Взаимосвязь биохимических и психофизиологических показателей у студентов с разными психологическими типами личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аветисян, З. Е. Взаимосвязь биохимических и психофизиологических показателей у студентов с разными психологическими типами личности / З. Е. Аветисян, О. Л. Максимов, С. Н. Белик, Г. Е. Ванян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18.1 (122.1). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33725/ (дата обращения: 18.12.2024).



Установлена взаимосвязь некоторых психологических особенностей студентов с рядом биохимических и психофизиологических показателей, а также с показателями здоровья студентов и успешностью их обучения в вузе.

Ключевые слова: биохимические показатели, психофизиологические показатели, здоровье студентов, психологические типы личности.

The interrelation of some psychological features of students with a number of biochemical and psychophysiological indicators and also with indicators of students’ health and success of their education in higher education institution is established.

Keywords: biochemical indicators, psychophysiological indicators, students’ health, psychological types of the personality.

Успешность обучения в вузе может быть в определенной степени детерминирована личностными психологическими особенностями студентов [1, 2], а недостаточный учет их приводит к стрессовым состояниям обучающихся, росту нервно-психических заболеваний и ухудшению их здоровья [3, 4, 5], при этом маркерами стрессового состояния могут быть биохимические показатели, получаемыми неинвазивными методами [6]. Поэтому изучение индивидуальных психологических особенностей студентов может стать важным элементом оптимизации обучения в вузе.

С целью совершенствования учебного процесса нами обследовано 140 практически здоровых студентов I и II курсов Ростовского государственного медицинского университета в возрасте от 17 лет до 20 лет. Для определения психологического типа личности студента использовали опросник Д. Кейрси. Студентам предлагали таблицу из четырех пар предпочтений. Первая пара предпочтений: E (экстраверсия) и I (интроверсия); вторая — T (думание) и F (чувствование); третья пара — S (здравомыслие) и N (интуиция); четвертая — J (рассудительность) и P (импульсивность). Уровень психического и соматического здоровья студентов определяли по модифицированной анкете Г. А. Гончаровой с соавт. Для выявления признаков синдрома вегетативной дистонии в наших исследованиях применяли «Вопросник для выявления признаков вегетативных изменений» М. А. Вейна. Психоэмоциональную напряженность студентов изучали с помощью теста ситуативной и личностной тревожности, предложенного Ч. Д. Спилбергером. С помощью теста САН определяли субъективные оценки самочувствия, активности и настроения у исследуемых. Для оценки умственной работоспособности студентов применялся метод корректурной пробы по буквенным таблицам В. Я. Анфимова. Внимание оценивали с помощью таблиц Шульте-Платонова. Психологическая структура личности студентов исследовалась с помощью сокращенного многофакторного опросника для исследования личности по П. И. Сидорову, А. В. Парнякову. Определение содержания молекул средней массы в слюне студентов проводили скрининговым методом М. Я. Малаховой в модификации В. Н. Чернышова и др. Количественное содержание нуклеиновых кислот в слюне определяли по методу А. С. Спирина в модификации Л. М. Пустоваловой. Мочевую кислоту определяли спектрофотометрическим методом.

Выявлены различия в уровне нездоровья у студентов с разными психотипами: частота заболеваний достоверно выше у «импульсивных» студентов по сравнению с «рассудительными» студентами; у «здравомыслящих» студентов сильнее проявились синдромы дисфункции сердечно-сосудистой системы и ЛОР-органов по сравнению со студентами-«интуитивами»; отмечена прямая корреляция между степенью выраженности патохарактерологического синдрома и принадлежностью студентов к Т-типу (к «логикам»). У студентов-«экстравертов» средние уровни активности и продуктивность корректурной пробы были достоверно выше по сравнению с «интровертами», а у «рассудительных» студентов оказались достоверно выше показатели самочувствия и настроения, а также ниже концентрация внимания по сравнению с «импульсивными» студентами.

Результаты экзаменов оказались достоверно выше у интровертов по сравнению с экстравертами, а также у студентов с доминированием «здравомыслия» по сравнению с «интуитивами». Кроме того, уровень успеваемости студентов коррелирует обратной связью с выраженностью у них аггравации, депрессии, психопатии, паранойи, аутизма и гипомании и прямо коррелирует с уровнем ситуативной тревожности.

Выявлена обратная связь между показателями самочувствия и настроения и уровнем молекул средней массы в слюне студентов. Установлены достоверно более высокие значения уровня молекул средней массы у «интровертов» по сравнению с «экстравертами» и у студентов-«интуитивов» по сравнению со «здравомыслящими» студентами, что следует учитывать при оценке биохимических показателей в клинико-психологических и психолого-гигиенических исследованиях.

У студентов с синдромом вегетативной дисфункции отмечали достоверно более высокое содержание нуклеиновых кислот в слюне и более низкие показатели активности, умственной работоспособности и концентрации внимания по сравнению со студентами без проявлений вегетативной дисфункции.Установлено достоверное превышение уровней молекул средней массы и содержания мочевой кислоты в слюне у юношей по сравнению с девушками, а также более высокое количественное содержание мочевой кислоты и улучшенные показатели умственной работоспособности у студентов второго курса по сравнению со студентами первого курса.

Таким образом, установлена взаимосвязь некоторых психологических особенностей студентов с рядом психофизиологических и биохимических показателей, а также с показателями здоровья студентов и успешностью их обучения в вузе. Выявленные гигиенические и психофизиологические закономерности открывают новые перспективы в повышении эффективности умственного труда, охране здоровья студентов и должны учитываться при решении вопросов оптимизации обучения в вузе.

