В данной статье сопоставительно анализируется история и развитие искусства кино в Узбекистане и освещается процесс творческого развития узбекской кинематографии.
Ключевые слова: кинокритик, кинооператор, кинорежиссёр, образ, ракурс, художественный фильм, научно-популярное кино, документальный, изображение, пластика, ритм, композиция, монтаж, сценарий, метод.
Искусство кино в Узбекистане считается сравнительно молодым видом искусства.Работники кино принимали все меры для скорейшего развития этого искусства, и где-то за полвека узбекское кино сформировалось в том виде, в котором мы видим его сейчас. Искусство кино является видом художественного творчества, сформированного на основе технических средств кинематографии, считается важной составной частью экранного искусства. Оно помогает снимать реальную действительность в таком виде, в каком она существует или художественно-документальными образами с помощью средств мультипликации, оно охватывает и телевидение, видеокассеты и видеодиски, с помощью которых молниеносно распространяются кинофильмы среди зрителей. Искусство кино появилось в одно время с кинематографом. А кинематограф появился с развитием науки и техники и постепенно превратился в важную отрасль современной экономики, искусства и культуры.
Впервые кино появилось в Париже 28 декабря 1895 года (братья Огюст и Луи Люмьеры являются основателями кино). Появление кино в свою очередь стало объективной закономерностью в истории художественной культуры человечества. В своем развитии искусство кино основывалось на многовековой опыт литературы, театра, изобразительного искусства и музыки, оно обобщало эстетическое своеобразие этих искусств, отображало действительность с помощью фотографического изображения. Искусство кино является мощным идейно-художественным средством в социально-политическом и культурном воспитании людей, оно формирует их сознание, эстетические взгляды, духовный мир. Огромная роль в формировании искусства кино принадлежит американской кинорежиссуре. Одной из первых она применяла такие изобразительные средства, как крупный план, параллельный монтаж, широкую панораму и другие новшества.
Свой огромный вклад в развитие мирового кино также внесли С.Эйзенштейн, Ч.Чаплин, Э.Штрогейм, К.Дрейер, К.Видор, Р.Клер и другие. В первой половине ХХ века жанровую систему кино в основном составили приключенческие фильмы комедийного характера и фильмы-ужасы. В двадцатые годы в области кино велись различные стилевые искания.
Например, в эти годы появились направления “экспрессионизм”, “поэтическое кино”, “секретное кино”, “открытое кино” и другие. Особое внимание уделялось и кинорассказам. В основном выпускались фильмы, где рассказывали об одной определенной истории. В послевоенные годы основу экранного искусства составили фильмы, снятые передовыми кинематографами развитых стран, в первых рядах были фильмы итальянского неореализма. В конце 50–х годов в искусстве кино произошло взаимовлияние кино и телевидения, снимались фильмы, которые длились несколько часов, и это было важным изменением, которое произошло в искусстве кино. В то же время появляется и развивается телеэкранное творчество, связанное с искусством кино. Появление новой кинематографии в странах Азии, Африки, Латинской Америки и других странах, развитие своеобразных кинематографических школ в ряде западных стран обеспечили разнообразие кинопродукции.
Киноискусство обогатилось в жанровом и стилевом отношении. В экранном творчестве стали применять различные формы полифонии. В развитых странах началась эпоха возрождения старых жанров. В первую очередь в мелодраме и кинематографическом изложении наблюдалось оживление традиционных форм.
Развитие искусства кино усложняется в связи с широким распространением новой телевизионной системы (кабельного телевидения), передач через спутники земли, видеомагнитофоны, видеокассеты, видеодиски. Произведения киноискусства являются коллективным продуктом писателей-драматургов, режиссёров, актёров, операторов, художников, композиторов и других творческих людей. Ведущую роль в кино играет режиссёр. Создание фильма охватывает творчества и производства. Центром кинопроизводства является киностудия. Готовые фильмы распространяются через кинопрокат и они демонстрируются в кинотеатрах, телевидении.
