Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, компетентность, производственная практика, подготовка бакалавров, приборостроение
Несмотря на большое количество исследований в области подготовки технических специалистов, актуальной является проблема формирования профессиональных компетенций и развития технического интеллекта у бакалавров приборостроительного направления, способных к комплексной производственной, исследовательской и проектной деятельности с применением современных информационных и коммуникационных технологий. Это обусловлено потребностью современных производств в конкурентоспособных инженерных кадрах — бакалаврах, способных успешно работать в условиях высокой автоматизации и информатизации производства, то есть в ИКТ-компетентных работниках. В связи с чем вузы испытывают потребность в разработке педагогических условий эффективного формирования ИКТ-компетентности бакалавров направления «Приборостроение».
Компетенции формируются в рамках различных элементов (единиц) образовательной программы и оцениваются на разных этапах обучения. Компетенции, как правило, не могут быть сформированы одной дисциплиной или практикой, приобретение обучающимся компетенций — это циклический, интегративный процесс, в котором кроме содержания образования, важны также формы и технологии обучения и преподавания.
В работах, посвященных инженерному и техническому профессиональному образованию (В. И. Байденко, А. А. Кирсанова, В. М. Жураковского и др.), практико-ориентированный подход рассматривается как приоритетный в аспекте совершенствования профессиональной подготовки студента [1].
Производственная практика студента — будущего бакалавра приборостроителя имеет цель: «формирование у обучающихся цельной системы практических навыков работы, закрепляющих и углубляющих полученные теоретические знания, а также приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности предусмотренных ОП по направлению «Приборостроение» [2].
Таким образом, одним из основных принципов организации и проведения производственной практики является принцип взаимосвязи теоретических дисциплин с практикой. Каждая предшествующая дисциплина, предшествующая производственной практики, позволит сформулировать требования к результатам освоения программы бакалавриата направления «Приборостроения» (знания, умения, навыки), которые должна обеспечивать практика для подготовки студента к следующему этапу изучения данной или смежных дисциплин.
Следовательно, проектируемая педагогическая модель формирования ИКТ-компетенций студентов в процессе производственной практики должна предусматривать реализацию данного принципа взаимосвязи практики с дисциплинами ИКТ направленности. Для этого необходимо выявить требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, приобретенные в результате освоения предшествующих дисциплин ИКТ-направленности.
Анализ ФГОС ВО направления «Приборостроение» показал, что использование бакалаврами информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности затрагиваются рядом дисциплин (модулей), относящихся к базовой и вариативной части программ Блока 1 «Дисциплины (модули)". Все они направлены на приобретение знаний и навыков, необходимых для уверенного использования современной вычислительной техникой и технологий в будущей профессиональной деятельности.
Анализ аннотаций рабочих программ и учебного плана бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Приборостроение» в филиале ЮУрГУ в г. Нижневартовске показал, что предшествующими дисциплинами производственной практики в области ИКТ являются дисциплины, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Перечень предшествующих дисциплин, видов работ |
Требования квходным знаниям, умениям, навыкам студента, полученным врезультате изучения дисциплины |
Информатика |
знать: основы теории информации (общие характеристики процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных технологий, базы данных; современные языки программирования, программное обеспечение и технологии программирования, глобальные и локальные компьютерные сети; уметь: использовать возможности вычислительной техники и программное обеспечение (работать на персональном компьютере, пользоваться операционной системой и основными приложениями MicrosoftOffice; составлять алгоритм решения поставленной задачи; реализовывать алгоритм в VBA; оценивать правильность полученных результатов; владеть: основными методами работы на ПВЭМ с прикладными программными средствами (методами практического использования современных компьютеров для обработки текстовой, числовой и графической информации; основами численных методов решения инженерных задач, а также для решения различных профессиональных задач применения современных информационных систем); |
Компьютерная графика |
знать: основы компьютерной инженерной графики, правила оформления технической документации; основы проектирования и конструирования типовых деталей и узлов с использованием стандартных средств компьютерного моделирования; уметь: разрабатывать и оформлять проектно-конструкторскую и технологическую документацию для изделий приборостроительной отрасли; владеть: методами решения проектно-конструкторских задач с использованием современных программных продуктов; |
Теоретические основы измерительных и информационных технологий |
знать: основные тенденции развития техники и технологий в области приборостроения; основы метрологии, основные понятия теоретической метрологии; основные операции измерений и средства их реализации; основы теории точности измерений; математические модели измерительных каналов средств измерения, их статические метрологические характеристики. уметь: уметь анализировать измерительные цепи; использовать по назначению измерительную и вычислительную технику; рассчитывать метрологические характеристики средств измерений; обосновывать выбор средств измерения для решения конкретных задач. владеть: методами информационных измерительных технологий; навыками самостоятельного обучения новым методам исследования в профессиональной области. методами решения проектно-конструкторских и технологических задач с использованием современных программных продуктов. |
Согласно ФГОС ВО по направлению «Приборостроение» результаты освоения программы бакалавриата определяются у выпускника сформированными общекультурными (ОК), общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными компетенциями (ПК). Отметим компетенции в области информационных и коммуникационных технологий бакалавра согласно ФГОС ВО по направлению «Приборостроение», которые должны быть сформированы в результате прохождения производственной практики: ОПК-2, ОПК-7, ОПК-8. Планируемы результаты сформированности вышеперечисленных ИКТ-компетенций в процессе прохождения производственной практики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Планируемые результаты освоения ОП ВО (компетенции) |
Планируемые результаты обучения при прохождении практики (ЗУНы) |
ОПК-2 — способность осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий |
Знать: -методы сбора, обработки, анализа научно-технической информации — основные тенденции и направления развития измерительной техники, информационной техники и информационных технологий, их взаимосвязь со смежными отраслями; — современные компьютерные средства, средства коммуникации и связи |
Уметь: использовать основные программно-аппаратные средства — осуществлять сбор, обработку, анализ научно-технической информации по теме(заданию); составлять отчеты по проделанной работе |
|
Владеть: основными программно-инструментальными и аппаратными средствами; логическими принципами построения информации, методологией самоподготовки и выполнения самостоятельный работы — технологиями программирования; |
|
ОПК-7 — способность использовать современные программные средства подготовки конструкторско-технологической документации |
Знать: Требования стандартов, ГОСТ, ЕСКД и других нормативно-технических документов в области разработки и проектирования радиоэлектронных устройств |
Уметь: использовать основные программные средства подготовки конструкторско-технологической документации для решения инженерных задач |
|
Владеть: современными программные средства подготовки конструкторско-технологической документации |
|
ОПК-8 — способность использовать нормативные документы в своей деятельности |
Знать: — основные нормативные документы в области профессиональной деятельности (с ГОСТы, отраслевые стандарты, стандарты предприятия) |
Уметь: оперативно действовать в меняющейся нормативной базе, использовать нормативные документы в своей деятельности |
|
Владеть: технологиями использования нормативных документы в профессиональной деятельности |
Литература:
- Кондарчук, Н. Д. Производственная практика как фактор формирования производственной компетентности студентов — будущих техников: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Д. Кондарчук. — Оренбург: ИПК ОГУ, 2008. — 24 с.
- Рабочая программа производственной практики студентов направления 12.03.01 «Приборостроение» /сост. е.А. Зверева — Нижневартовск: ф-л ЮУрГУ, 2015г. — 13 с.