Проблемы организации внутреннего контроля на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 4728 раз

Библиографическое описание:

Громова, С. В. Проблемы организации внутреннего контроля на предприятии / С. В. Громова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33834/ (дата обращения: 18.12.2024).



Проблемы организации внутреннего контроля на предприятии

Громова Светлана Валерьевна, студент

Керченский государственный морской технологический университет

В условиях современных рыночных отношений среди предприятий имеет место нарастающая конкуренция. Эффективным инструментом выживания и приспособления к таким условиям в настоящее время становится внутренний контроль. Причем при правильной организации системы внутреннего контроля у предприятия имеется вполне реальная возможность не только «остаться на плаву» в условиях жесткой конкуренции, но и даже занять лидирующие позиции. В этом выражается необходимость ведения внутреннего контроля на предприятии, которую диктует рынок.

Ключевые слова: проблемы, контроль, предприятие, оценка, менеджмент, аудит, эффективность

Целью данного исследования явятся изучение проблем внутреннего контроля на предприятии.

При выполнении работы были использованы работы следующие авторов: Аверчев И. В., Вахрушина М. А., Волошин Д. А., Карпова Т. П., Дивеева С. А., Васильева Е. А., Гуськова Т. Н.

Основной материал. Понятие «система внутреннего контроля» содержит в себе совокупное соотношение мер организационного характера, определенных методик и процедур, которые используются руководством аудируемого лица, как средство упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, также выявления, исправлений и предотвращений ошибок и искажения информации, обеспечения сохранности активов и своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Главные задачи руководства предприятия заключаются в том, чтобы следить за эффективной системой внутреннего контроля и вовремя принимать меры по устранению недостатков этой системы [7,с.56].

Введение системы внутреннего контроля (СВК) обеспечит надежность финансовой информации и снизит риски принятия ошибочных решений. Для того, чтобы привести в действие эту систему необходимо определить существенные риски, разработать регламентные процедуры, а также корректирующие действия, которые смогут исправить ситуацию. Затраты на предупредительный контроль будут более эффективными и помогут предупредить возникновение рисков. Введение системы внутреннего контроля на предприятии необходимо для того, чтобы повысить уровень эффективности работы его подразделений. При этом СВК (системы внутреннего контроля) позволит обеспечить достоверность информации, эффективно использовать ресурсы предприятия [3,с.56].

Внутренний контроль является комплексом мер и процедур, организованных руководством предприятия для того, чтобы обеспечить достоверность показателей учета (управленческого, оперативного, бухгалтерского), предотвратить искажения и неправомерные действия, а также для принятия наиболее оптимальных управленческих решений. Чтобы организовать систему внутреннего контроля она должна быть ориентирована на взаимосвязь «объект — субъект» и «субъект — субъект». Таким образом, правильно организованная система внутреннего контроля способствует улучшению качества организации бухгалтерского учета экономического субъекта, что положительно влияет на развитие бизнеса и привлекает инвестиции; появляются новые возможности развития предприятия в связи с наличием налаженной и контролируемой системы финансового подразделения экономического субъекта; повышению эффективности работы филиалов и структурных подразделений в связи с надзором за их деятельностью собственниками предприятия и топ-менеджерами. [6]

Во время проведения внутреннего контроля обязательно уделяют внимание следующим моментам:

– Соблюдается ли действующее законодательство РФ, локально-нормативные акты, организационно-распорядительные документы, учетные политики по бухгалтерскому и налоговому учету.

– Правильно и своевременно ли отражены все хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета и в налоговых регистрах.

– В полном размере и правильно ли документально оформлены хозяйственные операции.

– Правильно ли отражены в бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы.

– Обеспечена ли сохранность всех активов организации.

– Правильно ли составлена бухгалтерская, налоговая и статистическая отчетность организации.

Практический опыт показывает, что на предприятиях понятие системы внутреннего контроля (далее СВК) отождествляется с понятием системы внутреннего аудита. Причем такая система может организовываться одним из следующих способов:

1) в виде собственной службы внутреннего контроля/аудита;

2) использование аутсорсинга (полная или частичная передача функции внутреннего контроля/аудита специализированной компании или внешнему консультанту);

3) применение косорсинга (создание органов внутреннего контроля/аудита внутри предприятия, но в некоторых случаях привлечение экспертов специализированной организации или внешнего консультанта).

Сложности, возникающие на предприятиях, в связи с изменениями как в экономике в целом, так и в хозяйственной деятельности самих предприятий в частности, приводят к возникновению определенных проблем в области аудиторской деятельности [8,с.89].

