Данная статья посвящена рассмотрению такой системы оздоровления как йога и ее использование в программе физического воспитания студентов вуза.
Ключевые слова: йога, физическая культура, здоровье, вуз
Проблеме здоровья, профилактическим мероприятиям по борьбе с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями сейчас придается большое значение. Делаются попытки широкого вовлечения в занятия физкультурой и спортом широких масс населения. Отмечается немалый интерес к системе йоги — одной из самых древних систем оздоровления широкого круга людей. Наиболее важное практическое значение йога имеет для системы здравоохранения и физической культуры. Концепция и методы йоги, как и любого явления, выросшего в далеких от нас этнических и морально-психологических условиях, требуют не примитивно-утилитарного «принять» или «отвергнут», а конструктивного, проводимого на диалектической основе научного анализа. Лишь в ходе такого анализа может быть в полной мере оценено значение йоги как феномена общечеловеческой культуры, так и ограничения использования этой системы в наших условиях [5].
Между йогой и физическими упражнениями, которые используются в преподавании традиционной физической культуры, имеется большая разница [2]. Традиционная физическая культура ориентирована на развитие мышечной системы организма [3]. Стремление к духовному и физическому самосовершенствованию, свойственное йоге, является формой принципиально правильного, современного по своему содержанию пути укрепления — здоровья.
Важнейшей особенностью системы йоги является использование множественных, реализуемых в различных методических вариантах эмоциональных эффектов. Известно, что сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Практика здравоохранения и физической культуры изобилует примерами мощных влияний, которые оказывает психика на соматические процессы. В европейской системе физического воспитания, однако, утвердился и получил распространение другой подход, основанный на почти полном игнорировании влияний психики. Даже ценнейшие эффекты достигаются в распространенных у нас занятиях лишь стихийно в качестве своего рода «побочного результата» при выполнении упражнений [6].
Индийскими учеными установлено, что в состоянии медитации выделяются эндрофины и энкефалины, недавно открытый класс соединений типа гормонов, вырабатываемых клетками головного мозга, обладающих выраженными обезболивающим, успокаивающим, оптимизирующим настроение действием и строго избирательно регулирующих активность любых функциональных систем организма. Основные положения системы йоги находят объяснение с позиций основ отечественной физиологии — учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, П. К. Анохина о функциональных системах [2].
Существенной особенностью системы йоги является возможность достижения специфических стимуляционных влияний, обеспечивающих выраженное избирательное воздействие на отдельные функции организма. Эта особенность связана как с эмоциональной «надстройкой» движений, так и с преобладающим использованием важного компонента влияния мышечной деятельности — рефлекторных влияний связок, сухожилий и мышц. Эти влияния, реализуемые в процессе выполнения специфических статических упражнений — асан — поз, обеспечивают ряд эффектов, стимулирующих функцию центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата и внутренних органов [4].
В. С. Фарфель отмечал: «….асаны — статичные упражнения йогов — хорошее средства для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии» [4].
В работах Д.Эберта, В.Райха, А.Сафронова, Р.Минвалеева и других ученых выявлено позитивное влияние элементов хатха-йоги на основные физиологические системы: нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую, мочеполовую, эндокринную, пищеварительную и на систему опорно-двигательного аппарата.
Исследования физиологических аспектов хатха-йоги Д.Эбертом (1986) показали, что одним из механизмов влияния на деятельность физиологических систем организма является изменение гидростатического давления в различных его полостях при выполнении упражнений хатха-йоги [7].
Кроме этого, можно выделить также: стрессовый (Л.Гаркави), психосоматический (В.Райх, У.Джеймс, А.Лоуэн), гормональный (Р.Минвалеев) и энергетический (Д.Эберт, А.Сафронов) механизмы влияния элементов хатха-йоги на организм человека.
Также, необходимо подчеркнуть механизм механического влияния элементов хатха-йоги на организм человека за счет специфических деформаций формы тела. Благодаря чему оказывается механическое воздействие не только на мышечную систему, но и на внутренние органы, а также на различные участки вегетативной нервной системы, которая принимает участие в регуляции деятельности всех внутренних органов и желез, а также обмена веществ.
Йога предоставляет способы, которые помогут преодолеть один из основных современных факторов ухудшения здоровья и плохого самочувствия: разбалансировку системы, предназначенной противостоять стрессу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что хоть к настоящему времени и недостаточно знаний по системе йоги и ее влияния на организм, что затрудняет ее практическое использование, тем не менее, уже сегодня можно считать целесообразным применение таких занятий не в качестве противоположных по отношению к уже используемым европейским методам, а в виде существенного дополнения к ним, обеспечивающего особенно ценные в наши дни влияния на жизнеспособность и адаптационные возможности организма.
Как отмечает В. С. Бойко: «Вся западная культура и цивилизация основаны на усилии. Но благодаря достижениям технологии за последнюю сотню лет усилия физические были переброшены, вытеснены в нервнопсихическое пространство человеческого бытия. Если раньше гормональное обеспечение полностью «вырабатывалось», пережигалось человеческим организмом в физическом действии, то достижения цивилизации свели эти действия почти к нулю. С одной стороны, нагрузка на нервную систему и психику увеличилась во много раз из-за роста информационного потока, скученности и отрыва от природы, с другой тело вовсе престало участвовать в «переработке» этой нагрузки. К этому добавились успехи медицины и фармакопеи по уничтожению инфекций. В результате повсеместное и чудовищное развитие приобретают расстройства психосоматики, нервнопсихические заболевания. Ни по телу, ни по психике массы людей не адаптированы к действительным условиям существования. Отсюда безудержный рост наркомании, алкоголизма, психических расстройств и отклоняющегося поведения, а также пограничных состояний» [1, с.5].