Литература:

  1. Аветисян З. Е., Максимов О. Л., Сидоренко Ю. А., Добаева Н. М., Смольянинова Л. П. Особенности взаимосвязи психофизиологических и биохимических показателей студентов с уровнем вегетативной регуляции их организма // Профилактическая и клиническая медицина. — 2014. — № 2 (51). — С. 36–40.
  2. Базаренко Р. А., Максимов О. Л., Погосян С. Я., Зайцева Е. С., Туманова К. А., Хомутова О. В., Горбачев М. В. Гигиеническая оценка донозологических показателей соматического и психического здоровья студентов медвуза и их взаимосвязь с некоторыми факторами риска образа жизни // Профилактическая и клиническая медицина. — 2013. — № 1 (46). — С. 6–8.
  3. Белик С. Н., Подгорный И. В., Жукова Т. В., Квасов А. Р., Аветисян З. Е. Медико-социальная характеристика юных девушек с различными клиническими формами предменструального синдрома // В мире научных открытий. — 2015. — № 10.1 (70). — С. 414–424.
  4. Белик С. Н., Свинтуховский О. А., Аветисян З. Е., Жукова Т. В., Харагургиева И. М. Оценка вегетативного статуса и показателей физической и функциональной подготовленности обучающихся военно-медицинским профессиям // В мире научных открытий. 2015. — № 10.1 (70). — С. 425–436.
  5. Белик С. Н., Дорохова И. М., Османова У. Ш., Сайпуллаева М. М.
  6. Синдром хронической усталости как основной признак дезадаптации у студентов первого курса медицинского университета // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2014. — № 43. — С. 201–206.
  7. Аветисян З. Е. Молекулы средней молекулярной массы как один из биохимических критериев в гигиенической оценке процесса обучения студентов //
  8. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. — 2003.– № 2.– С. 85–87.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, психологическая особенность студентов, сравнение, мочевая кислота, вегетативная дисфункция, концентрация внимания, обратная связь, пар предпочтений, показатель здоровья студентов, умственная работоспособность.


Ключевые слова

здоровье студентов, биохимические показатели, психофизиологические показатели, психологические типы личности

Похожие статьи

Особенности профессионально важных качеств педагогов с разным уровнем нервно-психической устойчивости

В данной статье рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей к понятию «профессионально важные качества». Представлены результаты эмпирического исследования особенностей профессионально важных качеств у педагогов с ...

Особенности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы и уровней личностной и ситуативной тревожности у студентов

В статье рассмотрены некоторые закономерности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы, а также особенности личностной и ситуативной тревожности среди студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 18–20 лет.

Факторы, определяющие изменения динамики умственной работоспособности студентов в течение учебного дня

Результаты исследований свидетельствуют о том, что состояние здоровье студентов напрямую связано с работоспособностью, от которого во многом зависит успешность их учебной и производственной деятельности.

Обеспечение личностной безопасности студентов-первокурсников

В статье определяется понятие личностной безопасности для индивидуума, связь личностной безопасности и тревожности. Выявлены основные причины повышенной тревожности среди студенческой группы и их влияние на успеваемость.

Психологические аспекты долголетия

Настоящая работа посвящена изучению различных факторов, оказывающих влияние на продолжительность жизни человека. Рассматривается не только роль психологических факторов, но их взаимосвязь с биологическими и социальными аспектами старения.

Психофизиологические факторы, влияющие на эффективность изучения иностранного языка

В статье говорится о влиянии психоэмоциональных особенностей человека и физиологических процессов его нервной системы на процесс изучения иностранных языков.

Влияние психических состояний на безопасность трудовой деятельности

В данной работе раскрывается проблема стресса и его влияние на безопасность трудового процесса.

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования органи...

Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе

В статье анализируются вопросы влияния психологической совместимости работников на морально-психологический климат в коллективе. Рассматривается необходимость предварительного психологического обследования работников перед проведением кадровых расста...

Похожие статьи

Особенности профессионально важных качеств педагогов с разным уровнем нервно-психической устойчивости

В данной статье рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей к понятию «профессионально важные качества». Представлены результаты эмпирического исследования особенностей профессионально важных качеств у педагогов с ...

Особенности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы и уровней личностной и ситуативной тревожности у студентов

В статье рассмотрены некоторые закономерности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы, а также особенности личностной и ситуативной тревожности среди студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 18–20 лет.

Факторы, определяющие изменения динамики умственной работоспособности студентов в течение учебного дня

Результаты исследований свидетельствуют о том, что состояние здоровье студентов напрямую связано с работоспособностью, от которого во многом зависит успешность их учебной и производственной деятельности.

Обеспечение личностной безопасности студентов-первокурсников

В статье определяется понятие личностной безопасности для индивидуума, связь личностной безопасности и тревожности. Выявлены основные причины повышенной тревожности среди студенческой группы и их влияние на успеваемость.

Психологические аспекты долголетия

Настоящая работа посвящена изучению различных факторов, оказывающих влияние на продолжительность жизни человека. Рассматривается не только роль психологических факторов, но их взаимосвязь с биологическими и социальными аспектами старения.

Психофизиологические факторы, влияющие на эффективность изучения иностранного языка

В статье говорится о влиянии психоэмоциональных особенностей человека и физиологических процессов его нервной системы на процесс изучения иностранных языков.

Влияние психических состояний на безопасность трудовой деятельности

В данной работе раскрывается проблема стресса и его влияние на безопасность трудового процесса.

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования органи...

Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе

В статье анализируются вопросы влияния психологической совместимости работников на морально-психологический климат в коллективе. Рассматривается необходимость предварительного психологического обследования работников перед проведением кадровых расста...

Задать вопрос