Эффективная самостоятельная образовательная деятельность обучающихся — это результат, на который нацелены все передовые технологии в образовательной среде, в частности дистанционные. Дистанционные технологии позволяют максимально эффективно реализовать организацию индивидуальных образовательных маршрутов, с учетом стратегии изучения предмета, особых возможностей и потребностей учащихся. В индивидуальную образовательную стратегию может входить темп, уровень усвоения образовательных программ, преодоление «барьеров», т. е. создание доступной среды. Для оптимального осуществления дистанционного обучения необходимо создание адекватной возможностям ребёнка охранительно-педагогической среды, системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов деятельности. Коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребёнка.
Работая за компьютером индивидуально, ученик сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно задаёт параметры работы: выбирает подходящий темп работы, дозирует информацию в соответствии с возможностями своего восприятия, использует или не использует предлагаемую помощь и т. д.
Индивидуальный образовательный маршрут выступает как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания и как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития.
Включение в индивидуальный образовательный маршрут дистанционных курсов обусловлено необходимостью:
- преодоления (устранения) пробелов предшествующего обучения;
- предупреждения отставания по программе при длительном нахождении ученика удалённо от места очного обучения;
- коррекции внимания;
- овладения навыками работы на ПК в обучающей оболочке;
- создания условий для повышения уровня самостоятельности;
- подбора индивидуального темпа прохождения отдельных предметов.
Рассмотрим пример индивидуального маршрута, спроектированного автором статьи для ученицы 4 класса с особыми возможностями здоровья.
Индивидуальный образовательный маршрут на 2015/2016 учебный год
ФИО: А. Б.
Класс: 4-й «В»
Форма обучения: надомная, с использованием дистанционных технологий.
Основные цели данного учебного года:
- Овладение навыками работы на ПК в обучающей оболочке.
- Подбор индивидуального темпа прохождения отдельных предметов.
- Преодоление (устранения) пробелов предшествующего обучения.
- Создание условий для повышения уровня самостоятельности.
- Коррекция речевых нарушений
Таблица 1. Расписание индивидуальных занятий
Дни недели для проведения занятий; очно/on-line |
Курсы по основному образованию: 1-я ступень 2-я ступень 3-я ступень 4-я ступень |
Дополнительные курсы |
Дополнительные занятия, предоставляемые школой |
Понедельник: 2 ч Вторник: 2 ч Среда: 2 ч Четверг: 2 ч Пятница: 2 ч |
Итого: 10 часов |
Дистанционные курсы: «Литературное чтение 4 класс» «Русский язык 4 класс» «Математика 3 класс» |
Логопед — 1 ч/нед |
Далее вы сможете познакомиться с опытом работы автора этой статьи с некоторыми модулями дистанционных курсов, размещённых на сайте дистанционного обучения (СДО) Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий» http://do2.rcokoit.ru/
Учебные курсы разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Литературное чтение 4 класс. Модуль 3: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Учащейся, обучающейся на дому по состоянию здоровья, было предложено провести этот урок в Норвегии — в стране удивительной природы и талантливых людей, в стране Эдварда Грига.
Девочка под музыку Грига посмотрела видеофрагмент с видами Норвегии. Узнала значения некоторых слов, которые встретятся ей в рассказе. Получила возможность прочитать или послушать произведение. Проверить, как поняла, о чём рассказывает Паустовский, девочка смогла, нажав на картинку, став участницей викторины. Ученица составила план рассказа и обсудила выполненное задание с учителем. Посетить дом-музей Эдварда Грига даёт возможность, размещённый в этом модуле, видеофильм.
Русский язык 4 класс. Модуль 4: Три склонения имён существительных.
Учащейся была представлена возможность самостоятельного изучения данной темы. Ученица в форме диалога, в которой построен дистанционный урок, познакомилась с тремя склонениями существительных. В рубрике «Обратимся к истории» узнала, что было в древнерусском языке критерием деления на склонения. Прослушала весёлый урок «Радионяни» о несклоняемых существительных. Получила возможность поработать с электронными толковыми словарями С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, В. И. Даля.
Пройдя тест смогла потренироваться и оценить свои знания по теме.
Ученица выполнила интересные задания по материалам книги Т. Рик «Здравствуй, Имя Существительное», скачала лист выполнения заданий и представила на проверку учителю.
Математика 3 класс. Модуль 3, 4: Время. Единицы времени. Решение задач.
Эти модули из дистанционного курса 3 класса были рекомендованы учащейся 4 класса для преодоления трудностей и устранения пробелов предшествующего обучения по данной теме. Повышению мотивации способствовали рубрика «История возникновения названий месяцев года»; просмотр фильма о времени, природе и человеке; раздел «Страницы истории». Усвоению темы, преодолению трудностей и устранению пробелов способствовало выполнение предложенных заданий и обсуждение их с учителем в видео комнате, на форуме и очно. Просмотр видео урока вместе с учениками Шишкиной школы помог девочке повторить, как определять время по часам. Потренироваться и оценить свои успехи обучающаяся смогла, по представленным в этих модулях, тестам.
Итак, следует помнить, что развитие детей с особыми возможностями здоровья подчиняется общим законам формирования личности и в сложившейся ситуации необходимо использовать все доступные формы обучения и развития. Особый ребёнок в большей степени беспомощный, должен жить не только в собственном своеобразном мире, он нуждается в уважении к нему и эмоциональных контактах. Эти контакты открывают ему окружающий мир, обеспечивают необходимую связь с реальностью. Понимание того, что образовательный процесс должен расширить образовательную среду для детей с особыми возможностями здоровья и строиться такое обучение должно как система гибкого взаимодействия участников с содержанием изучаемых дисциплин и участников между собой является ключевым подходом дистанционного обучения. Дистанционное обучение должно преследовать не только образовательные цели, но и оказывать помощь ребёнку в социализации и личностном развитии.
Литература:
- Бойков, А.Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 КЛАСС) / А.Е. Бойков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10-16.
- Буйнов, Л.Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина, И.М, Воейков, П.Д, Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67-71.
- Сорокина, Л.А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л.А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55-63.