В статье рассматривается внедрение оздоровительной гимнастики на занятиях по физическому воспитанию со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, и влияние гимнастики Пилатес на физиологическое и функциональное состояние организма студентов при заболевании опорно-двигательного аппарата — сколиоз. При начальном исследовании физических показателей данные составляли: удержание статического положения на силу мышц спины — 2 мин 6 сек, удержание статического положения на силу мышц живота — 1 мин 13 сек. Показатели силы: правой кисти — 23,7 кг; левой кисти — 23,8 кг. Показатели функционального состояния организма занимающихся: ЧСС в покое, АД в покое, ЖЕЛ. Данные показатели свидетельствовали о низком физическом и функциональном уровнях подготовленности студентов.
Ключевые слова: пилатес,физические упражнения, функциональное состояние, биохимические процессы, сколиоз
Здоровье подрастающего поколения является одним из центральных приоритетов государственной политики РБ и других государств, поскольку выступает ценнейшим общественным богатством, имеющим огромную социальную и личностную значимость.
Заболевание сколиоз всегда было одним из распространенных среди ортопедических заболеваний, исследований в данной области очень много, но внедрение гимнастики пилатес в педагогический эксперимент в частности на занятиях по физическому воспитанию встречается редко. Гимнастика пилатес зарекомендовала себя в оздоровительной физкультуре положительно, в нашем педагогическом исследовании тоже только положительная динамика хода исследования.
Анализ последних исследований ипубликаций.
Козина Ж. Л. исследовала влияние комплексного применения оздоровительных методик пилатеса и бодифлекса на уровень функциональных возможностей студентов.
Володкович С. Л. исследовала комплексы гимнастики пилатес в системе физического воспитания студентов. Но как показывает анализ, данное направление на сегодняшний день является недостаточно изученным.
Задачи статьирассмотреть особенности и характеристики метода пилатеса в системе высшего учебного заведения со студентами имеющие отклонения в состоянии здоровья; разработать программно-методическое обеспечение методики пилатеса и выявить эффективность его внедрения в систему высшей школы, определить влияние гимнастики Пилатес на функциональное состояния организма студентов при заболевании сколиоз на занятиях по физическому воспитанию в специально медицинском отделении и группе ЛФК.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое тестирование; физиологические методы; методы математической статистики. В качестве опытно-экспериментальной базы исследования выступил Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, кафедра физического воспитания и спорта.
Изложение основного материала. На современном этапе развития общества особенно актуальными являются исследования, связанные со здоровым и правильным образом жизни. Поэтому наиболее важным является изучение разнообразных методик и систем тренировок, а так же способов повышения интереса к занятиям по физическому воспитанию. Гимнастика пилатес — это комплекс упражнений, которые не только развивают гибкость и подвижность суставов, но и прорабатывают глубокие мышцы, которые почти не задействованы на обычных занятиях по физическому воспитанию. Специальные упражнения гимнастики «Пилатес» направлены на укрепление мышц в стато-динамическом режиме сокращения, что позволяет достигнуть быстрых результатов. При занятиях по системе Пилатес задействуется чрезвычайно большое количество мышц — от кончиков пальцев рук до пальцев ног, работают все крупные группы мышц. Данный подход обеспечивает гармоничное развитие организма и максимальный результат.
Диагностика нарушений осанки крайне важна, тем более что при любых заболеваниях позвоночника статика тела нарушается, сопровождаясь аномалиями осанки. В то же время одной из ведущих задач лечения ортопедических больных является задача воспитания осанки. Коррекция дефектов осанки представляет собой не только задачу физического воспитания, но и важный момент первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. Для заболеваний внутренних органов нарушения осанки представляют отягощающий фактор в связи с уменьшением экскурсий грудной клетки и диафрагмы и снижением жизненной емкости легких из-за изменения положения грудной клетки. Уменьшенные колебания внутригрудного давления неблагоприятно отражаются и на деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС). У лиц с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости. Уменьшение физиологической кривизны позвоночника и нарушение рессорной функции приводят к постоянным микротравмам головного мозга во время движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности организма, сопровождается повышенной утомляемостью и головными болями [4, 5].
