Трудолюбие — это черта характера, заключающаяся в положительном отношении к труду. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.
Удовлетворенность результатами своей деятельности ребенок демонстрирует взрослым довольно рано. Заявляя «я сам!», ребенок испытывает предел своих возможностей, свои притязания, что должно приносить радость, вселять уверенность.
За внешней легкостью, изящностью всегда стоит титанический труд, и нужно постараться сделать так, чтобы систематический и упорный труд не отталкивал ребенка. Русский художник Федотов говорил: «Ты сделай сто раз, тогда будет легко» — в ответ на чью-то фразу, что так нарисовать, мол, всякий сумеет.
Трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда.
Для детей самым главным трудом становится игра. В игре память, внимание, мышление, речь ребенка обретают произвольность; в игре ребенок овладевает в игрушечном варианте моделью мира и выстраивает свою модель. Он что-то создает, творит сам. Наблюдая за близкими, формирует установку на труд как таковой, усваивает, что является «женским», «мужским» трудом. У него складываются привычки: сначала это какое-то действие, поступок, а потом повторяющаяся серия действий, поступков приводит к автоматизму, то есть привычке. Как складывать одежду? Куда складывать? Как убирать игрушки?
Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример — оптимальные условия воспитания трудолюбия.
Перед нами, воспитателями, стоят следующие задачи:
‒ Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость.
‒ Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.
‒ Рассказывать о разных профессиях людей.
‒ Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
‒ Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения. Учить детей доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
‒ Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
‒ Учить оценивать результат своей работы.
‒ Стимулировать желание детей принимать участие в трудовой деятельности.
Был разработан план по воспитанию трудолюбия в старшей группе (Таблица 1).
Таблица 1
План по воспитанию трудолюбия встаршей группе
Месяц, неделя |
Тема |
Цели |
Билингвальный компонент |
Сентябрь 1 неделя |
Выполнение процессов самообслуживания «Порядок в шкафу» |
Образовательные: Формировать привычку к порядку, умениетрудиться индивидуально. Развивающие: Развивать самостоятельность. Воспитательные: Воспитывать аккуратность. |
Тәртіп — порядок, киім — одежда. |
2 неделя |
Хозяйственно-бытовойтруд «Дежурство по столовой» |
Образовательные: Учить ребенка выполнять обязанности дежурного,планироватьсвою деятельность в паре. Развивающие: Развивать положительное отношение к труду. Воспитательные: Воспитывать аккуратность. |
Ыдыс аяқ — посуда, қасық — ложка, шанышқы — вилка. |
3 неделя |
Ознакомление с трудом взрослых «Ктотрудится в детском саду» |
Образовательные: Учить различать профессии взрослых по существенным признакам Развивающие: Развивать умение ориентироваться в ближайшем окружении. Воспитательные:Воспитывать чувство уважения к труду взрослых, которые заботятся о детях. |
Балабақша — детский сад, топ — группа, тәрбиеші — воспитатель. |
4 неделя |
Труд в природе «Дежурство в уголке природы» |
Образовательные: Совершенствовать умения самостоятельно поливать растения, рыхлить почву, протирать листочки. Развивающие: Развивать навыки мытья крупных и мелких листьев комнатных растений. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к растениям. |
Еңбек — труд, жапырақ — лист, өсімдік — растение. |
Октябрь 1 неделя |
Коллективный труд «Салат из овощей» |
Образовательные: Обобщить знания об овощах. Закрепить умение правильно пользоваться ножом. Развивающие: Развивать интерес к приготовлению пищи. Развивать внимание, речь. Воспитательные: Воспитывать аккуратность, гигиенические навыки во время приготовления пищи. |
Су — вода, тазалық — чистота, овощи — көкөністер, қияр — огурец, морковь — сәбіз, капуста — қырыққабат, помидор — помидор. |
2 неделя |
Хозяйственно-бытовойтруд «Наведем порядок в группе» |
Образовательные: Совершенствовать умения самостоятельно наводить порядок в групповой комнате. Развивающие: Развивать наблюдательность. Воспитательные: Воспитывать трудолюбие. |
Топ — группа, ойыншық — игрушка. |
3 неделя |
Хозяйственно-бытовойтруд «Дежурство по занятиям» |