Следующие моменты считаются своеобразными изобразительными средствами экранного искусства: съемка в общем, среднем и крупном планах, движение камер в различных ракурсах, различные формы монтажа эпизодов и кадров и другие.
Существуют 4 основных вида киноискусства: художественный фильм, научно-публицистическое кино, документальное кино и мультипликационное кино. Среди них художественный фильм считается одним из основных видов искусства кино. Художественный фильм создается на основе специально написанного сценария или переработанной художественной литературы (документальная или художественная проза, театральная драматургия и др.) и излагаются реальные или вымышленные события.
Научно-популярное кино знакомит зрителей с природой и жизнью общества, научными открытиями и исследованиями. Мультипликационное кино является еще одним важным видом искусства кино. Широко распространены рисованные и кукольные фильмы. Снимаются рисунки и макеты художника, а также движения кукол.
Документальное кино отражает происходящие события и портреты. В искусстве кино имеются комедийные, исторические, драматические и приключенческие жанры. В Узбекистане первый фильм показан в 1897 году на площади «Эски жува». С 1908 года в Ташкенте, Самарканде, Коканде и других городах начали демонстрировать зарубежные фильмы. В Средней Азии в основном демонстрировали киноленты с экзотическим изображением Америки, Франции. Узбекское национальное кино формировалось с двадцатых годов ХХ века. Первый узбекский кинооператор Худойберген Деванов в своих первых документальных–хроникальных фильмах стремился отображать жизнь и традиции узбекского народа, природу Хорезма.
Русско-бухарское объединение «Бухкино», организованное в 1924 году и кинофабрика «Звезда востока» (с 1936 года «Узбекфильм»), организованная в 1925 году в Ташкенте стали начальным этапом в развитии узбекского искусства кино. Однако в связи с нехваткой местных кадров стремление организовать студии и организацию постоянной съемки в объединении «Бухкино» не имел успеха.
Приезд в ташкентскую студию еще не совсем опытных русских кинодеятелей, их низкий профессионализм не давали возможность создания подлинных национальных фильмов. Созданные ими фильмы в основном были экзотического и пропагандистского характера, в них неверно показана жизнь узбеков, роль узбекских женщин. Играли в основном приезжие актеры, которые не могли раскрыть внутренний мир и психологические переживания героев. К примеру, «Минарет смерти» (реж. В. Висковский), «Дочь мусульманина» (Д. Бассалиго), «Вторая жена» (М. Доронин) и др.). Отказ от национальной прозы и драматургии в разработке кино, создание фильмов на основе сценариев, созданных русскими специалистами, которые не знали жизнь узбеков, были огромной потерей в узбекском кино. Поэтому узбекское кино долгие годы не могло приобрести свое национальное лицо, национальную форму как «узбекское национальное кино».
В немом кино зрителям в основном показывали точку зрения европейских специалистов, потому что фильмы специалистов, которые совершенно не знали национальных традиций, создавались в этом духе. В 20–е годы созданы фильмы «Закрытая арба» (О. Фрелих), «Раватские волки» (К. Гертель), «Макрли чангал» (В. Козлов), «Чодира» (М. Авербах), они могут быть примером тому, что сказано выше. С возникновением голосового кино повышается художественная ценность узбекского кинопроизводства. В первом узбекском голосовом фильме «Клятва» (1937 г., реж. А. Усольцев–Граф) полностью отражается национальная актерская культура, жизнь и психология узбеков, социальные противоречия. Большей частью потому, что здесь основные главные роли играли узбекские актеры.
Однако и этот фильм не был полностью очищен от старой кинокультуры времен немого кино, поэтому он как бы остался между современностью и прошлым. Этот фильм не мог подняться до уровня самых лучших фильмов, снятых в Грузии, Азербайджане. Фильм «Насриддин в Бухаре» (1943 г., реж. Я. Протазанов) считается одним из первых удачных фильмов узбекского кино, где раскрыты настоящие возможности темы народа, показано красивое построение изобразительных средств и стиль исполнения высокого уровня.
