Федеральный образовательный стандарт 2 поколения определяет электронное образовательное пространство образовательной организации (ЭОП ОО) как комплекс информационно-образовательных ресурсов, методических и материально-технических средств, включающих систему непрерывной поддержки ученика и учителя, финансово-экономических и управленческих механизмов, позволяющих реализовать концептуальные подходы и требования ФГОС. Педагоги же, в подавляющем большинстве, рассматривают ЭОП ОО как комплекс средств информатизации школы для административных целей.
На самом деле, электронное образовательное пространство школы многослойно. Можно выделить следующие слои:
- уровень аппаратных средств информатизации;
- уровень программных средств и информационных систем;
- уровень коммуникационных технологий;
- уровень педагогических технологий;
- уровень функциональный;
- уровень ресурсный.
В данной статье мы коснемся лишь функционального слоя как уровня организации управления учебным процессом.
На этом уровне электронное образовательное пространство описывается как совокупность регламентов действий субъектов по использованию возможностей аппаратного, программного, коммуникационного уровней в соответствии с возможностями уровня педагогических технологий. Функциональный слой включает в себя организацию учебного процесса (уроки, в том числе и дистанционные, «внеурочка», внеклассные мероприятия) и управление учебным процессом (составление расписания занятий, отчетность, управление рабочим временем учителей).
На этапе проектирования ЭОП ОО следует определиться с целями его создания и кругом решаемых задач. Это могут быть задачи управления деятельностью образовательной организации, создания ресурсной базы, реализация дистанционного обучения.
Какие же технологии позволяют реализовать поставленные задачи? Это может быть сайт (образовательной организации, дистанционного обучения), учительские сайты или блоги, электронная почта, «облачные» технологии для совместного редактирования документов и их хранения. Для управления деятельностью коллектива и распределения рабочего времени педагогов неплохо себя зарекомендовала система календарей (например, Google – календари). Современные ИКТ позволяют построить так называемую «Электронную учительскую», осуществить переход на электронный документооборот и автоматизировать ряд управленческих функций. Можно проводить дистанционные и расширенные педсоветы и производственные совещания в формате вебинаров.
Между тем, использование одних лишь только «облачных» технологий чревато нарушением работоспособности всего информационного пространства образовательной организации: нет Интернета – нет информации. По этой причине, логично было бы рекомендовать включить в технологическое решение формирования электронного образовательного пространства и возможности локальной сети образовательной организации. Дублирование и резервное копирование информации в локальной сети, использование возможностей сервера ОО – вот один из путей повышения надежности функционирования ЭОП.
Конечно, на пути формирования электронного образовательного пространства образовательной организации встречаются и «подводные камни». В частности, определённые финансовые сложности. Современная техника – удовольствие не из дешевых. Использование платных образовательных ресурсов и проприетарного программного обеспечения, разработка и реализация локальной сети – всё это «влетает в копеечку». Актуальными остаются и вопросы, связанные с соблюдением авторских прав на программное обеспечение (ПО) и образовательные ресурсы. Необходимо строгое соблюдение законодательства в этой области.
В процессе перехода на электронный документооборот может возникнуть необходимость использования персональных данных учителей и учащихся. Обработка указанной информации должна происходить в полном соответствии с российским законодательством в этой области. Основным документом является Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
Литература:
- Буйнов Л.Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л.Г. Буйнов, Л.П. Борисова, Л.И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68-70.
- Сорокина, Л.А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л.А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 157-160.
- Сухоруков, В.Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В.Д. Сухоруков, А.Е. Бойков, И.Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60-63.