В соответствие с законом «Об охране окружающей среды», экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности
Целью экологического аудита является оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.
В России понятие экоаудиторской деятельности впервые официально было использовано в Указе Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий». В разделе «Отраслевые особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий» программы, утвержденной этим указом, за Госкомимуществом и Минприроды России наряду с прочим закрепляется обязанность по установлению порядка учета экологического фактора и вопросов экологического аудирования.Как вид деятельности экологический аудит упоминается в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая. 1997 года № 643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей природной среды» лицензирование экоаудиторской деятельности было поручено Госкомэкологии России [1].
Результатом экологического аудита является заключение, составляемое и подписываемое экоаудитором, работающим самостоятельно, или группой экоаудиторов.
Основными задачами экологического аудита является:
- Оценить экологическую безопасность предприятия;
- Выявить наиболее высокие экологические риски;
- Предотвратить техногенные аварии;
- Оценить воздействие предприятия на окружающую среду и выработать комплекс рекомендаций, направленных на поэтапное снижение загрязнения окружающей среды.
Для проведения независимой оценки соблюдения норм и правил в области охраны окружающей среды на Омском судоремотно-судостроительном заводе ОАО «Иртышское пароходство» была определена группа аудиров, и на имя директора предприятия было направлено письмо-согласование о проведение экологического аудита. Группой аудиторов был составлен планвыступления руководителя аудита перед руководством предприятия, план проведения аудита, определены области и критерии аудирования, определена ответственность, составлен перечень основных направлений и документации,запрашиваемой на предприятии для проведения экологического аудита.
Проанализировано соответствие природоохранной документации, имеющейся на предприятии с Законодательством РФ. По результатам анализа выявлено несоответствия и причины их возникновения (табл. 1).
Таблица 1
Несоответствия, выявленные при независимом экологическом аудите предприятия
Наименование несоответствия |
Критерии |
Причина |
Отсутствие лаборатории охраны окружающей среды (аккредитация, приборное обеспечение) |
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ |
Анализы выполняются «ЦЛАТИ» по договору Договор заключается ежегодно. |
Отсутствие документа, устанавливающего границы СЗЗ |
СанПИН 2.2.1/2.1.1.1200–03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» |
Срок действия документа закончен. В данный момент проект СЗЗ выполняется |
Отсутствие программы снижения эмиссии (выбросов) на предприятии (в год) в результате проведения соответствующих мероприятий |
ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999г. № 96 гл.5 ст.24, ст.25 |
Предприятие относится к 3 категории. Лимиты на выбросы не превышало. ВСВ нет. Программы снижения эмиссии не требуется |
Разрешения на накопление отходов |
Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» |
Разрешение не требуется, т. к. вывоз производится регулярно. |
По результатам экологического аудита был составлен отчет с выявленными фактами, свидетельствующими о несоответствии согласованным критериям аудита.
Определены наиболее высокие экологические риски негативного воздействия предприятия на окружающую среду:
- Розлив нефтепродуктов или нефтесодержащих подсланевых вод в акваторию водного объекта;
- Розлив нефтепродуктов на почву;
- Выброс вредных веществ от котельной работающей на газе при несоблюдении технологического режима в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
Для устранения несоответствий и исключения экологических рисков был разработан план предупреждающих действий от негативного воздействия предприятия на окружающую среду (табл. 2).