Фильм «Тахир и Зухра» (1945 г., реж. Н. Ганиев) переходит границу фильмов, созданных на основе народного фольклора. Он создал основу исторических фильмов, дал возможность чувствовать широту охвата национального духа исполнения ролей. «Тохир ва Зухра» стал надежным фундаментом создания фильма «Алишер Навои» (1947 г., реж. К. Ярматов). Затем были экранизированы такие художественные произведения как «Бай и батрак», «Священная кровь» (1953 г., 1957 г., реж. Л. Файзиев), «Шелковое сюзане» (1954 г., реж. А. Бекназаров) и другие. Формируется новый взгляд к требованиям современности у молодых исполнителей узбекского кино, они значительно удалились от старого шаблона, имели возможность по-новому смотреть на мир. Вместе с тем открыли новую страницу в узбекском искусстве экрана, которая имеют воспитательное значение, особенно для городской молодежи, которая считала настоящей жизнью увлечение любовью, танцы в кабаках, красивую одежду и другие. Эти тенденции открыто рассматриваются в фильмах режиссёра Э. Эшмухамедова («Красота» (1966), «Влюбленные» (1969) и др.).
Подобную тему продолжают фильмы «Очарован тобой» (1958 г., Ю. Агзамов), «В махалле все говорят», «Ты не сирота», «Калбингда куёш», «Ташкент — город хлебный» (1960, 1962, 1966, 1967, реж. Ш. Аббосов), «Птичка-невеличка», «Звезда Улуғбека», «Наташахоним» (1961, 1965, 1966, реж. Л. Файзиев), «Минувшие дни» (1969 г., реж. Ю.Агзамов) и др. В связи с новым подходом к организационным и творческим работам, опыту работников национального кино и повышением требования к экранному искусству вместе с фильмами на историко-революционную тему («Поражение черного консула», реж. К. Ярматов; «Седьмая пуля» А. Хамроев и др.) был выпущен ряд фильмов на современную тему: «Шиддат» (реж. У. Назаров), «Летний дождь» (А.Кобулов), «Фалокат оёқ остида» (3.Собитов), «Трагедия любви» (Ш. Аббасов), «Огненные дороги» (Ю. Агзамов), «Аччиқ данак», «Чужое счастье» (К.Камаловой), «Чинор остидаги дуэль» (М. Абзалов). А фильм «Человек идет за птицами» режиссера А. Хамраева получил премию «Серебряный павлин» на Делийском международном кинофестивале в 1976 году.
А также были сняты фильмы «Нодирабегим» (реж. К. Ярматов), «Абу Райхан Беруни», «Огненные дороги» (Ш. Аббасов), «Зулматни тарк этиб» (Ю. Агзамов), «Озорник» (Д. Салимов) и другие, где рассказывается о жизни великих людей разных эпох.
Узбекское кино стремилось расширить границы своих изысканий, создавать киноленты, где социальные процессы изображались бы глубже и ярче. Экран в количественном и качественном отношении поднялся на новую ступень, расширился в жанровом и тематическом отношении, отказался от стереотипного подхода к кинофильмам. Такие фильмы, как: «Алибаба и сорок разбойников» (реж. Л. Файзиев, У. Меҳра), «Вот он вернулся» (Р.Ботиров), «Золотое руно», «Пробуждение» (Л.Файзиев), «Непоколебимый» (А.Кобулов), «Киёмат карз» (У. Назаров), «Дахонинг ёшлиги», «Карахтлик» (Э.Эшмуҳамедов), «Парол «Регина» меҳмонхонаси» (Ю.Агзамов), «Армон», «Суюнчи», «Бунт невесток», «Майсаранинг иши» (М. Абзалов), «Орзулар оғушида» (Ф.Зайнутдинов) и другие отличаются своим высоким эстетическим качеством и новыми формами.
Последние десятилетия стали переломным моментом в развитии национального искусства кино. Режиссеры М.Абзалов, 3.Мусаков, Ю. Собитов и другие создали фильмы, где смело поднимаются современные проблемы, изображается жизнь и мечты молодежи, обеспечено стилевое разнообразие фильмов.
