Современный этап развития системы образования определяет новые требования к рaботе дошкольных образовательных организаций. Нововведения коснулись и системы управления в дошкольных образовательных организациях, которые в свою очередь требуют повышения системы контроля для достижения наиболее эффективных результатов управленческой деятельности.
Любая управленческая деятельность включает в себя ряд определенных последовательных, взаимосвязанных между собой функций. Как отмечал В. С. Лазарева, функция управления — это взаимосвязь между управляющей системой и управляемым объектом, где управляющая система обеспечивает выполнение ряда определенных действий для достижения целенаправленности и конкретизации управляемых процессов.
С точки зрения Ю. А. Конаржевского контрольная функция — это определенный вид управленческой деятельности, который направлен на сбор, обработку и систематизацию информации о развитие педагогического процесса.
Управленческие действия различаются по своему содержанию и своими результатами. Отсюда различаются и функции управления. Тaкие aвторы как М. М. Поташник, Т. И. Шамова, И. П. Третьяков, К. Ю. Бабанский выделяют контроль кaк важнейшую функцию управления, способствующую установлению функционирования и развитию системы образовaтельного процесса нормативно-данным требованиям и переводу системы в более качественное состояние [8].
По мнению Ю. А. Конаржевского контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности руководителя. Именно контроль позволяет количественно и качественно оценить, насколько эффективно достигнуты цели и результат работы организации и помогает принять меры для корректировки недостатков [3].
Т. И. Шамова, рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, отмечает, что контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения, от запланированных. Контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения [8].
Исходя из огромного количества наработанного в данной области материала, возникает потребность в его структурировании. При построении структуры, главное определиться с тем, что считать основным принципом, на основе этого выделить понятия, отношения (аксиомы, «правила игры»), которые лежат в фундаменте и являются основой (базисом) для построения теории.
Контроль может осуществляться в разных формах. Самая распространенная — это административный контроль, осуществляемый членами административно-управленческого аппарата. Он проводится по плану, утвержденному руководителем в начале учебного года. Очень важно создать единую систему контроля всех направлений работы ДОУ. Эффективность зависит от четкого распределения обязанностей между всеми членами административно-управленческого аппарата единых подходов и полной согласованности действий в руководстве ДОУ. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением.
Созданная в детском саду контрольно-экспертная группа организует работу таким образом, чтобы оказать эффективную помощь педагогам в получении конкретных сведений об изучаемом объекте или явлении. В состав этой группы входят: заведующий — председатель (анализ информации); старшая медсестра (здоровье и физическое развитие детей, соблюдение нормативных документов по охране и укреплению здоровья детей СанПиН и др.); заместитель заведующего по хозяйственной части (материально-техническое обеспечение); старший воспитатель (здоровье, физическое и психическое развитие детей, организация образовательного процесса); педагог-психолог (психическое развитие детей, микроклимат в коллективе); учитель — логопед (коррекционно-развивающая работа).
Основные причины создания контрольно-экспертной группы:
− многоплановость направлений в работе ДОУ;
− учет специфики работы каждого специалиста;
− сложность и динамичность образовательной среды ДОУ;
− предупреждение возникновения кризисных ситуаций посредством обнаружения ошибочных действий;
− сопоставление фактических результатов и плановых показателей.
Владение технологиями анализа и самоанализа педагогической деятельности позволяет объективно оценивать образовательный процесс, обеспечить каждому ребенку его индивидуальный образовательный маршрут на основе учета его возможностей. На основе анализа деятельности детского сада за прошедший год работы, составляется годовой план. Определив основные направления развития учреждения, руководитель вместе с членами группы разрабатывает систему контроля, в которой каждому специалисту отводятся определенные задачи.
Т. И. Шамова считает, что система — это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов [2]. Построить систему внутреннего контроля — значит:
− определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовать эта система;
− отобрать содержание в соответствии с представленными задачами;
− выбрать формы, методы его проведения;
− определить группу инспектирующих участников, которые будут осуществлять контроль, и их взаимодействие;
− распределить полномочия и ответственность каждого.
Качество и эффективность контроля зависит не только от правильной постановки целей, отбора содержания, но и от того, какие эффективные и оптимально сочетаемые методы, средства, процедуры, формы избрал руководитель.
В управленческой деятельности в нашем ДОУ активно используются следующие методы контроля: наблюдение с последующим анализом результатов, беседа, анкетирование, соблюдение хронометража, изучение документации и т. д.
Под руководством заведующего контрольно-экспертная группа регулярно, систематически в соответствии с поставленными задачами проводит следующие виды контроля:
− тематический контроль проводится с целью всестороннего изучения уровня работы по определенной узкой теме;
− фронтальный контроль проводится с целью изучения состояния воспитательно-образовательной, оздоровительной работы по всем видам деятельности в одной группе.
− предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ с помощью определённых средств, правил и процедур. Применяется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, отбор квалификационного персонала), финансовым (составление бюджета, смет) и материально-техническим ресурсам (выработка стандартов уровней качества, проведение проверок);
− текущий контроль — непосредственный контроль за состоянием и качеством образовательной деятельности ДОУ. Данный вид контроля базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы;
− заключительный контроль дает информацию, необходимую для анализа и последующего планирования. Данный вид контроля способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность [2].
Для полноценной и эффективной организации системы контроля в ДОУ разработан комплект инструментария оценки работы, как педагогического и обслуживающего персонала, так и условий, созданных для всестороннего развития детей.
Особенностью системы контроля можно считать комплексный подход по всем направлениям работы дошкольной образовательной организации. Продуманная система контроля позволяет достигать высоких результатов и будет условием эффективного управления образовательной организацией.
Литература:
- Белая К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. – М.: ТС Сфера, 2003.
- Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении/ Автор составитель О. А. Скоролупова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2006 г.
- Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М., 2000.
- Лазарев В. С. Управление школой: теоретические основы и методы — М.: ЦСиЭИ, 1997.
5. Закон РФ «Об образовании», ст. 28; Приказ Министерства Образования России от 25.10.99 № 473 «Об упорядочении инспекционно-контрольной деятельности в системе образования».
- Н. С. Голицына Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006 г.
7. Управление образовательными системами. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. 4-е изд., стер. — М.: 2007. — 384 с.
- Яковлева Г. В., Лавров Г. Н. Контроль коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении. — М.: Национальный книжный центр. 2013 г.