Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах. Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации, широкого распространения информационных и коммуникационных технологий. Одним из характерных явлений в развитии систем образования в развитых странах становится дистанционное обучение. В данной статье рассмотрены плюсы и минусы дистанционного обучения, а также технологии дистанционного обучения — это кейсовая и сетевая дистанционная технология.
Ключевые слова: дистанционное обучение, кейс-технология, сетевая технология, преподаватель-тьютор, Web-портал, электронные обучающие ресурсы.
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы.
Появление радио и телевидения в начале XX века внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. По телевидению вещались обучающие передачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.
В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.
Другие известные университеты с программами дистанционного обучения за рубежом: University of South Africa (1946), FernUniversität in Hagen (Германия, 1974), Национальный технологический университет (США, 1984) (программы ДО по инженерным специальностям), Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.
В конце 1980-х в результата доступности персональных компьютеров обучение было упрощено и автоматизировано. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.
В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».
Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация «Знание» и её коллективный член Современная гуманитарная академия.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого обучаемого, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения [1, с.190].
Современная мировая практика показывает, что в последние десятилетия происходят глубокие изменения в сфере образования во всех странах.
Эти изменения вызваны новыми потребностями экономического развития в условиях глобализации, широкого распространения информационных и коммуникационных технологий, пронизывающих все сферы человеческой деятельности. Одним из характерных явлений в развитии систем образования в развитых странах становится дистанционное обучение.
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное обучение (ДО) — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
В качестве особенностей дистанционного обучения принято выделять следующие его черты:
Гибкость. Обучаемые по системе ДО, как правило, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров или лабораторных работ, а работают в удобном для себя режиме (по месту, времени и темпу занятий), что предоставляет определенные преимущества тем, кто не может или не хочет изменить привычный уклад жизни. Для включения в учебный процесс не существует какого-либо образовательного ценза: каждый может начинать свое образование с любого выбранного уровня, продолжать его столько, сколько это необходимо для индивидуального освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам. Возможно параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т. е. без отрыва от производства.
Модульность. В основу учебных планов ДО положен модульный принцип, в соответствии с которым отдельные курсы создают целостное представление об определенных предметных областях, что позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям обучаемых.
Экономическая эффективность. Сравнительная оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится примерно на 50 % дешевле традиционных форм образования. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации учебного материала, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования учебных площадей и технических средств. В то же время следует учитывать, что дистанционное обучение требует значительных начальных капиталовложений не только для создания технической базы, но и для подготовки электронных учебников, методических материалов, разработки тестов и контрольных заданий.
Опора на современные средства передачи образовательной информации. Центральным звеном системы ДО являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов: необходимыми учебными и учебно-методическими материалами, обратной связью между преподавателем и обучаемым, обменом управленческой информацией внутри системы ДО, выходом в международные информационные сети.
Новая роль преподавателя. На преподавателя возлагаются такие функции, как координирование учебного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и т. п. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональной подготовке. Как правило, асинхронное взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе ДО предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Средствами асинхронного взаимодействия являются электронная почта и компьютерные сети.
Специализированный контроль качества обучения. В качестве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы и т. д. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО и признания ее традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в ДО должна быть создана единая система государственного тестирования.
Использование специализированных технологий исредств обучения. Технология ДО — это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания, она должна соответствовать требованиям его представления. Предлагаемые к освоению знания аккумулируются в специальных курсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на действующих образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и др.; одновременное обращение ко многим источникам учебной информации большого количества обучающихся; общение через сети друг с другом и с преподавателями [2, с. 60].
В своем послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» народу Казахстана Президент нашей страны Нурсултан Абишевич Назарбаев особо отметил: «Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступное для всех желающих» [3, с. 9].
Дистанционное обучение в Казахстане в режиме эксперимента начали внедрять с 2002 года. В настоящее время в эксперименте участвуют 42 вуза. В том числе и Карагандинский Государственный технический университет.
В режиме эксперимента в Карагандинском государственном техническом университете было организовано дистанционное обучение на основании Приказов и писем Министерства образования и науки Республики Казахстан:
– № 890 от 24 декабря 2002г. «О проведении научно-педагогического эксперимента по разработке, апробации и внедрению образовательной программы: «Региональный центр дистанционного технического образования»;
– № 119 от 11 февраля 2003г. «О создании Регионального центра дистанционного технического образования (РЦДТО)»,
– № 111 от 21 февраля 2005г. «О проведении эксперимента по внедрению сетевых технологий дистанционного обучения», разрешающий организацию учебного процесса с применением сетевой технологии дистанционного обучения сроком на 5 лет;
– Письмо Департамента высшего и послевузовского образования МОН РК № 5595/03–3-1/261 от 13 июля 2006г.
На основании этих документов в КарГТУ на базе заочного факультета, центра компьютерных и телекоммуникационных технологий (ЦК и ТКТ) и группы дистанционного образования при кафедре АИС (автоматизированные информационные системы) был создан Региональный Центр Дистанционно-Технического Образования (РЦДТО) для обучения студентов через удаленные терминалы. В 2005–2006 учебном году был произведен первый набор студентов на дистанционную форму обучения. В настоящее время в КарГТУ с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) обучаются студенты Факультета заочного и дистанционного обучения шести специальностей бакалавриата:
5В070200 — Автоматизация и управление;
5В070300 — Информационные системы;
5В070400 — Вычислительная техника и программное обеспечение;
5В071800 — Электроэнергетика;
5В071900 — Радиотехника, электроника и телекоммуникации;
5В073200 — Стандартизация, сертификация и метрология.
