Цель научной статьи состоит в исследовании персонала предприятия, определении роли, места и развития организационной культуры, проведение анализа персонала предприятия, управления поведением людей в процессе организации труда, решения проблем межличностных и групповых отношений, позволяющих определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека и предприятия в целом.
Ключевые слова: маркетинг персонала, гостиничная индустрия, анализ персонала, организационная культура
The purpose of a scientific article is to study the personnel of the enterprise, the definition of the role, place and development of organizational culture, mastering practical skills of analysis of enterprise personnel management behavior of people in the organization of work, problem solving interpersonal and group relations, allowing to identify ways to improve the efficiency of labor activity of the person and the enterprise generally.
Keywords: marketing personnel, the hotel industry, the analysis of personnel, organizational culture
Данная статья посвящена теме- влияние организационной культуры на поведение сотрудников фирмы. Сильная организационная культура, позволяет работникам идентифицировать себя с организацией, мотивирует их на достижение организационных целей, через осознание определенных (иногда негласных) норм и правил, упрощает процессы принятия решений, адаптацию в коллективе новых сотрудников, обеспечивает преемственность поколений.
На примере опроса выбрана гостиница «ДЕЙМА» в городе Калининграде, где было проведено несколько тестов из множество существующих.
Тест 1
Опросный лист «Оценка силы организационной культуры»
Уважаемый сотрудник! Выразите степень согласия с приведенными утверждениями.
Утверждения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Практически все менеджеры и большинство работников могут описать ценности компании, ее цели, осознают важность клиентов |
5 |
||||
Члены организации четко осознают свой вклад в достижение целей организации |
4 |
||||
Действия менеджеров обычно согласуются с принятыми в компании ценностями |
5 |
||||
Поддержка других работников, даже из других отделов, является нормой и оценивается по достоинству |
3 |
||||
Компания и ее менеджеры ориентированы скорее на долгосрочные, нежели краткосрочные перспективы |
3 |
||||
Лидеры стремятся развивать и воспитывать своих подчиненных |
2 |
||||
К найму новых работников относятся очень серьезно, с претендентами проводится несколько интервью, ориентированных на выявление у них черт, соответствующих культуре компании |
2 |
||||
Новичкам предоставляется как положительная, так и отрицательная информация о компании; они имеют возможность сделать осознанный выбор о целесообразности работы в фирме |
5 |
||||
Критерий перехода сотрудника на новую ступеньку иерархической лестницы — его профессионализм, а не интриги и знакомства |
3 |
||||
Ценности компании подчеркивают необходимость эффективной деятельности, адаптации к непрерывно изменяющейся внешней среде |
3 |
||||
Следование миссии и ценностям компании важнее, чем соответствие процедурам и стилю одежды |
4 |
||||
Вы слышали рассказы о лидерах или героях компании |
3 |
||||
В компании проводятся церемонии награждения сотрудников, внесших существенный вклад в дело компании |
3 |
||||
Общая сумма баллов |
47 |
||||
Обработка и интерпретация
– Если сумма баллов равна 52 и выше, то можно сделать вывод, что в организации существует мощная организационная культура;
– сумма 26–51 балл- компания характеризуется умеренно сильной культурой;
– сумма менее 25 баллов- культура организации отнюдь не способствует адаптации к внешней среде и не соответствует потребностям ее членов.
Выводы: По итогам пройденного теста, можно сделать вывод, что в компании существует достаточно сильная организационная культура и много потенциалы, чтобы усовершенствовать и развивать ее.
