В соответствии с законом об образовании в Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ редакция от 2.03.2016. Глава 2, статья 16) дистанционное обучение является одной из форм организации образовательной деятельности.
Система дистанционного обучения соответствует образовательной программе школы и обеспечивает непрерывный доступ учащихся к образовательным услугам с учетом их индивидуальных возможностей.
В школе система дистанционного обучения реализуется четыре года. За это время проведена работа по разработке и внедрению эффективной системы дистанционного обучения, включающая в себя карту образовательных возможностей.
Карта образовательных возможностей является одной из основных структурных единиц индивидуальной образовательной траектории учащегося. Структура карты имеет следующий вид:
- Общие сведения
- Медицинские сведения
- Анкета для родителей
- Психологическая характеристика
- Педагогическая характеристика
- Социально-коммуникативное развитие
Карта образовательных возможностей заполняется на каждого учащегося его куратором и классным руководителем. Для облегчения заполнения карты разработана краткая памятка, включающая в себя основные компоненты.
Рассмотрим памятку более подробно.
1.1Общие сведения
Заполняется фамилия, имя, отчество учащегося, дата его рождения, сведения о предыдущем образовательном учреждении (дата поступления и номер приказа). Обязательно указывается форма обучения: на дому с использованием дистанционных технологий (для участвующих в программе дистанционного обучения).
1.2Медицинские сведения
Заполняется наличие или отсутствие инвалидности (с указанием даты окончания инвалидности).
Отмечается наличие индивидуальной программы реабилитации (ИПР).
Проводится определение групп по медицинским показателям: слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
1.3Анкета для родителей
Анкета для родителей составлена в форме Google.
Целью анкетирования является выяснение индивидуальных особенностей ребенка.
1.4Психологическая характеристика
Проводится характеристика основных психологических процессов по предложенному плану.
Мышление
Необходимо указать, какой вид мышления преобладает и как развиты основные операции мышления.
- Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой)
- Конкретно-предметное мышление (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта)
- Наглядно-образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти).
- Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе)
Внимание
Рассматриваются основные виды и свойства внимания, развитые у данного обучающегося.
Виды внимания:
- Непроизвольное (пассивное)
- Произвольное
- Послепроизвольное
Восприятие
В зависимости от степени целенаправленности деятельности личности выделяются непроизвольное и произвольное восприятие. Непроизвольное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов, так и соответствием этих предметов интересам и потребностям личности. Произвольное восприятие предполагает постановку цели, приложение волевых усилий, преднамеренный выбор объекта восприятия. Произвольное восприятие переходит в наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие объекта с определенной, ясно осознаваемой целью. Наблюдение является наиболее развитой формой произвольного восприятия и характеризуется большой активностью личности.
Различают следующие виды восприятия:
Простые – зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической.
Визуальный тип. Вся воспринимаемая информация представляется этому типу людей в виде ярких картин, зрительных образов. Они часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы. Для них характерны высказывания: «Я ясно вижу, что...», «Вот посмотрите...», «Давайте представим...», «Решение уже вырисовывается...».
Аудиальный тип. Эти люди употребляют другие слова: «Это звучит так...», «Мне созвучно это...», «Я слышу, что вы говорите...», «Вот послушайте...» и т. п.
Кинестетический тип. Люди, принадлежащие к этому типу, хорошо запоминают движения, ощущения. В разговоре они используют кинестетические слова и выражения: «Если взять, к примеру...», «Я не могу ухватить мысль...», «Попробуйте ощутить...», «Это очень тяжело...», «Я чувствую, что...».
Ярко выраженные представители этих типов имеют специфические особенности в поведении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и т. п. Ведущая сенсорная система оказывает влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми.
Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные.
Воображение
Предлагается следующая классификация процессов воображения.
1.По результатам:
- Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
- Продуктивное (творческое) воображение:
- с относительной новизной образов
- с абсолютной новизной образов
2.По степени целенаправленности:
- активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение
- пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение
3.По виду образов:
- конкретное
- абстрактное
4.По приёмам воображения:
- агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов
- гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей
- схематизация — выделение различий и выявление черт сходства
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях
5.По степени волевых усилий:
- преднамеренное
- непреднамеренное
Память
Необходимо выделить основные виды памяти.
Существуют различные типологии памяти:
- по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
- по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
- по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
- по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;
- по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная);
- по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
- по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
- по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Поведение
Поведение — определенный сложившийся образ взаимодействия человека с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
Поведение может соответствовать нормам морали, быть доброжелательным, целесообразным или же агрессивным и даже преступным.
Психомоторное развитие
Психомоторное развитие — это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой.
Понятие психомоторного развития очень широкое: в него входят оценка функций слуха, зрения, других видов чувствительности; очень широкая двигательная сфера — от оценки мышечного тонуса до целенаправленных движений руки и тонкой пальцевой моторики, из которой формируется умение писать, шить, вышивать. К сфере психомоторного развития относятся и социальные контакты.
1.5 Педагогическая характеристика
Педагогическую характеристику на каждого ученика заполняет его куратор (классный руководитель).
В такой характеристике необходимо отметить успеваемость ученика, участие его в различных внешкольных занятиях (посещение кружков, секций и т.д.)
Также нужно рассмотреть основные черты характера ученика – отношение к себе, к окружающим людям, отношение к порученным делам.
1.6 Социально-коммуникативное развитие
Основные черты предлагаем заполнить по следующему плану:
- Взаимодействие со сверстниками,
- Умение попросить о помощи,
- Регулировка своего поведения усвоенными нормами и правилами,
- Мотивация к различным видам деятельности, общению,
- Обучаемость (индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения).
Последним немаловажным пунктом является классификация учащихся по уровню обучения. Выделим основные уровни.
Базовый (А). Учащиеся умеют делать простые обобщения, сцеплять простые выводы в более сложные, овладевают материалом в том объеме, который имеется в учебнике, не внося нового; учебные задания выполняют на уровне копирования, проявить собственное отношение к фактам не могут; принимают участие в решении проблемы, но самостоятельно преобразовать её не могут, умеют работать с несколькими информационными источниками.
Повышенный (В). Учащиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят новые приемы решения проблемы, умеют выбрать оптимальные пути решения, моделируют ход суждения, имеют знания и умения по самообразованию.
Одаренный (С). Учащиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде обладают умениями конструировать материал, умеют аргументировано доказывать свою точку зрения, свободно внедряют новые знания в систему уже сложившихся знаний, легко переводят письменную речь в устную, формируют новые обобщения, предлагают новые выводы, оригинальны в мышлении, умеют ассоциировать аналогичные связи, обладают большим словарным запасом.
Таким образом, формирование и заполнение карты образовательных возможностей на каждого ученика позволит учесть все его интересы и особенности при обучении и общении, что, в свою очередь, увеличит его шансы на получение качественно образования.
Литература:
- Макарова, Л.П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов, Ю.К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2010. С. 78-80.
- Сорокина, Л.А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л.А. Сорокина, Л.Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59-60.
- Сорокина, Л.А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л.А. Сорокина, З.В. Быстрова, К.М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28-30.