В статье дается анализ поэм поэта-жырау, занимающего особое место в казахской литературе — Узакбая Казжанулы, написанных на биографическую тематику. Говорится об истории появления биографических поэм в общей истории искусства слова, а также упоминаются авторы биографических поэм в казахской литературе.
Ключевые слова: поэт-жырау, биографические поэмы, литературное наследие, поэтическое произведение, сочинение, произведение
В истории искусства слова особое значение придается эстетико-познавательной стороне биографических произведений. В содержании художественного развития разного времени такие произведения выполняли важную роль. «В книге французского философа-схоласта, теолога и поэта Абеляра (ХІІв.) «История моих бедствий» в форме откровений впервые появился биографический, летописный художественный метод. Позже метод откровения и биографического описания получил свое развитие в произведениях Петрарки. В его трудах «О презрении к миру», «О тайном споре забот моих» через авторское мышление дается анализ биографических периодов в форме внутреннего откровения. Основной движущей личностью диалога здесь является сам Петрарка. Здесь анализируется жизнь Петрарки, он обвиняется как грешник и защищается. Такая дилемма была и во второй половине жизни Бокаччо. Оценка периодов жизни в форме откровений существовала как в древней эпохе, так и эпохе Возрождения. Откровения с читателем и описание биографии имеет место и в дневниках Л.Толстого, А.Пушкина [1, с.68]. Ученый-литературовед М. М. Бахтин пишет: «Если спросить, что относится к так называемым биографическим периодам в произведении, они могут быть разными, как в форме откровений, так и в форме правдивого объективного делового отчета (познавательное состояние мысли, политическое, практическое и др.), в конце концов, нас могут заинтересовать особенности изображения биографических ценностей» [2, с.140].
Основное актуальное направление биографических стихов в казахской литературе — оценить с философской, гуманистической точки зрения каждый период жизни, начиная с детства и до достижения столетнего возраста, показать людям истинное содержание жизни, наполненное как муками, так и радостями. В литературном наследии поэтов в истории казахской литературы жанр биографических стихов выделяется своей особой традиционной природой.
Так, например, из биографических стихов «Ваш 25-летний возраст» Бухара Калкаманулы (1668–1781), «Эх, мои пятьдцать лет», «В год, в два года в колыбели я»), «Пятьдесят — возраст настоящего мужчины», «Двадцать пять — возраст, когда я достиг совершеннолетия» Шал (Тлеуке) Кулекеулы (1748–1819), «Где мои пятнадцать лет») Дулата Бабатайулы (1802–1871), «Взяв в руки чашу» Шернияза Жарылгасулы (1807–1867), «Эх, старость, вот и ты пришла в свое время» Суюнбая Аронулы (1822–1895), «Несправедливость жизни видел я глазами» Базара Ондасынулы (1842–1911), «Стих, написанный Нуржаном во время сильной болезни в предсмертном состоянии» Нуржана Наушабайулы (1859–1919), «Узоры жизни» Омара Шораякулы (1878–1924), «Картины старости», «Переходы жизни» Турмагамбета Изтлеуова (1881–1939) и других поэтов мы видим особенности, определяющие своеобразное место этого жанра в национальном искусстве слова.
В этих своих стихах поэты со страстным волнующим чувством влюбленности воспевают картины этого бренного мира, картины жизни, наполненные чудесными секретами, лучистой красотой с самого первого дня появления на свет и до ухода в свой последний вечный путь. Идейно-тематическое направление этих стихов — показать насколько сладок, но при этом короток, как рукоятка камчи, и быстротечен этот бренный мир. Изображается реальность сложного, но в тоже время интересного пути человеческой борьбы, переживающей самые разнообразные перепалки быта с самого появления на это свет.
Поэтическое произведение Узакбая Казжанулы, оставившего своеобразный след в истории казахской литературы, под названием «Жизнеописание» так же можно отнести к ряду самых лучших образцов этого жанра.
Особенность, которая наблюдается в композиционной структуре биографических стихов названного поэта, — это изображение личности, наполненный пламенем, неутомимой силой во все периоды жизни человека до пятидесяти лет, и в период роста, и в период развития, и в период возмужания, и в период зрелости.
При изображении младенчества персонажа, перед глазами встает картина сладкого, как мед, детства:
Как родились и до десяти лет мы были детьми,
И взор наш был обращен вперед [3, c.52].
Нескончаемые интересные моменты детства, проведенного в ауле, передаются правдивым национальным красочным языком. Такие периоды молодости, наполненные силой и мощью, как юность и взросление между 15 и 30 годами, воспеваются где-то мелодичными и романтичными, где-то печальными нотами, показывая, что молодость пролетела, словно сон:
После десяти достигли мы и пятнадцати лет,
С утра и до самого вечера проводили в играх.
С двадцати и двадцати пяти проводили весело
Мы время на праздниках и весельях.
К тридцати годам мы повзрослели, познали быт [3, c.53].
В строках стихотворения прослеживаются чувства тоски по этому периоду жизни, которое больше не вернется — по молодости.
В сорок лет мы смотрим по сторонам.
Это возраст, дающий оценку
Нашим хорошим и плохим поступкам [3, c.53].
Все чувства лирического героя по поводу всей своей жизни особенны конкретными описаниями, наполненными чувств. Вместе с тем, биографические стихи — это произведения, которые являются поучительным примером в объяснении философского восприятия противоречий в жизни. Значит, биографические стихи поэтов — это лирические переживания о событиях, периодах жизни, свидетелями которых они сами были.
В следующих строках поэт описывает печальный облик следующего периода жизни:
Вот и сорок минули.
Пред нами предстает пятьдесят.
Это период, когда человек критически оценивает свою жизнь [3, c.54].
В строках «Вот и прошла молодость, наступила старость, орел в старости не охотится, а потому и в тебе не нуждаются» мы можем заметить как чувство гордости, так и чувство тоски по возрасту, когда-то полному стремлений и мечтаний.
Перечисление ступеней жизни человечества до столетия — это содержание, являющееся общим для биографических поэм в казахской литературе.
В семдесят еще как-то перебиваешься,
А вот в восемьдесят силы тебя начинают покидать.
В девяносто ты уже без сил.
Ну а до ста лет никто прямо не доходит [3, c.54].
Стихи поэта — это литературное наследие, изображающее смысл жизни, в которой чредуются события, наполненные то радостью, то печалью с самого появления на свет и до ухода из жизни. Изображение в специальных творческих жанрах образа человека в разные возрастные периоды, который своей общественно-социальной активностью служит родному народу, — традиционное явление в природе народной литературы.
Литература:
- Тебегенов Т. Фольклорные и литературные традиций в творчестве народных поэтов. –Алматы: Білім. 2001. — 332 с.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — Москва: Искусство, 1986. — 445 с.
- Менің атым — Ұзақбай. — Алматы: Бабамұра-М. 2011. — 260 б.