Здоровьесберегающие технологии при выстраивании индивидуальной образовательной траектории с использованием дистанционных технологий для детей с ослабленным здоровьем и обучающихся на дому с учетом требований ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чекалина, Н. А. Здоровьесберегающие технологии при выстраивании индивидуальной образовательной траектории с использованием дистанционных технологий для детей с ослабленным здоровьем и обучающихся на дому с учетом требований ФГОС / Н. А. Чекалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19.1 (123.1). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/archive/123/32611/ (дата обращения: 16.11.2024).



С каждым годом возрастает количество детей с ослабленным здоровьем и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в виду своего заболевания не могут посещать школу и вынуждены обучаться на дому. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует создания условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, одним из таких условий является здоровьесбережение во время образовательного процесса.

Учителями, работающими с такой категорией детей, разрабатываются индивидуальные образовательные траектории. Индивидуальная образовательная траектория – это реализация личностного потенциала ученика на основе медицинских рекомендаций, диагностик по изучению личности ребенка, его интересов, склонностей, физических возможностей, состояния здоровья, степени обученности и пожеланий родителей. При разработке индивидуальной образовательной траектории особое внимание уделяется внедрению и применению здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесбергательными технологиями понимается деятельность, направленная на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Здесь важно и ежедневное воспитание уважительного отношения к своему здоровью, и создание благоприятного психологического климата на уроке, и снятие эмоционального напряжения, и активная пропаганда здорового образа жизни.

Часто случается, что дистанционные занятия могут стать единственной формой работы с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, такая форма уроков хоть и позволяет пройти учебную программу, но и имеет свои недостатки - ребенку нельзя долго находиться перед экраном монитора, поэтому при выстраивании индивидуальной образовательной траектории для обучающихся на дому по медицинским показателям я включаю следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Динамические паузы (Это переключение на новый вид деятельности или активный отдых. Динамические паузы проводятся под руководством учителя, рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления).
  2. Релаксация (Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.Для этого подбираю спокойную классическую музыку, звуки природы. Воспитываю правильно слушать и воспринимать музыку.)
  3. Артикуляционные зарядки (Артикуляционная зарядка— это упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.Помогает детям со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолеть свои речевые дефекты, развивает слух)

Например, упражнение «Чистим зубы»:

Открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

  1. Гимнастики пальчиковые (Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводится в любой удобный отрезок времени).

Например, «Страшный гость»:

Пальцы в гости приходили,

Тук, тук, тук – стучались в дверь.

Только дверь им не открыли:

Думали там страшный зверь.

Ребенок пальцами имитирует движения, постукивают по парте и каждый раз придумывают изображения нового зверя.

  1. Дыхательные гимнастики (Это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры, во время которых клетки мозга активно насыщаются кислородом. Но перед дыхательной гимнастикой необходимо проветрить помещение)

Например, упражнение «Чудо-нос»:

Носиком дышу, дышу свободно,

Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание, задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре-

Снова дышим: глубже, шире.

После слов «задержу дыхание» ученик делает вдох и задерживает дыхание. Учитель читает текст, ребенок выполняет только движения.

  1. Офтальмотренажеры; (Офтальмотренажеры- это различные ориентиры, по которым ученик «путешествует» глазами, они необходимы для снятия зрительного напряжения. Занимаясь на офтальмотренажёрах, ученик прослеживает глазами линии разной конфигурации: сплошные, закругленные, спиральные. В упражнениях «Забей гол в ворота» и «Попади мячом в корзину» необходимо следить за траекторией мяча по прямым, прерывистым линиям. Такие упражнения со схемами укрепляют глазные мышцы, развивают навыки пространственной ориентации, снимают утомляемость.)

C:\Users\Евгений\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\ии.jpg

  1. Физкультминутки(Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением.

Например, «Затейник»:

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Здоровье детей - наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит цель воспитания здорового поколения. Главная задача образовательного процесса - не навреди!

Литература:

  1. Глазников, Л.А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л.А. Глазников, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина, Ф.А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104-110.
  2. Ерохина, О.Б. Первичная профилактика химической зависимости как стратегическое направление педагогики // О.Б. Ерохина, А.П. Логвина, Н.Н. Плахов, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 909-912.
  3. Матусевич, М.С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода / М.С. Матусевич, Н.Н. Плахов, Л.И. Сыромятникова, О.В. Шатровой, А.А. Канчурина // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 686-689.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальная образовательная траектория, Ребенок, кончик языка, образовательный процесс, ограниченная возможность здоровья, упражнение.


Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие)

Развитие креативности учащихся при использовании метода мультимедийных проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ

Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной деятельности как средство сохранения, формирования и развития здоровья школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие)

Развитие креативности учащихся при использовании метода мультимедийных проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ

Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Здоровьесберегающие подходы к организации образовательной деятельности как средство сохранения, формирования и развития здоровья школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Задать вопрос