В статье рассмотрены основные объекты и показатели санитарно-экологического мониторинга. Произведен анализ санитарно-экологического мониторинга в ЮФО. Предложены основные мероприятия по улучшению экологической обстановки в ЮФО.
Ключевые слова: санитарно-экологический мониторинг, выбросы загрязняющих веществ, стратегия развития ЮФО.
The article describes the main features and indicators of health and environmental monitoring. The analysis of sanitary and environmental monitoring in the southern Federal district. Proposed key measures to improve the environmental situation in the southern Federal district.
Keywords:sanitary-environmental monitoring, pollutant emissions, the development strategy of the southern Federal district.
Санитарно-экологический мониторинг — государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья и воздействием факторов среды обитания.
Санитарно-гигиенический мониторинг включает следующие объекты мониторинга:
— приземный слой воздуха;
— поверхностные и грунтовые воды, промышленные стоки, различные выбросы;
— радиоактивные излучения.
Характерные показатели для этих объектов являются:
— ПДК токсичных веществ;
— физические и биологические раздражители;
— предельная степень радиоизлучения.
Параметры объектов и факторов для системы санитарно-экологического мониторинга в Южном Федеральном Округе (ЮФО), характеризующие санитарно-эпидемиологическую ситуацию, формируются в ходе осуществления государственного санитарно- эпидемиологического надзора, исследований при эпидемиологическом надзоре, в ходе лабораторного контроля и проведения инструментальных измерений атмосферного воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и продовольственного сырья, в т. ч. ввозимого из-за рубежа, физических факторов среды производственных помещений, а также при проведении исследований объектов и факторов окружающей среды.
Осуществляя экологический мониторинг пункты наблюдений располагают в местах концентрации населения с таким расчетом, чтобы они контролировали связи человека с естественными и искусственными компонентами окружающей среды. Это могут быть территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов [1].
Из анализа санитарно-экологического мониторинга можно сделать вывод, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2015 году увеличились с предыдущим годом на 3,13 %. Наибольшее количество загрязняющих веществ поступают в атмосферный воздух от предприятий сферы теплоэнергетики, металлургической, угольной, строительной промышленности, машиностроения, предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства и пищевой промышленности.
По результатам наблюдений уровень загрязнении атмосферного воздуха очень высокий (ИЗА5=15,8) и определяется высокими концентрациями таких примесей, как формальдегид, бензапирен, оксиды азота и пыль. Концентраций вредных примесей в атмосферном воздухе выше 10 ПДК не зафиксировано, повторяемость превышения максимальной разовой ПДК ни по одной примеси не превысила 50 % [2].
Индекс загрязнения атмосферы, рассчитанный на основании 5 приоритетных загрязнителей атмосферного воздуха в городе (ИЗА5) в последние годы превышает число 14, выше которого уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как очень высокий. Наибольший вклад в индекс, определяющий уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Ростове-на-Дону, вносит формальдегид. Вклад формальдегида в индекс загрязнения атмосферы составляет 30–40 % [1].
Анализ полученных в ходе исследований результатов указывает на необходимость принятия комплексных мер по снижению уровня содержания этого вещества и оздоровлению воздушного бассейна города.
Результаты государственного экологического контроля свидетельствуют о том, что основными видами нарушений требований природоохранного законодательства являются нарушения, предусмотренные следующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: 8.1 — несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов (19,7 %); 8.2 — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (39,4 %); 8.4, ч. 1–3 — нарушение законодательства об экологической экспертизе (1 %); 8.21, ч. 1–3– нарушение правил охраны атмосферного воздуха (13,3 %); 8.41 — невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (22,5 %). Кроме того, территориальными органами выявлены нарушения по следующим статьям КоАП: 8.5, 8.6, 8.31 (4,1 %) [3].
В Южном федеральном округе за 2014 г. проведено 1135 проверки предприятий-недропользователей, проверено 1338 лицензий на пользование недрами, в том числе 308 на углеводородное сырье. В ходе проверок выявлено 3472 нарушений, из них 2206 (64 %) устранено. Из числа выявленных нарушений 38 % приходится на невыполнение лицензионных соглашений к лицензиям на право пользование недрами. В 2014 г. выявлено 184 случая безлицензионного (самовольного) пользования недрами. Прекращено безлицензионное (самовольное) пользование недрами по 16 лицензиям. Всего выдано 2585 предписаний, выполнено 1678 (65 %). Инициировано досрочное прекращение права пользование недрами по 74 лицензиям. Недропользование без разрешительных документов носит массовый характер в Волгоградской области, Дагестане и Калмыкии. В основном, это водоотбор для хозяйственно-питьевого водоснабжения. По фактам нарушения в сфере недропользования к административной ответственности привлечено 926 лиц. За 2014 г. наложено штрафов на общую сумму 14824,30 тыс. руб., взыскано 11088,90 тыс. руб. (74,8 %). Возбуждено 690 дел об административном расследовании, попадающих под действие соответствующих статей КоАП. В службу судебных приставов передано 238 дел, ФНС России — 12 дел, в прокуратуру — 91 дело [1].
Стратегия развития Южного федерального округа направлена на достижение главной стратегической цели — существенное и постоянное повышение уровня и качества жизни населения, прежде всего на основе эффективного использования природно-ресурсного, транспортно-географического и социально-демографического потенциала путем реализации сценария устойчивого инновационного развития.
Для укрепления экологической безопасности населения можно предложить такие мероприятия:
— повысить эффективность и ответственность институтов власти по укреплению экологической безопасности;
— используя законотворческие мероприятия постепенно произвести экологизацию Конституции Российской Федерации;
— разработать комплекс мероприятий по формированию экологического сознания и экологической культуры населения России в целом и южных территорий страны в особенности;
— в бюджете страны на предстоящий год увеличить объёмы финансирования федеральных целевых программ, предусматривающих обеспечение экологической безопасности населения России;
— ужесточение требований по выбросам формальдегида от стационарных источников.
Литература:
- Данные Управления Роспотребнадзора по Ростовской области за 2008–2009 гг.
- Отчет комитета по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону.
- Экологический вестник Дона // Электронный ресурс «Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области». Режим доступа http://www.doncomeco.ru.