В этом отношении заслуживают внимания фильмы «До рассвета» (Ю. Азимов), «Голос предков» (Г.Шермухамедов), «Не уходи» (Ж.Исхаков, Р.Сагдуллаев), «Севги курбонлари» (А.Исмоилов). С 1996 года национальному кино открылся новый путь развития. На основе Указа № 247 Кабинета Министров от 12 июля 1996 года организована государственная акционерная компания “Узбеккино”.
Указ дал новый импульс узбекскому кино смело поднимать современные проблемы, находить пути и средства приобщения зрителей, уметь финансово обеспечить себя и свою деятельность, вооружиться новой техникой и технологиями. Как результат Указа сняты фильмы «Старшая дочь» (Р. Кубаева), «Атроф оппоқ қор билан қопланган» (К. Камолова), «Юлдузингни бер осмон» (Ф. Давлетшин), «Буюк соҳибқирон» (И. Эргашев, Б.Содиқов), «Отамдан қолган далалар» (Ш. Аббосов), «Маргиёна» (Х. Файзиев), «Минувшие дни» (М.Абзалов, Х.Файзиев), «Пиёда» (Р. Маликов), «Яратганга шукур» (3.Мусоқов), «Любовь» (И. Эргашев), «Ёлғиз ёдгорим» (С.Назармуҳамедов), «Тилсимой — ғаройиб қизалоқ» (М.Боймуҳамедов). В этих фильмах по новому подходят к решению проблем современности. В настоящее время повышается социальная значимость кинопроизведений, в них преобладают произведения местных писателей. Заново переработаны фольклорные, исторические, современные и философские темы, они теперь звучат по-новому. «Аёллар салтанати» (Ю.Розиков), «Чаёнгул» (С. Назармухамедов), «Паримомо» (М.Ражабов), «Она» (3. Мусоков) и другие считаются самыми лучшими фильмами настоящего времени.
Наби Ганиев считается основателем узбекского кино, его фильмы получили мировую известность, творчество народного артиста Комила Ярматова стало яркой страницей в истории узбекского кино. Режиссеры Ю. Агзамов, Ш. Аббасов, Л. Файзиев, 3. Собитов, Р.Ботиров, А. Хамраев, А. Кобулов, К. Камалова, 3. Мусаков, И.Эргашев, Х. Файзиев и кинооператоры Х. Файзиев, А.Панн, М.Краснянский, А. Мукаррамов, М. Пенсон, Д.Фатхуллин, А.Исмоилов, Л. Травицкий, Д. Абдуллаев и другие внесли свой огромный вклад в развитие национального кино, благодаря их труду узбекское кино стало подлинно национальным. Они также они разработали образную систему национальной кинематографии. Операторы при съемке применяют новейшую технику и технологии, умело оперируют светом и цветом, передают пластику, динамику, ритм, план и стили кадров, изучают зарубежный опыт и применяют его в своей работе.
Заслуживают внимания кинопроизведения, авторами которых являются молодые режиссеры и операторы. Недавно многие кинопроизведения в основном были посвящены бытовым проблемам, однако в данное время наблюдается тенденция перехода к социально-духовным темам. Отсюда вывод, что мы в будущем вправе ожидать художественно полноценные произведения, с глубоким содержанием, воспевающие нашу родину.
Словом, сегодня узбекское искусство кино развивается быстрыми темпами, на основе зарубежного опыта обогащаясь формой и содержанием, набирает положительный опыт, всесторонне пользуется современной техникой и технологиями и вышло на новый этап развития. Создаются художественно и идейно целостные произведения, повсеместно решаются проблемы, связанные с созданием художественного образа. Учитывая быстрое развитие узбекского киноискусства, все большую актуальность приобретает теоретическое изучение искусствоведческой наукой кинооператорского искусства.
Литература:
- Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. Т.: Маънавият, 2008.
- Тешабаев Д. История узбекского кино. М-1968.
- Абул-Касымова Х. История и теория кинотелерадио.Т-2008.