Образование должно обеспечить каждого ребенка базисом культуры, необходимым ему для того, чтобы он мог быть успешным в современном мире.
В современном обществе ученики и родители предъявляют заказы на такую форму образования, которая учитывала бы способности каждого ребенка, умела создать условия, в которых ребенок мог бы быстрее найти себя, развивать свои способности.
В нашем учреждении индивидуальные различия детей очевидны в связи с большим спектром заболеваний и не могут не признаваться учителями на пути реализации единой учебной программы. Учитель оказывается в весьма затруднительном положении, он вынужден учитывать их в своей работе и трансформировать в соответствии с ними саму учебную программу, что представляет для учителя значительную нагрузку.
В нашем образовательном учреждении эти вопросы решаются через создание индивидуальной образовательной траектории учащегося с помощью организационной модели дистанционного обучения. Модель дистанционного обучения представлена тремя блоками:
- Создание информационной, образовательной среды
- Управление персоналом
- Управление контингентом
Создание информационной образовательной среды направлено на создание площадки ДО, составление рабочих программ и размещение в ней учительских разработок, адаптированных образовательных ресурсов и готовых курсов.
Управление персоналом включает повышение квалификации педагогов, формирование личностной информационно- коммуникационной среды, управление деятельностью педколлектива (планирование занятости, организация совместной деятельности, учет результатов деятельности) в соответствии с приведённой схемой.
Обеспечение корпоративного обучения педагогов начинается с совершенствования нормативной базы (разработка и утверждение локальных актов школы, программы повышения квалификации и составления календаря-графика внутришкольного обучения педагогов).
Инструментальный блок системы позволяет осуществить взаимодействие и мониторинг педагогов через серверы Google и обеспечение участников образовательного процесса материально-технической базой.
Методическая составляющая системы заключается в адаптации педагогических технологий, создании учебных модулей, обучающих сайтов и блогов учителей, создании матрицы образовательных ресурсов.
Изучая ЛИКС педагогов, в школе проводится мониторинг, результатом которого является сегментирование кадров на три уровня: высокий, средний, низкий. Корпоративное обучение педагогов обеспечивается работой экспертов, координаторов, модераторов, тьютеров и консультантов. Для подготовки данных специалистов педагогам высокого и среднего уровня рекомендуем внешнее обучение (АППО; РЦОКОиИТ; ИМЦ). На следующем этапе составляем Google-календарь внутрифирменного обучения педагогов, назначая дату и время консультаций, мастер-классов и семинаров по программе повышения квалификации школы. При изучении показателей и критериев эффективности деятельности педагогов, каждые полгода проводим самоанализ и мониторинг оценки компетенций педагогов и переводим их на следующий уровень.
Раздел «Управление контингентом» состоит из следующих этапов:
- Сегментирование групп
- Выстраивание диагностических комплексов для групп (рекомендации по диагностике)
- Диагностика образовательных возможностей
- Построение матрицы ресурсных возможностей
- Определение элементов образовательных траекторий в соответствии с результатами диагностики
- Конструирование образовательных траекторий из выявленных элементов с использованием возможностей построенной матрицы
- Формирование учебного графика, реализующего индивидуальные образовательные траектории с учетом организации совместной деятельности.
Сегментирование групп учащихся проводится на основе предварительной встречи родителей, сбора информации от специалистов, ознакомление с индивидуальной программой реабилитации (для детей-инвалидов). Составляется педагогическая диагностика учащихся в соответствии с УУД, углублённый мониторинг родителей, проводится консультации со специалистами и диагностические контрольные работы. На основании проведённого анализа происходит сегментирование учащихся на три группы:
базовый: учащиеся умеют делать простые обобщения, овладевают материалом в том объеме, который имеется в учебнике, не внося нового;
продвинутый: учащиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности.
одарённые: учащиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде.
При формировании УУД и составлении индивидуальной траектории педагоги учитывают большой спектр заболеваний учащихся и другие уважительные причины длительного отсутствия детей в учебном процессе. Этот фактор регламентирует углублённую сегментацию каждой группы.
На основании полученных данных разрабатываем диагностические комплексы карты образовательных возможностей, где отражаем все диагностические данные учащихся.
Адаптированные образовательные ресурсы, прикреплённые к рабочей программе, распределены в соответствии с уровнем обучения и заболеванием ребёнка. Использование соответствующих кодификаторов и фильтра позволяет получить матрицу образовательных ресурсов для обучения конкретной группы учащихся.
Карта образовательных возможностей, индивидуальный учебный план с матрицей образовательных ресурсов позволяет формировать график, реализующий индивидуальные образовательные траектории с учетом организации совместной деятельности всех субъектов образования.
Индивидуальная образовательная траектория ученика (ИОТ) – это тот путь, по которому каждый конкретный ученик продвигается в учебном процессе. На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние ученика. К внешним факторам можно отнести любые (в том числе и сиюминутные) влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение учителя и одноклассников, обстановка в классе, особенности самой ситуации выбора и т.п. В силу этих обстоятельств, ИОТ подвержена переменам. Как правило, она не носит устойчивый и прямолинейный характер, а может существенно изменяться с течением времени или под влиянием внешних условий.
Литература:
- Макарова, Л.П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов, Ю.К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 78-80.
- Сорокина, Л.А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л.А. Сорокина, З.В. Быстрова, К.М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28-30
- Сухоруков, Д.В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса/ Д.В. Сухоруков, А.Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 730-732.