Образовательные:Учить самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия приготовленные воспитателем для занятия; убирать их после занятия на место. Развивающие: Развивать чувство ответственности. Воспитательные: Воспитывать аккуратность. |
Қағаз — бумага, қарындаш — карандаш. |
4 неделя |
Ознакомление с трудом взрослых Сюжетно-ролевая игра«Парикмахерская» |
Образовательные: Формировать представление о труде взрослых. Развивающие: Развивать речь. Воспитательные:Воспитыватьположительное отношение к труду парикмахера. |
Мамандық — профессия, шаштаразшы — парикмахер, шаш — волосы, шаш алдыру — подстригаться. |
Ноябрь 1 неделя |
Выполнение процессов самообслуживания «Культура поведения во время приема пищи» |
Образовательные: Закреплять навыки культурного поведения за столом. Развивающие: Развивать навыки пользования столовыми приборами. Воспитательные: Воспитывать аккуратность. |
Қасық — ложка, шанышқы — вилка. |
2 неделя |
Хозяйственно-бытовойтруд «Стирка кукольного белья» |
Образовательные: Формировать положительное отношение к труду, умениеработать в коллективе. Развивающие: Развивать навыки работы с водой. Воспитательные: Воспитывать опрятность. |
Ойыншық — игрушки, достар — друзья, су — вода. |
3 неделя |
Труд в природе, ручнойтруд «Ах, какая осень!» |
Образовательные: Закреплять умение выполнять поделки из природного материала. Развивающие: Развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: Воспитывать стремление дополнять поделку, добиваясь выразительности. |
Күз — осень, жапырақ — лист. |
4 неделя |
Ознакомление с трудом взрослых Сюжетно-ролевая игра«Почта» |
Образовательные: Закреплять знаниядетейо различных профессиях, формировать положительное отношение к труду. Развивающие: Развивать речь. Воспитательные: Воспитывать уважение к людям труда. |
Хат — письмо, почтальон — почтальон, посылка — посылка. |
Декабрь 1 неделя |
Труд в природе «Уход за комнатными растениями» |
Образовательные:Закрепить названия комнатных растений. представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; закреплять знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле. Развивающие: Развивать эстетический вкус, интерес к комнатным растениям. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к растениям и уходу за ними. |
Жапырақ — лист, гүл — цветок, өсімдік — растение. |
2 неделя |
Ручнойтруд «Мастерская Деда Мороза» |
Образовательные: Формировать у детейинтерес к продуктивным видам деятельности, приобщатьдетейи родителей к творчеству. Развивающие:Развивать у детейчувства радости и удовлетворения от результатов своеготруда. Воспитательные: Воспитывать аккуратность. |
Желімдеу — приклеивать, қағаз — бумага. Жана жыл — Новый год, шырша — елка. |
3 неделя |
Хозяйственно-бытовойтруд «Мытье строительного материала» |
Образовательные: Учить мыть, просушивать и укладывать строительные материалы, приучатьдетей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке. Развивающие: Развивать навыки личной гигиены. Воспитательные: Воспитывать аккуратность. |
Ойыншық — игрушки, достар — друзья, су — вода. |
4 неделя |
Хозяйственно-бытовойтруд Ждем в гости Деда Мороза» |
Образовательные:Формировать умение видеть необходимость работы и действовать под влиянием общественных мотивов. Развивающие: Развивать умение справедливо оценивать результаты труда. Воспитательные: Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. |
Ойыншық — игрушки, достар — друзья. |
Январь 1 неделя |
Ручнойтруд «Книжкина больница» |
Образовательные: Учить бережному отношению к результатам своеготруда. Развивающие: Развивать мелкую моторику рук. Воспитательные:Воспитывать бережное отношение к книгам. |
Кітап — книга |
2 неделя |
Труд в природе «Кормим зимующих птиц» |
Образовательные: Формировать умение принимать и ставитьтрудовую задачу, представлять результат ее выполнения, самостоятельно выполнятьтрудовой процесс. Развивающие: Развивать наблюдательность, память, связную речь. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботится о них в зимний период. |
Қыс — зима, күс — птица, жемдеу — кормить. |
3 неделя |
Ознакомление с трудом взрослых Сюжетно-ролевая игра«Мы — поварята» |
Образовательные: Закреплять знаниядетейо различных профессиях, формировать положительное отношение к труду. Развивающие: Развивать наблюдательность, память, связную речь. Воспитательные: Воспитывать уважение к труду людей разных профессий. |