Таблица 2
План предупреждающих действий от негативного воздействия предприятия
Несоответствие или экологический риск |
Мероприятие |
Ответственный |
Розлив нефтепродуктов или нефтесодержащих подсланевых вод в акваторию водного объекта |
1. Проводить теплотехнических испытания судовых двигателей внутреннего сгорания с регулировкой топливной аппаратуры; 2. Проводить с экипажами судов занятия по действиям в случае разливов нефтепродуктов; 3. Проверять наличие и исправность унифицированных присоединительных устройств по выкачке с судов нефтесодержащих, хозяйственно-фекальных вод, устройств для заправки судов топливом и маслом; 4. Проверять действие систем осушения фекальных стоков с пломбированием соответствующих вентилей согласно схем опломбировки; 5. Корректировать лоцманских карт с нанесением санитарных зон, согласно информационному бюллетеню; 6. Систематически убирать прибрежную и береговую полосу акватории затона в местах отстоя судов от отходов судоремонта; 7. Установить аншлаги (таблички) в водоохраной зоне «Стоянка автотранспортных средств запрещена», и «Водоохранная зона». |
Начальник отдела охраны труда и окружающей среды |
Розлив нефтепродуктов на почву |
1. Стоянку автомобилей разрешать только на дороге или на асфальтированных площадках; 2. Бочки с нефтепродуктами устанавливать в металлические поддоны, на площадке с твердым покрытием и под навесом; 3.Емкости для сбора промасленной ветоши должны иметь маркировку, плотно закрывающую крышку и устанавливать на асфальтированную площадку; 4. Накопительные емкости НЗС-3 (нефтезачистной станции) через каждые 2 часа визуально осматривать с записью в журнале; 5. На каждом участке на видном месте вывешивать инструкции по обращению с нефтесодержащими отходами. |
Начальник отдела охраны труда и окружающей среды |
Выброс вредных веществ от котельной работающей на газе при несоблюдении технологического режима в период НМУ (неблагоприятных метеорологических условий) |
1. Ежегодно заключать договор на оказание услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информационной продукции с ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС»; 2. Разработать мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях |
Начальник отдела охраны труда и окружающей среды |
Для предотвращения розлива нефтепродуктов или нефтесодержащих подсланцевых вод в акваторию водного объекта загрязнения нефтью должны быть соблюдены требования к оборудованию и устройствам самоходного, а также несамоходного судна, имеющие на борту двигатели внутреннего сгорания. Они должны быть оснащены следующим оборудованием:
‒ сборной цистерной нефтесодержащих вод;
‒ системой перекачки и сдачи нефтесодержащих вод;
‒ стандартными сливными соединениями для сдачи нефтесодержащих вод в приемные устройства.
Если перечисленное оборудование не обеспечивает необходимой автономности плавания по условиям экологической безопасности, суда дополнительно должны быть оснащены:
‒ фильтрующим оборудованием;
‒ сигнализатором;
‒ системой сброса очищенных нефтесодержащих вод;
‒ автоматическим устройством, прекращающим сброс нефтесодержащих вод при превышении нормативного значения содержания нефти в сбросе;
‒ сборной цистерной для нефтяных остатков.
Речному Регистру должны быть представлены расчеты автономности плавания по условиям экологической безопасности и дислокации приемных устройств в районе предполагаемой эксплуатации судна, подтвержденные признанной Речным Регистром организацией. Расчет автономности плавания по условиям экологической безопасности, включает расчеты необходимой вместимости сборных и других танков и цистерн для нефтесодержащих и сточных вод, а также для нефтяных остатков, образующихся при сепарации топлива и масла, устройств для сбора мусора, схема их размещения на судне.
Существенное воздействие на окружающую среду может оказать выброс вредных веществ в атмосферный воздух от котельной в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). ОАО «Иртышское пароходство» ежегодно заключает договор на оказание услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информационной продукции с ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС».
В соответствии с методическими указаниями «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» РД-52.04.52–85. Л., Гидрометеоиздат,1987 г. разработаны мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.
При первом режиме регулирование выбросов осуществляется организационно-техническими мероприятиями: запретить работу оборудования на форсированном режиме. Эффективность составляет 15 %.
При втором режиме снижение выброса осуществляется за счет снижения производительности работы источника (котельной). Эффективность составляет 34,9 %.
При третьем режиме снижение выброса осуществляется за счет большего снижения производительности работы источника (котельной). Эффективность составляет 54,7 %.
Использование предложенного отчета позволит предприятию и в дальнейшем работать на высоком уровне в области охраны окружающей среды, соблюдать все требования природоохранного законодательства и минимизировать негативное воздействие на природу.
Литература:
- Демина Л. А. Экологический аудит: прошлое, настоящее, будущее // Энергия: экономика, техника, экология. 1999. N 11.