)
Стремительное развитие различных сфер нашей жизни уже со школьной скамьи диктует необходимость выбора дальнейшего пути подростку, поэтому профориентационная деятельность среди школьников в наше время особенно актуальна. Выбор будущей профессии определяет не только будущую карьеру, но и социальный статус, гражданскую позицию. Профориентационная работа кадетской школы имеет свою специфику, и, как показывает наш опыт, должна быть построена на взаимодействии всех её структурных подразделений. Статья подготовлена на примере ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» г. Кемерово, в которой система профориентации выстроена таким образом, что будущая перспектива каждого кадета реальна и привлекательна, ограждает и удерживает подростков от необдуманного выбора дальнейшей линии жизни.
ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» является особым образовательным учреждением в системе кузбасских школ. Воспитанниками данного учреждения являются юноши из городских и сельских территорий Кемеровской области, годные по состоянию здоровья и желающие связать свою судьбу со службой в силовых и правоохранительных структурах РФ. Поэтому одной из основных задач учреждения является обеспечение расширения возможностей воспитанников в профессиональном самоопределении, формирование у них интереса к служению в органах внутренних дел Российской Федерации, в Министерстве обороны, в системе исполнения наказания.
Профориентационная работа занимает одно из самых важных мест в деятельности Кадетской школы-интерната полиции. Являясь профильным образовательным учреждением, ГБ НОУ «ГКШИП» осуществляет раннюю профориентацию на профессии, связанные с правоохранительной деятельностью, готовит к продолжению образования в высших и средних специальных заведениях МВД, ФСБ, ФСИН и МО Российской Федерации и к дальнейшей службе в Вооружённых Силах РФ и правоохранительных органах.
Профессиональная ориентация в Кадетской школе-интернате полиции — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение воспитанниками необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий вышеперечисленных направлений.
Профориентационная работа в ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» начинается с момента поступления воспитанников (т. е. начиная с 10 класса) и проводится в тесном взаимодействии всех структурных подразделений учреждения: администрации, воспитателей, классных руководителей и учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога, библиотеки, медицинской службы.
Важную роль в профориентации кадет играют классные руководители и воспитатели. Основные задачи их деятельности заключаются в следующем:
– сформировать положительное отношение к труду сотрудников органов внутренних дел и других силовых структур;
– научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
– научить соотносить требования, предъявляемые к данным профессиям с индивидуальными качествами;
– научить анализировать свои возможности и способности, сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.
Основными направлениями профориентационной работы классного руководителя и воспитателей являются профессиональная информация и профессиональная консультация.
Профессиональное консультирование — изучение личности воспитанников и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональное консультирование проводится в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом школы и носит индивидуальный характер в зависимости от уровня сформированности интересов кадета, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости, состояния здоровья. Педагоги используют такие методы работы, как наблюдение за деятельностью и развитием кадет, изучение результатов их учебной и внеурочной деятельности, анкетирование, профессиографические исследования, профориентационные опросники и игры, составление психолого-педагогических характеристик воспитанников, рекомендаций обучающимся и родителям по выбору учреждения для дальнейшего обучения.
Профессиональная информация включает в себя сведения о профессиях, связанных со службой в правоохранительных и силовых структурах РФ, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе профильных учебных заведений и путях получения данных профессий, о потребностях общества в кадрах.
С целью профессионального информирования используются разнообразные формы работы:
– оформление стендов, размещение информационных материалов по профориентации на школьном сайте;
– профориентационные уроки, классные часы, беседы;
– родительские собрания по профориентационной тематике;
– экскурсии в ГУВД, ГУФСИН, ГИБДД и др., практические занятия с подшефными структурными подразделениями МВД;
– встречи со специалистами и ветеранами МВД, ФСБ, ФСИН, МО РФ;
– встречи с выпускниками Кадетской школы-интерната полиции, обучающимися в профильных учебных заведениях или проходящими службу в правоохранительных органах;
– взаимодействие с профильными учреждениями среднего профессионального и высшего образования.
Одним из важных событий в жизни кадет является принятие Торжественной клятвы кадета в День сотрудника ОВД РФ. Это мероприятие способствует воспитанию уважения к профессии полицейского и, несомненно, служит целям профориентации.
В учебный план ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа интернат полиции» включены профильные элективные курсы, знакомящие обучающихся со спецификой правоохранительной деятельности: «Конституция — основной закон государства», «Основы государства и права», «Современное законодательство», «Английский язык в работе сотрудников органов внутренних дел», «Тактика охраны общественного порядка».
Также в учреждении реализуются программы дополнительного образования, которые отвечают целям профориентации:
– профориентационная программа «Шаг к успеху»;
– военно-патриотический клуб «Клинок»;
– программа дополнительного образования «Тактико-специальная подготовка»;
– программа дополнительного образования «Огневая подготовка».
Важным моментом, является получение практических навыков. Каждую весну кадеты принимают участие в «Зеленом патруле»: вместе с сотрудниками полиции патрулируют улицы и следят за общественным порядком в центре г. Кемерово. Шестнадцатилетние подростки учатся оценивать окружающую действительность с правовой точки зрения.
Результатом систематичной, целенаправленной и преемственной профориентационной работы коллектива ГБ НОУ «ГКШИП», оптимально сочетающей массовые, групповые и индивидуальные формы работы с кадетами и родителями, является ежегодное поступление большого процента обучающихся в профильные учебные заведения МВД, ФСБ, ФСИН, МО РФ и др.
Рис. 1. Динамика доли выпускников, поступивших в высшие учебные заведения силовых структур РФ
В нашей школе профессиональная ориентация — неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса, определяющая уклад кадетской жизни. Приобретая знания и умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности, кадеты также развивают нравственные (чувство товарищества, вежливость, доброта, взаимовыручка), морально-психологические (упорство, инициативность, дисциплинированность, самостоятельность, мужество, смелость, самообладание, воля к победе) и физические (выносливость, ловкость, сила) качества.
Таким образом, в ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа интернат полиции» созданы все условия для интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся, формированию у юношей активной гражданской позиции, способности адаптироваться к меняющимся условиям общества и осуществлять осознанный профессиональный выбор.
Литература:
- Мартина Н. К. Формирование устойчивой готовности к профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения. Сургут, 2006. 462с.
- Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: ТЦ Сфера, 2006. 128 с.
- Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова, Я. К. Нелюбова. Волгоград: Учитель, 2009. 283 с.
- Черникова Т. В. Профессиональная поддержка старшеклассников: учебно-методическое пособие. М.: Глобус, 2006. 256 с.
- Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8–11 класс. — М.: Сфера, 2007. 128 c.