Для организации и функционирования ДОТ в Университете на обучающем Web-портале размещено более 5 тысяч электронных обучающих ресурсов. Все виды учебной деятельности осуществляются посредством: педагогического общения преподавателя (тьютора) со студентом с использованием электронных средств связи и самостоятельной работы студента со средствами обучения.
Все виды контроля качества знаний студентов проводятся преимущественно с использованием автоматизированных компьютерных систем.
В период между сессиями осуществляется самостоятельное изучение студентами теоретического материала и консультирование с тьюторами. Самостоятельная работа включает интерактивные консультации по всем учебным материалам дисциплины. Система консультаций предусматривает: очные индивидуальные консультации (в отдельных случаях по инициативе обучающегося); дистанционные индивидуальные консультации (рецензии на контрольные и аттестационные работы, по телефону, через e-mail, чат, форум); дистанционные групповые (через чат, рубрику FAQ-часто задаваемых вопросов на Web-сайте, в виде телеконференций).
По желанию студента обучение реализуется по кейсовой или сетевой дистанционным технологиям.
При кейс — технологии дистанционного обучения основная необходимая для обучения информация с описанием используемых методов обучения содержатся в наборе электронных учебно-методических комплексов — кейсах учебных дисциплин, которыми обеспечивается каждый обучающийся. Кейсы выдаются студентам на электронных носителях в компьютерном классе ФЗДО (факультет заочного дистанционного обучения) после оплаты обучения и заполнения специальной анкеты. Факт получения кейса фиксируется в реестре выдачи.
Обучающиеся по сетевой технологии весь необходимый учебный материал получают на сайте Университета http://www.kstu.kz на обучающем Web-портале, где размещены Internet-версии электронных обучающих ресурсов.
Для студентов заочной формы, обучающихся дистанционно по сетевой технологии, устанавливается два рубежных контроля в семестре на 7 и 14 неделях каждого семестра, а для студентов заочной формы, обучающихся по кейсовой дистанционной технологии рубежный контроль, проводится один раз в семестр, в период экзаменационной сессии по результатам выполнения лабораторных, практических, семинарских занятий, в том числе защит, выполненных контрольных работ.
Организация и проведение занятий на портале осуществляется преподавателями — тьюторами выпускающих и общеобразовательных кафедр университета, прошедшими специальную подготовку.
Промежуточная аттестация проводится с применением автоматизированных тестирующих комплексов во время сессии при явке студента на экзамен [4].
Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся. Если вы рассматриваете вариант образования с помощью данной технологии, то следует учесть следующее:
- К плюсам дистанционного образования можно отнести:
– доступность — независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;
– мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
– социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья обучаемого;
– экономия времени преподавателей, которые вынуждены одновременно вести ежедневные занятия и уделять внимание студентам на заочном отделении, прибывшим для сдачи контрольных работ.
- Минусы дистанционного образования:
– отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются;
– необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;
– высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей;
– одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей-тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер у обучающегося и соответствующего программного обучения;
– необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося;
– как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися;
– высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск и использования существующих видео- и аудиофайлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов. [5, с. 7].
Главная функция ДО на сегодняшний день — предоставление возможности получения второго образования, повышение квалификации, потому что в этом случае в роли студентов выступают целеустремленные люди со сложившимся характером, которые смогут успешно завершить обучение. Следует учитывать, что перспективы развития данной формы обучения велики. Многие предпочтут дистанционное обучение в каком-нибудь престижном университете, чем даже очное в местном учебном заведении. Это существенно повысит качество квалифицированных работников, попадающих на рынок труда, и изменит в лучшую сторону положение в сфере образования (повысятся требования, предъявляемые ВУЗам, произойдет естественное «отмирание» учебных заведений, не выдерживающих конкуренции) [6, с. 122].
Литература:
- Штенгель, Ю. Ю. Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий / Ю. Ю. Штенгель // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — 2012. — С. 190–192.
- Девтерова, З. Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением / З. Р. Девтерова // Гуманизация образования. — 2010. — № 1. — С. 58–63.
- Послание Президента РК Назарбаева Н. А. народу Казахстана от 14.12.2012 г. // Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства — Изд. Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2016. — С. 9.
- kstu.kz: официальный сайт Карагандинского государственного технического университета [Электронный ресурс]. — Караганда: КарГТУ, 2006 -. — Режим доступа: http:// http://www.kstu.kz/, свободный. — Загл. с экрана.
- Степанов, А. Д. Преимущества и проблемы перевода обучения в интерактивные формы (дистанционное обучение) в АГЗ МЧС России / А. Д. Степанов // ГОСРЕГ: государственное регулирование общественных отношений. — 2014. — № 4. — С.7–10.
- Мазько, А. Ю. Новые технологии обучения (дистанционное обучение) / А. Ю. Мазько, В. Б. Поповская // Альманах современной науки и образования. — 2007. — № 3–3. — С. 121–122.