ТЕСТ 2
Тест «Уровень организационной культуры»
|
Суждения |
Баллы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1. |
На нашем предприятии вновь нанятым работникам предоставляется возможность овладеть специальностью |
8 |
|||||||||
2. |
У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников |
9 |
|||||||||
3. |
Наша деятельность четко и детально организована |
8 |
|||||||||
4. |
Система заработной платы у нас не вызывает нареканий работников |
10 |
|||||||||
5. |
Все, кто желает, у нас могут приобрести новые специальности |
5 |
|||||||||
6. |
На нашем предприятии налажена система коммуникаций |
8 |
|||||||||
7. |
У нас принимаются своевременные и эффективные решения |
9 |
|||||||||
8. |
Рвение и инициатива у нас поощряются |
7 |
|||||||||
9. |
В наших подразделениях налажена разумная система выдвижения на новые должности |
4 |
|||||||||
10. |
У нас культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций (деловые контакты, собрания, информационные распечатки и др.) |
6 |
|||||||||
11. |
Наши работники участвуют в принятии решений |
7 |
|||||||||
12. |
Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом |
5 |
|||||||||
13. |
Рабочие места у нас обустроены |
7 |
|||||||||
14. |
У нас нет перебоев в получении внутрифирменной информации |
5 |
|||||||||
15. |
У нас организована профессиональная (продуманная) оценка деятельности работников |
6 |
|||||||||
16. |
Взаимоотношения работников с руководством достойны высокой оценки |
5 |
|||||||||
17. |
Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой |
6 |
|||||||||
18. |
У нас поощряется двусторонняя коммуникация |
7 |
|||||||||
19. |
Дисциплинарные меры у нас применяются как исключения |
6 |
|||||||||
20. |
У нас проявляется внимание к индивидуальным различиям работников |
5 |
|||||||||
21. |
Работа для меня интересна |
7 |
|||||||||
22. |
На нашем предприятии поощряется непосредственное обращение мастеров и бригадиров к руководству |
5 |
|||||||||
23. |
Конфликтные ситуации у нас допускаются с учетом всех реальностей обстановки |
6 |
|||||||||
24. |
Рвение к труду у нас всячески поощряется |
5 |
|||||||||
25. |
Трудовая нагрузка у нас оптимальная |
7 |
|||||||||
26. |
У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления |
8 |
|||||||||
27. |
В наших подразделениях господствуют кооперация и взаимоуважение между работниками |
7 |
|||||||||
28. |
Наше предприятие постоянно нацелено на нововведения |
6 |
|||||||||
29. |
Наши работники испытывают гордость за свою организацию |
8 |
|||||||||
Интерпретация: 261–290- очень высокий; 175- 260 — высокий; 115–174 — средний; ниже 115 — имеющий тенденцию к деградации.
Средний бал по секциям: работа- 1,5,9,13,17,21,25; коммуникации- 2,6,10,14,18,22; управление-3,7,11,15,19,23,26,28; мотивация и мораль-4,8,12,16,20,24,27,29. Показатели в баллах по секциям свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе:
9–10- великолепное; 6–8-мажорное; 4–5- заметное уныние; 1–3-упадочное.
Выводы:
Предлагаемые выше 29 суждений собраны в процесс опроса руководителей среднего и высшего звена управления. Все суждения значимы. Общий бал составил 246, что свидетельствует о среднем уровне организационной культуры. По секциям балы сложились следующим образом: работа- 6,2 балла (мажорное состояние); коммуникации-6,6 (мажорное); управление- 7 (мажорное); мотивация и мораль- 6,5 (мажорное).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что достаточно высокий средний бал по всем показателям свидетельствует о благополучном положении дел на этих направлениях трудовой деятельности и в межличностном общении работников. Для еще большего улучшения дел, работу по оздоровлению предприятия следует начинать с анализа дел, которые в первую очередь нуждаются в улучшении ситуации.
ТЕСТ 3
Исследование социально-психологического климата
Уважаемый сотрудник! Вашему вниманию предлагаются различные ситуации. Пожалуйста поставьте знак «+» против выбранного вами ответа.
- Отметьте, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны.
Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди |
+ |
В нашем коллективе есть всякие люди |
|
Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные |
- Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
Нет, конечно |
Скорее нет, чем да |
Не знаю, не задумывался об этом |
Скорее да, чем нет |
Да, Конечно |
+ |
- Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:
Да |
Пожалуй, да |
Не знаю, не задумывался над этим |
Пожалуй, нет |
Нет |
|
деловых качеств большинства членов коллектива |
+ |
||||
личных качеств большинства членов коллектива |
+ |
- В шкале цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 — коллектив, который вам очень не нравится. Отметьте цифру, соответствующую вашему отношению к своему коллективу.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
+ |
- Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то, как бы вы к этому отнеслись?
Это меня бы вполне устроило |
Не знаю, не задумывался над этим |
Это меня бы совершенно не устроило |
+ |
- Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:
Нет, не мог бы |
Не могу сказать, не задумывался над этим |
Да, мог бы |
+ |
- Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе? На шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а цифра 9 — атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т. п. Отметьте цифру, которая соответствует атмосфере вашего коллектива.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
+ |
- Если бы вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
Да, конечно |
Скорее да, чем нет |
Затрудняюсь ответить |
Скорее нет, чем да |
Нет, конечно |
+ |
Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения: — полностью положительное (психологический климат трактуется как весьма благоприятный); — положительное- в целом благоприятный; — полностью отрицательное- совершенно нудовлетворительный; — отрицательное- в целом неудовлетворительный; — противоречивое, неопределенное- тенденции противоречивы и неопределены.