Основными из них являются:

– На современном этапе развития аудита в России деятельность подавляющего большинства аудиторов сводится только лишь к проверке достоверности бухгалтерской отчетности. Однако наибольший интерес для клиентов представляет возможность пользоваться услугами аудитора как компетентного советчика. Исходя из того, что интерес клиента это есть платежеспособный спрос на рынке аудиторских услуг, мы можем предположить, что развитие аудита коснется расширения спектра его консалтинговых услуг.

– Аудиторские заключения имеют характер пост-фактума, тогда как большинству пользователей (практически всем, кроме государства) требуется еще и анализ перспектив развития предприятия, анализ возможностей его бизнеса [4,с.89].

Указанные проблемы лежат в основе позитивного развития внутреннего аудита, как экономического явления, синтезирующего в своей основе не только контрольные, но и ряд других функций. Это позволяет максимально эффективно решать указанные проблемы на уровне субъектов экономики.

Для повышения эффективности системы контроля на предприятиях в условиях рыночной экономики необходимо:

  1. регулярно переоценивать контроль;
  2. следить за ежедневным ходом выполнения операций;
  3. обращать внимание не только на результаты, но и на процесс деятельности работников;
  4. развивать самоконтроль работников;
  5. включать подчиненных в разработку методов и осуществление контроля;
  6. остерегаться подчиненных, которые выступают против контроля;
  7. осуществлять систему мотиваций и поощрений при достижении любого положительного эффекта.

Выводы.

В настоящее время система внутреннего контроля развита очень слабо. Руководство большинства фирм считает внедрение внутреннего контроля затратным и трудоемким, при этом они недооцениваю всей важности этой системы [1,с.99].

Единственным контролирующим органом для большинства предприятий по сей день остается налоговая служба. Налоговики ревностно следят за финансовой отчетностью предприятий, прежде всего, чтобы не допустить потерь бюджета из-за банкротства налогоплательщиков. Отчетность российских предприятий недостоверна, но не в сторону недооценки рисков. Скорее, наоборот, реальное состояние дел характеризуется большей устойчивостью, а в официальной отчетности большинства предприятий скрыта часть прибыли.

Таким образом, законодательное внедрение внутреннего контроля приведет к сближению реальной и официальной отчетности, что, безусловно, выгодно государству, поскольку приведет к дополнительным поступлениям в бюджет. Но такое сближение будет выгодно и самим предприятиям, так как правильная организация системы внутреннего контроля позволит увеличить эффективность его работы, а соответственно и увеличить чистую прибыль. Кроме того, отражение в отчетности реальной прибыли позволит предприятиям привлекать инвестиции, что немаловажно для перерабатывающих предприятий АПК в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Литература:

  1. Аверчев И. В. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение / И. В. Аверчев. — М.: Вершина, 2006. — 512 с.
  2. Вахрушина М. А. Управленческий учет-1: учебник / М. А. Вахрушина, С. А. Рассказыва-Николаева и [др.]. — М.: БИНФА, 2011. — 141 с.
  3. Волошин Д. А. Совершенствование и развитие системы управленче- ского учета на предприятии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lawmix.ru/ bux/57546 (дата обращения: 17.05.2015).
  4. Карпова Т. П. Управленческий учет: учебник/ Т. П. Карпова. — М.: ЮНИ- ТИ-ДАНА, 2004. — 351 с.
  5. Дивеева С. А. Проблемы организации системы внутреннего контроля в кооперативах // Молодой ученый. — 2014. — № 4.2. — С. 92–96.
  6. Васильева Е. А. Гуськова Т. Н. Организационный механизм системы внутреннего контроля экономического субъекта [Текст] // ВЕСТНИК ПВГУС серия экономика № 2(28)-2013г.апрель –С. 93–97.
  7. Васильева Е. А. Гуськова Т. Н. Внутренний аудит как основополагающее звено развития внутрихозяйственного контроля в системе правления организацией:/ [Текст]Научное Издание/ IV //Международная научно-практическая Экономика управление: Новые вызовы и перспективы» 29–30 апреля, 2013 г, -С. 125–127.
Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, предприятие, система, бухгалтерский учет, введение системы, внешний консультант, внутренний аудит, налоговый учет, правильная организация системы, экономический субъект.


Похожие статьи

Особенности подбора, найма и адаптации персонала

В сегодняшних условиях хозяйствования предприятиям все сложнее становится выживать в условиях жесткой конкурентной среды, ведь ресурсы почти одинаково доступны на рынке и борьба за них идет одинаковыми способами. Но очевидным сегодня является тот фак...

Социальная среда и удовлетворенность трудом: сравнение отечественного и зарубежного опыта

Социальная среда организации — это форма устойчивого объединения людей, связанных совместной трудовой деятельностью, для достижения определенных целей. В условиях динамичной внешней среды конкурентоспособность любой организации всегда будет зависеть ...