Сколиоз — это тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси [3]. Главное отличие истинного сколиоза от нарушений осанки во фронтальной плоскости — наличие торсии позвонков. В зависимости от развития (тяжести) сколиотической деформации различают 4 степени сколиоза:
− 1-я степень сколиоза характеризуется простой дугой искривления, позвоночный столб напоминает букву С. На рентгенограмме, сделанной в положении лежа, угол отклонения не превышает 10о.Торсионные изменения при осмотре слабо выражены и рентгенологически проявляются в виде асимметрии корней дужек и небольшого отклонения остистых отростков от средней линии. В висе и положении лежа наблюдается выпрямление позвоночника. Клинически определяется небольшая асимметрия частей туловища: лопаток, надплечий, треугольников талии (пространство, образующееся между талией и внутренней поверхностью свободно висящей руки больного).
− 2-я степень сколиоза отличается появлением компенсаторной дуги искривления, вследствие чего позвоночный столб приобретает форму буквы S. Рентгенологически отмечается выраженная торсия и небольшая клиновидная деформация позвонков, угол Кобба — от 10 до 30°. Асимметрия частей туловища становится более выраженной, появляется небольшое отклонение корпуса в сторону. Рентгенологически, помимо отклонения оси позвоночника и выраженной торсии, обнаруживается небольшая деформация тел позвонков, имеет место реберное выбухание, четко определяется мышечный валик.
− 3-я степень сколиоза характеризуется тем, что позвоночный столб имеет не менее двух дуг. Угол отклонения основной дуги, определяемый рентгенологически, колеблется от 30о до 60о. Асимметрия частей туловища увеличивается, грудная клетка резко деформирована; сзади на выпуклой стороне дуги искривления позвоночника образуется реберно-позвоночный горб.
− 4-я степень сколиоза характеризуется прогрессирующим боковым отклонением позвоночного столба и скручиванием его по оси, что приводит к образованию кифосколиоза с деформацией как в боковом, так и в переднезаднем направлениях. У больных отчетливо выражены передний и задний реберные горбы, деформация таза и грудной клетки. Угол отклонения позвоночного столба от вертикальной оси больше 60о. резко выражены клинические проявления нарушения функции органов грудной клетки и нервной системы [3, 4, 5,].
Занятия по системе Пилатес нацелены не на наращивание мышечной массы, а на гармоничное развитие мышц. Таким образом, сочетание динамических и статических видов физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является наилучшим методом физической тренировки для выработки силы, выносливости и координации движений. Мышечная работа является проявлением деятельности всего организма в целом, перестройка происходит во всех органах и системах, и в первую очередь в центральной нервной системе. Статические упражнения, являясь одной из форм произвольной мышечной деятельности, вызывают значительные изменения корковых процессов. В коре головного мозга в области двигательного анализатора возникает ограниченный очаг возбуждения, поддерживаемый, с одной стороны, формированием волевых импульсов, с другой — возбуждениями, приходящими от работающих мышц.
Педагогическое исследование направленное на основании показателей регулярно занимающихся студенток, проводилось на Базе Гомельского Государственного университета имени Ф. Скорины со студентами группы ЛФК в октябре 2014 года в исследовании принимали участие студентки 1–4 курса математического факультета в количестве 10 человек. Данное исследование позволяет точно разобраться в системе оздоровительной гимнастики «Пилатес» основных ее направлениях и характеристик заболевания сколиоз, на начальном этапе был виден очень низкий показатель подготовленности мышечной системы. А если нет мышц то соответственно и заболевание будет прогрессировать, поскольку позвоночник не закреплен и находиться в свободном состоянии. Данное исследование говорит о том если регулярно заниматься физическими упражнениями на занятиях по физической культуре в школе, сузе, вузе, то данной проблемы можно избежать. Первым и одним из главных тестов на, что необходимо обратить внимание преподавателю физической культуры для проведение оценки функционального состояния мышц-разгибателей туловища и мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в создании мышечного корсета и поддержании правильной осанки. Первый тест: оценка силы мышц спины: лежа на животе, испытуемый по команде принимает позу «ласточки» (прогнуться, руки в стороны, ноги приподняты, прямые). Преподавателю необходимо обратить внимание на максимальное время удержания такого положения, которое оценивает силовую (статическую) выносливость мышц спины, в норме до 2мин.
Второй тест оценка силы мышц живота: лежа на спине с вытянутыми вдоль туловища руками, испытуемый по команде поднимал прямые ноги на 15–20 см от пола. Определялось максимальное время удержания такого положения. Данные тесты относятся к одним из основных которые можно проводить не имея специального оборудования и являются приоритетными при заболевании опорно-двигательного аппарата (сколиоз) преподавателям физической культуры можно мгновенно определить уровень подготовленности занимающихся и сразу оценить дозировку будущих упражнений.
