С каждым годом возрастает количество детей с ослабленным здоровьем и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в виду своего заболевания не могут посещать школу и вынуждены обучаться на дому. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует создания условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, одним из таких условий является здоровьесбережение во время образовательного процесса.
Учителями, работающими с такой категорией детей, разрабатываются индивидуальные образовательные траектории. Индивидуальная образовательная траектория – это реализация личностного потенциала ученика на основе медицинских рекомендаций, диагностик по изучению личности ребенка, его интересов, склонностей, физических возможностей, состояния здоровья, степени обученности и пожеланий родителей. При разработке индивидуальной образовательной траектории особое внимание уделяется внедрению и применению здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесбергательными технологиями понимается деятельность, направленная на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Здесь важно и ежедневное воспитание уважительного отношения к своему здоровью, и создание благоприятного психологического климата на уроке, и снятие эмоционального напряжения, и активная пропаганда здорового образа жизни.
Часто случается, что дистанционные занятия могут стать единственной формой работы с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, такая форма уроков хоть и позволяет пройти учебную программу, но и имеет свои недостатки - ребенку нельзя долго находиться перед экраном монитора, поэтому при выстраивании индивидуальной образовательной траектории для обучающихся на дому по медицинским показателям я включаю следующие здоровьесберегающие технологии:
- Динамические паузы (Это переключение на новый вид деятельности или активный отдых. Динамические паузы проводятся под руководством учителя, рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления).
- Релаксация (Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.Для этого подбираю спокойную классическую музыку, звуки природы. Воспитываю правильно слушать и воспринимать музыку.)
- Артикуляционные зарядки (Артикуляционная зарядка— это упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.Помогает детям со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолеть свои речевые дефекты, развивает слух)
Например, упражнение «Чистим зубы»:
Открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
- Гимнастики пальчиковые (Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, проводится в любой удобный отрезок времени).
Например, «Страшный гость»:
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали там страшный зверь.
Ребенок пальцами имитирует движения, постукивают по парте и каждый раз придумывают изображения нового зверя.
- Дыхательные гимнастики (Это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры, во время которых клетки мозга активно насыщаются кислородом. Но перед дыхательной гимнастикой необходимо проветрить помещение)
Например, упражнение «Чудо-нос»:
Носиком дышу, дышу свободно,
Глубоко и тихо, как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре-
Снова дышим: глубже, шире.
После слов «задержу дыхание» ученик делает вдох и задерживает дыхание. Учитель читает текст, ребенок выполняет только движения.
- Офтальмотренажеры; (Офтальмотренажеры- это различные ориентиры, по которым ученик «путешествует» глазами, они необходимы для снятия зрительного напряжения. Занимаясь на офтальмотренажёрах, ученик прослеживает глазами линии разной конфигурации: сплошные, закругленные, спиральные. В упражнениях «Забей гол в ворота» и «Попади мячом в корзину» необходимо следить за траекторией мяча по прямым, прерывистым линиям. Такие упражнения со схемами укрепляют глазные мышцы, развивают навыки пространственной ориентации, снимают утомляемость.)
- Физкультминутки(Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением.
Например, «Затейник»:
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Здоровье детей - наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит цель воспитания здорового поколения. Главная задача образовательного процесса - не навреди!
Литература:
- Глазников, Л.А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л.А. Глазников, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина, Ф.А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104-110.
- Ерохина, О.Б. Первичная профилактика химической зависимости как стратегическое направление педагогики // О.Б. Ерохина, А.П. Логвина, Н.Н. Плахов, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 909-912.
- Матусевич, М.С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода / М.С. Матусевич, Н.Н. Плахов, Л.И. Сыромятникова, О.В. Шатровой, А.А. Канчурина // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 686-689.