма обучения — это идеальный путь развития «самости» человека.
Однако, рассматриваемая форма обладает и рядом недостатков. Двойственный подход к индивидуализации личности указывает на тот факт, что продуктивность в образовательной деятельности мы получим только при наличии двух обстоятельств: наличие мотивация субъекта обучения и индивидуализированный подход к последнему со стороны системы обучения. Исходя из того, что второе в условиях профессионального обучения, где царит ускоренная профессиональная подготовка, проблематично, то эффект от индивидуальной формы во многом определяется желанием самого обучаемого и здесь так же много вопросов.
Уровень социальной активности индивидуальной формы обучения, к сожалению, крайне низок, что определяет, соответственно, и её низкую востребованность на предприятиях с большим списочным составом и сказывается на организации коллективной деятельности.
Тем не менее индивидуальная форма организации процесса обучения представлена и успешно реализуется в системе профессионального обучения, в дополнительном профессиональном образовании и в целом ряде других образовательных структур.
Литература:
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во Ленингр. Ордена Ленина гос. ун-та им. А. А. Жданова, 1968. — 339 с.
- Дьяченко, В. К. Новая дидактика [Текст] / В. К. Дьяченко. — М.: Народное образование, 2001. — 496 с.
- Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя [Текст] / В. К. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1991. — 192 с. — (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
- Положение о Системе непрерывного фирменного профессионального образования персонала ПАО «Газпром» от 29 января 2016 г. [Текст] / ПАО «Газпром», Департамент по управлению персоналом. — 2016. — № 42.
- Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 2005. — 556 с.
- Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Текст] / Авторы-составители М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. — М.: Компания Спутник+, 2006. — 191 с.
- Стогниева, О. Н. Индивидуализация как необходимое условие процесса обучения иностранному языку [Текст] / О. Н. Стогниева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — 2015. — № 3 (22). — С.153–158.
- Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.