Для оценки функционального состояния организма занимающихся применялись следующие показатели: ЧСС в покое, АД в покое, ЖЕЛ.
Показатель ЧСС определялся в состоянии покоя. Подсчет пульса проводился за 10 — секундные интервалы времени пальпаторным методом.
Сравнение наблюдений за внешними признаками утомления и данных о частоте сердечных сокращений позволяло сделать вывод об интенсивности физической нагрузки и ее соответствии возможностям организма занимающихся.
По методике Короткова при помощи аппарата Рива-Роччи проводилось измерение АДв состоянии покоя с целью оценки приспособляемости организма к физическим нагрузкам с точностью до 5 мм ртутного столба.
Показатель жизненной емкости легких измерялся спирометром. Данный показатель свидетельствовал о степени функционального развития дыхательного аппарата.
По предварительным данным исследования можно сделать следующие выводы: ЧСС в покое у 6 испытуемых находилось в пределах нормы от 70 до 80 уд/мин, у четверых человек показатели были выше нормы — 80,82,86 и 96 уд/мин. ЧСС в покое в среднем составило — 79,6 уд/мин. АД в покое в среднем составило: САД — 115 мм рт. ст., ДАД — 74,5 мм рт. ст. Данные спирометрии в группе, до проведения гимнастики «Пилатес», в среднем составили — 2950 мл
Показатели физической подготовленности у всех испытуемых различались и в среднем составили:
− удержание статического положения на силу мышц спины — 2 мин 6 сек;
− удержание статического положения на силу мышц живота — 1 мин 13 сек.
− показатели силы: правой кисти — 23,7 кг; левой кисти — 23,8 кг.
В процессе занятий по системе «Пилатес» в период с 01.10.2014г. по 9.05.2015 г. был зафиксирован прирост исследуемых показателей, характеризующих физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояние.
На рисунке 1 видна динамика изменений ЧСС в состоянии покоя. У испытуемых этот показатель в среднем снизился на 6,4 уд. в мин, что составило 7,76 %.
Рис. 1. Показатели ЧСС в покое, уд/мин
Эффект тренированности организма проявляется в благотворном влиянии на частоту сердечных сокращений за минуту, количество которых составляет в среднем 65 ударов и менее в состоянии покоя, благодаря чему увеличивается время расслабления сердца, в момент которого этот орган получает артериальную кровь, богатую кислородом. Кроме того, при легкой нагрузке сердце тренированного человека работает более экономно, увеличивая ударный выброс крови, в то время как у человека неподготовленного резко возрастает количество сердечных сокращений. Регулярные занятия вызывают увеличение скорости кровотока, интенсивности обмена веществ с использованием кислорода. Занятия гимнастикой Пилатес оказывают влияние и на сердечно-сосудистую систему человеческого организма. Сердце человека, не привыкшего к физическим нагрузкам, за одно сокращение в состоянии покоя выталкивает в аорту 57–67 мл крови, то есть за минуту — 3,5–5 литров. Систематические тренировки способствуют увеличению этого показателя до 110 мл, а при тяжелых физических нагрузках цифра возрастает до 200 мл и более. Это развивает резервную мощность сердца. [3].
Увеличение показателей силы кисти в среднем составило: фактический прирост силы правой кисти — 2,4 кг, левой кисти — 1,9 кг, что в процентном соотношении составило 11,48 % и 9,7 % соответственно.
Результаты времени удержания статической позы на силу мышц спины из положения лежа на животе и силу мышц брюшного пресса из положения лежа на спине (рис. 2) увеличились в среднем на 47,49 % и 80,84 % соответственно.
Рис. 2. Время удержания статического положения, лежа на животе, мин
Столь высокий прирост данного показателя можно объяснить тем, что в комплексе упражнений делали основной упор на развитие мышц «Корра». Мышцы корра — это целый комплекс мышц, которые отвечают за cтабилизацию таза, бедер и позвоночника. К мышцам корра относятся: косые мышцы живота, поперечная мышца живота, прямая мышца бедра, малые и средние ягодичные мышцы, приводящие мышцы, мышца задней поверхности бедра, подостная мышца, клювовидно-плечевая мышца. Это глубокие мышцы, которые пролегают рядом с позвоночником и обеспечивают его фиксацию. Также они являются самым глубоким мышечным слоем брюшной стенки и предназначены для удержания на месте внутренних органов, придают талии стройный вид и отвечает за стабилизацию поясничного отдела. Это единственные мышцы, которые можно укрепить, оставаясь неподвижным. В отличие от любых других скелетных мышц, они не двигают кости. Их задачей является сохранение таза, позвоночника и бедер в стабильном, безопасном положении, которое является основным фактором профилактики и дальнейшего развития нарушений осанки и сколиоза, особенно на начальных стадиях развития заболевания.