Выводы: в данной организации исходя из пройденного теста можно сказать, что климат в организации благоприятный, тенденция положительная. А это значит, что в таком коллективе работать хорошо и комфортно. Благоприятная атмосфера в коллективе является одним из главных показателей успешности компании.
ТЕСТ 4
Исследование психологического климата в организации
Вариант №1 по Фидлеру
Уважаемый сотрудник! Для совершенствования работы коллектива просим Вас принять участие в исследовании психологической атмосферы в группе. Пожалуйста, заполните бланк, в котором приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «V», тем более выражен этот признак в вашем коллективе. Чем ниже балл, тем благоприятнее атмосфера в коллективе.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
1. Дружелюбие |
V |
Враждебность |
|||||||
2. Согласие |
V |
Несогласие |
|||||||
3. Удовлетворенность |
V |
Неудовлетворенность |
|||||||
4. Продуктивность |
V |
Непродуктивность |
|||||||
5. Теплота |
V |
Холодность |
|||||||
6. Сотрудничество |
V |
Несогласованность |
|||||||
7. Взаимоподдержка |
V |
Недоброжелательность |
|||||||
8. Увлеченность |
V |
Равнодушие |
|||||||
9. Занимательность |
V |
Скука |
|||||||
10. Успешность |
V |
Безуспешность |
Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
Выводы: на основании пройденного теста можно охарактеризовать психологическую атмосферу в коллективе, как очень положительную и дружелюбную.
Выводы по статье:
1 Вывод: Существует множество определений термина «организационная культура», однако большинство авторов сходятся на том, что организационная культура — это система ценностей и убеждений, разделяемых всеми работниками фирмы, предопределяющая их организационное поведение, характер жизнедеятельности организации.
Организационную культуру следует отличать от таких понятий как «культура организации», «корпоративная культура», «деловая культура».
2 Вывод: По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций: охранную, интегрирующую, регулирующую, коммуникационную, адаптивную, ориентирующую, мотивационную, воспитательную и функцию формирования имиджа.
3 Вывод: Организационная культура оказывает сильное влияние на различные аспекты функционирования организации. При этом организационная культура может как «тормозить» развитие, так и стимулировать его. Особенно влияет организационная культура на выработку организационной стратегии и возможности ее реализации.
4 Вывод: На организационную культуру любой организации влияет культура общества. Исследовав организационную культуру на предприятии гостиничного бизнеса на примере гостиницы «Дейма», мы пришли к следующим выводам:
– в организации доминирует авторитарная организационная культура. Ее дополняет культура, ориентированная на человека. В незначительной степени присутствует организационная культура, ориентированная на задачу, а также бюрократическая организационная культура.
– в организации присутствует здоровая конкуренция за рабочее место и лучшие результаты труда, но при условии создания психологически комфортной атмосферы в коллективе.
– организации свойственно устойчивое сочетание авторитарной организационной культуры и организационной культуры личности. Организационный климат при этом здоров, но имеет тенденцию к изменчивости.
Литература:
- Акперов И. Г., Масликова Ж. В. Особенности формирования организационной культуры в современной России. // Сборник научных трудов «Теория коммуникации и прикладная коммуникация». Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1. /Под общей редакцией И. Н. Розиной. — Ростов н/Д: ИУБиП, 2012. — 200 с. C. 5–7.
- Алиев В. Г. Теория организации. — Экономика, 2015. — 401 с.
- Бурнс Т. Ф., Сталкер Г. М. Культура менеджмента. — М.: ИНФРА-М, 2012., с.138 В.А.
- Веснин В. Р. Основы менеджмента. — М.: Триада, 2014. — 285с.
- Волков Ю. Ф. Экономика гостиничного бизнеса. — Ростов — на — Дону, 2012. — 385с.
- Глушаков В. Сильная корпоративная культура — основа инновационного развития предприятий. // Наука и инновации. № 3–4, 2013. с. 14–20.
- Голубева Е. Корпоративная культура: экология внутри компании // ELLE бизнес.2012. № 5;
- Гринберг Дж., Бейрон Р. Организационное поведение: от теории к практике / Пер. с англ. — М: Изд-во Вершина, 2010, 878 с.
- Друкер П., Задачи менеджмента в XXI веке — М.: «Вильямс», 2007.
- Егоршин А. П. Управление персоналом. — Н. Новгород: НИМБ, 2009.
- Заглада Т. П. Управление персоналом. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управления персоналом» для студентов заочной формы обучения специальности 080507.65, 2008, с.35.
- Иванов И. Н. Менеджмент корпорации: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008, 256 с.