Совершенствование системы управления организацией в условиях изменений

В статье рассмотрено положение о том, что современное предприятие вынуждено функционировать в условиях постоянно меняющейся среды — как внешней, так и внутренней. Все это требует немедленного реагирования со стороны руководителя предприятия. Это форм...

Развитие ценностно-нормативной структуры организационной культуры в коммерческих компаниях

Эффективность деятельности каждой компании обусловливается следующими факторами: техническим и организационным уровнем производства, квалификацией персонала, уровнем мотивации и оплаты труда, наличием стратегии развития. В то же время в коллективе лю...

Особенности мотивационной работы в командной составляющей организации

Формы и методы мотивации работников постоянно изменяются и усовершенствуются в зависимости от совокупности внешних и внутренних факторов. Весомым направлением является слаженная командная работа, которая создает соответствующий микроклимат в коллекти...

Подходы к анализу финансовой устойчивости предприятия

Решение современных проблем стабилизации национальной экономики, обеспечения социального развития общества возможно только на основе положительных сдвигов, в частности через укрепление финансового состояния субъектов хозяйствования. Эф-фективность де...

Система управления инвестиционной политикой промышленного предприятия как фактор роста инвестиций в интеллектуальные активы

Особенностью управления инвестиционными решениями на предприятии является участие двух субъектов управления – собственников и менеджеров. Российская модель корпоративного управления, сложившаяся в период приватизации, характеризуется тем, что имеет м...

Развитие системы управления эффективностью

В любой компании рано или поздно наступает момент, когда руководство осознает необходимость в структурировании процессов, определении и формализации функций. Как правило, это происходит, когда компания вступает в стадию активного развития — когда вме...

Личная и профессиональная готовность специалистов органов опеки и попечительства к изменениям (в профессиональной сфере)

В современном обществе, в котором постоянно происходят изменения в социально-экономической сфере, актуальна готовность человека сообразно идентично реагировать на происходящие изменения и, в частности, выбирать релевантные сценарии выполняемых задач ...

Структура системы управления персоналом на предприятии

В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развити...

Похожие статьи

Особенности подбора, найма и адаптации персонала

В сегодняшних условиях хозяйствования предприятиям все сложнее становится выживать в условиях жесткой конкурентной среды, ведь ресурсы почти одинаково доступны на рынке и борьба за них идет одинаковыми способами. Но очевидным сегодня является тот фак...

Социальная среда и удовлетворенность трудом: сравнение отечественного и зарубежного опыта

Социальная среда организации — это форма устойчивого объединения людей, связанных совместной трудовой деятельностью, для достижения определенных целей. В условиях динамичной внешней среды конкурентоспособность любой организации всегда будет зависеть ...

Совершенствование системы управления организацией в условиях изменений

В статье рассмотрено положение о том, что современное предприятие вынуждено функционировать в условиях постоянно меняющейся среды — как внешней, так и внутренней. Все это требует немедленного реагирования со стороны руководителя предприятия. Это форм...

Развитие ценностно-нормативной структуры организационной культуры в коммерческих компаниях

Эффективность деятельности каждой компании обусловливается следующими факторами: техническим и организационным уровнем производства, квалификацией персонала, уровнем мотивации и оплаты труда, наличием стратегии развития. В то же время в коллективе лю...

Особенности мотивационной работы в командной составляющей организации

Формы и методы мотивации работников постоянно изменяются и усовершенствуются в зависимости от совокупности внешних и внутренних факторов. Весомым направлением является слаженная командная работа, которая создает соответствующий микроклимат в коллекти...

Подходы к анализу финансовой устойчивости предприятия

Решение современных проблем стабилизации национальной экономики, обеспечения социального развития общества возможно только на основе положительных сдвигов, в частности через укрепление финансового состояния субъектов хозяйствования. Эф-фективность де...

Система управления инвестиционной политикой промышленного предприятия как фактор роста инвестиций в интеллектуальные активы

Особенностью управления инвестиционными решениями на предприятии является участие двух субъектов управления – собственников и менеджеров. Российская модель корпоративного управления, сложившаяся в период приватизации, характеризуется тем, что имеет м...

Развитие системы управления эффективностью

В любой компании рано или поздно наступает момент, когда руководство осознает необходимость в структурировании процессов, определении и формализации функций. Как правило, это происходит, когда компания вступает в стадию активного развития — когда вме...

Личная и профессиональная готовность специалистов органов опеки и попечительства к изменениям (в профессиональной сфере)

В современном обществе, в котором постоянно происходят изменения в социально-экономической сфере, актуальна готовность человека сообразно идентично реагировать на происходящие изменения и, в частности, выбирать релевантные сценарии выполняемых задач ...

Структура системы управления персоналом на предприятии

В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развити...

Задать вопрос