Таким образом, выявленный прирост показателей физической подготовленности и функционального состояния свидетельствует о положительном влиянии занятий гимнастикой «Пилатес» на организм занимающихся с заболеваниями позвоночного столба.
Выводы. У студентов, регулярно занимающихся гимнастикой «Пилатес» на занятиях по физическому воспитанию, наблюдалось увеличение силовой выносливости и улучшение функциональной производительности организма. Среди положительных изменений следует отметить: улучшение жизненной емкости легких, нормализация артериального давления в покое, уменьшения количества сердечных сокращений в минуту в состоянии покоя, что положительно сказывается на работе сердца. Систематическое применение упражнений системы «Пилатес» приводит к повышению функционального состояния сердечнососудистой системы и нормализует различные показатели, улучшая функцию кровообращения. В результате занятий упражнениями системы «Пилатес» происходит укрепление опорно-двигательного аппарата. Параллельно решаются задачи укрепления мышц, увеличения их эластичности и выносливости, улучшения подвижности в суставах. Исследования показали, что внедрение гимнастики на занятиях по физическому воспитанию по предложенному комплексу упражнений произошло увеличение показателей физической подготовленности: силы правой и левой кисти, силовой выносливости верхних конечностей и силовой (статической) выносливости мышц спины и живота, и показателей функциональной подготовленности: жизненной емкости легких, частоты сердечных сокращений в покое, артериального давления в покое. На основании полученных данных хотелось бы выделить следующие показатели, которые при проведении исследования выросли значительно. К таким показателям относятся результаты времени удержания статической позы на силу мышц спины из положения, лежа на животе и силу мышц живота из положения, лежа на спине, увеличились в среднем на 47,49 % и 80,84 % соответственно. Столь высокий прирост данного показателя можно объяснить тем, что в комплексе упражнений делали основной упор на развитие мышц «Корра». Из выше указанных показателей можно сделать вывод, что предложенная программа, в большей степени влияет на развитие силовой выносливости мышц плечевого пояса, мышц спины и брюшного пресса. Незначительный прирост показателей кистевой динамометрии (правой — 11,48 %; левой — 9,7 %), частоты сердечных сокращений в покое (7,76 %), изменение показателей артериального давления в покое: САД в среднем увеличилось на 1,38 % и ДАД уменьшилось на 0,39 %, величины жизненной емкости легких (12,17 %), также говорит о положительном влиянии предложенной программы на кардио-респираторную систему. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что внедрение занятий гимнастикой «Пилатес» на занятиях по физическому воспитанию со студентами имеющие заболевании сколиоз, достаточно эффективно в коррекции и профилактике дальнейшего прогрессирования данного заболевания, и может быть успешно использована в качестве базового метода при проведении учебных занятий по физическому воспитанию лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, для разных слоев населения начиная со школьников и заканчивая уже трудящимися.
Перспективы дальнейших исследований.
Таким образом, нами были сформулированы цели, гипотезы, также определены объект, предмет, задачи, методы и этапы исследования на основе анализа исследования было выявлено положительная динамика прироста показателей физического и функционального состояния организма. Дальнейшие исследования будут направлены на распространение данной оздоровительной гимнастики и внедрение в педагогический процесс разных слоев населения, в частности это школы вузы и сузы, ближайшее время будет проходить работа, связанная с проведением констатирующего и контрольного эксперимента, а также по разработке построению занятий со студентами.
Литература:
- Робинсон Л. Пилатес путь вперед: Л. Робинсон, Г. Томсон // пер. с англ. П. А. Самсонов. — Мн: ООО «Попурри», 2003. — 192 с.: ил.
- Потапчук А. А. Осанка и физическое развитие детей. Программа диагностики и коррекции нарушений / А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. — СПб.: Речь, 2001–120 с.
- Добровольский В. К. Учебник инструктора по лечебной физической культуре: учеб. для инст-ов физической культуры / В. К. Добровольский. — М.: «Физкультура и спорт», 1974. — 480 с., ил.
- Ловейко И. Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии / И. Д. Ловейко. — Л.: Медицина, I982. — 144 с., ил.
- Попов С. Н. Физическая реабилитация: учеб. для академий и инст-ов физической культуры / С. Н. Попов. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. — 608 с.