Исходя из всего вышесказанного в 2015–2016 учебном году на базе Тольяттинского государственного университета (ТГУ) в структуре физического воспитания студентов Вуза была введена новая специализация — йога. Данная специализация, начиная с 1-го курса, использовалась элементами при изучении таких видов как силовой шейпинг и лёгкая атлетика, в следующем контексте:
I блок — дыхательные упражнения (вид йоги — Пранаяма):
‒ при прохождении занятий легкой атлетики — правильное дыхание, дающее лучшее самочувствие и увеличение резервных возможностей организма;
‒ во время проведения занятий силового шейпинга — равномерное и попеременное дыхание — для восстановления дыхания при повышенных нагрузках и снятие напряжения.
II блок — статические позы — асаны (вид йоги — Хатха йога):
‒ во время занятий силового шейпинга — направленны на развитие гибкости, подвижности суставов, чувство равновесия;
‒ во время занятий легкой атлетикой — направленны на развитие гибкости, подвижности суставов, снятия напряжения мышц.
III блок — динамическая медитация (вид йоги — Крия йога — выполнение асан Хатха йоги в движении):
‒ во время занятий силового шейпинга — в начале занятия с целью повышения тонуса организма и подготовки к дальнейшему выполнению упражнений — разминка.
‒ во время занятий легкой атлетикой — в начале занятия с целью повышения тонуса организма и подготовки к дальнейшему выполнению упражнений — разминка, увеличение резервных возможностей органов дыхания.
IV блок — медитация:
‒ в начале или конце занятия силового шейпинга — для концентрации сознания или снятия напряжения и стресса.
V блок — релаксация — шавасана (вид йоги — асана из Хатха йоги):
‒ в конце занятия — всех специализаций — с целью снятия напряжения, стресса, утомления.
Начиная со 2-го курса, студенты данного ВУЗа могли выбрать данную специализацию на весь последующий учебный год, где все представленные блоки изучались и проводились в рамках одной конкретной специализации — йога:
I блок — дыхательные упражнения (вид йоги — Пранаяма):
‒ в начале и конце занятий — равномерное, попеременное дыхание, «раскачка» — увеличение резервных возможностей организма, сосредоточение сознания, концентрация.
II блок — статические позы — асаны (вид йоги — Хатха йога):
‒ во время занятий — направленны на развитие гибкости, подвижности суставов, чувство равновесия, устойчивости, силовой выносливости, воли, помехо — и стрессоустойчивости.
III блок — динамическая медитация (вид йоги — Крия йога — выполнение асан Хатха йоги в движении):
‒ во время занятий — в начале занятия с целью повышения тонуса организма и подготовки к дальнейшему выполнению упражнений — разминка, увеличение резервных возможностей органов дыхания, в ходе занятия улучшение подвижности суставов, развитие силовой выносливости, укрепление всего опорно-двигательного аппарата и мышечного корсета.
IV блок — медитация:
‒ в начале и конце занятий — для концентрации сознания, переключения внимания, снятия стресса, напряжения и усталости, поднятия настроения.
V блок — релаксация — шавасана (вид йоги — асана из Хатха йоги):
‒ в конце занятия — с целью снятия напряжения, стресса, утомления.
Мотивационным обеспечением экспериментальной работы явилось стимулирование участников на максимальную реализацию себя как личности, на достижение максимального удовлетворения от работы. Сравнительный анализ исходных и итоговых данных показывает, что уровень мотивации посещения занятий физической культуры с использованием средств и методов йоги, за годичный период эксперимента, увеличился.
В заключение можно отметить, что благодаря достигнутому уровню знаний в области оздоровительной физической культуры, открываются перспективы направленного развития наиболее важных для здоровья механизмов жизнедеятельности организма, стимуляции его защитных сил не в качестве «попутных» эффектов, а основных применяемых воздействий, в данном случае с помощью методов и средств йоги.
Литература:
- Бойко В. С. Йога. Скрытые аспекты практики/ В. С. Бойко. — Минск: Вида-Н, 1998. — 400 с.
- Захаров Г. Г. Перспективы использования йоги в оздоровительных целях/ Г. Г. Захаров, О. А. Цыганкова, А. В. Яковлева// Материалы I Всесоюзной научно-практической конференции. — Москва, 1989. — С. 26–28.
- Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии/ Д.Косамби. — М.: Прогресс, 1998. — 216 с.
- Орлов А. В. «Йога — лестница к здоровью»/ А. В. Орлов. — Москва, 2000.
- Сафронов А. Г. Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика/ А. Г. Сафронов. — Харьков: ФЛП А. В. Коваленко, 2008. — 256 с.
- Чуравов И. В. Йога и здоровье: возможности, ограничения и перспективы использования/ И. В. Чуравов// Материалы I Всесоюзной научно-практической конференции. — Москва, 1989. — С. 50–54.
- Dietrich Ebert. Physiologische Aspekte des Yoga.- 1.Aufl.- Leipzig: Georg Thime, 1986.- 41 Abb.,30 Tab.