Аспаз — повар, тамақ — еда, жеу — принимать пищу. |
4 неделя |
Хозяйственно-бытовойтруд «Поможем Золушке» |
Образовательные: Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в группе. Закрепить умение мыть и протирать игрушки. Развивающие: Развивать внимание, умение работать в коллективе. Воспитательные: Воспитывать аккуратность. |
Ойыншық — игрушки, достар — друзья, су — вода. |
Февраль 1 неделя |
Ознакомление с трудом взрослых «Город Мастеров» |
Образовательные: Закрепить представления детей о разных профессиях, показать значимость каждой из них. Развивающие: Расширять словарный запас детей, внимание, восприятие, образную память. Воспитательные: Воспитывать приветливость, формировать навыки общения, речевой и поведенческий этикет. |
Мамандық — профессия, врач — дәрігер, медсестра — медбибі, продавец — сатушы. |
2 неделя |
Хозяйственно-бытовойтруд «Игрушки любят чистоту» |
Образовательные: Формировать положительное отношение к труду. Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности. Развивающие: Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитательные: Воспитывать аккуратность. |
Ойыншық — игрушки, достар — друзья, су — вода. |
3 неделя |
Выполнение процессов самообслуживания «Да здравствует мыло душистое!» |
Образовательные: Закрепить и обогатить знаниядетейо личной гигиене и о необходимости выполнения правил личной гигиены. Развивающие: Развивать речь, внимание, интерес. Воспитательные: Воспитывать аккуратность. |
Су — вода, тазалық — чистота, қол жуу — мыть руки, бет жуу — мыть лицо, сабын — мыло. |
4 неделя |
Хозяйственно-бытовойтруд «В гостях у Федоры» |
Образовательные: Формировать умение принимать и ставитьтрудовую задачу, представлять результат ее выполнения, самостоятельно выполнятьтрудовой процесс. Развивающие: Расширять словарный запас детей, внимание, восприятие, образную память. Воспитательные: Воспитывать приветливость, формировать навыки общения. |
Ыдыс аяқ — посуда, қасық — ложка, шанышқы — вилка. |
Март 1 неделя |
Ознакомление с трудом взрослых «Профессии наших мам» |
Образовательные: Закреплять знаниядетейо различных профессиях, формировать положительное отношение к труду. Развивающие: Развивать внимание, мышление, память. Воспитательные: Воспитывать уважение к труду людей разных профессий. |
Воспитатель — тәрбиеші, врач — дәрігер, медсестра — медбибі, продавец — сатушы. |
2 неделя |
Труд в природе «Путешествие в страну цветов» |
Образовательные: Закрепление представлений о комнатныхрастениях; растение сажают в горшок с землей и дренажем; закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых. Закрепление умения ухаживать за комнатнымирастениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости; показать детям алгоритм посадки комнатного растения. Развивающие: Развивать внимание, мышление, память. Воспитательные: Воспитывать приветливость, формировать навыки общения. |
Жапырақ — лист, гүл — цветок, өсімдік — растение. |
3 неделя |
Коллективный труд «Украсим стол к празднику» \канапе из фруктов\ |
Образовательные: Обобщить знания детей о фруктах. Обогащать речь детей словами, обозначающими качества и свойства предметов (величину, цвет, форму). Развивающие: Развивать воображение, активный словарь детей. Воспитательные: Воспитывать аккуратность. |
Жемістер — фрукты, бақша — сад, алма — яблоко, алмұрт — груша. |
4 неделя |
Выполнение процессов самообслуживания «Чтоб кусался зубок» |
Образовательные: Закреплять знаниядетейо различных профессиях, формировать положительное отношение к труду. Развивающие: Развивать внимание, мышление, память. Воспитательные:Воспитыватьпривычку следить за чистотой своих зубов, совершенствовать навык чистки зубов без напоминания взрослых. |
Врач — дәрігер, тіс — зуб, тіс емдеу кабинеті — зубоврачебный кабинет. |
Апрель 1 неделя |
Ознакомление с трудом взрослых «Почет и уважение труду!» |
Образовательные: Формировать обобщенное представление о труде портного на основе обобщения трудовых процессов и выделение их направленности на результат. Развивающие: Развивать речь, внимание, интерес. Воспитательные: Воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом вещи необходимые человеку для жизни. |
Мамандық — профессия, киім — одежда, киім тігуші — портной. |
2 неделя |
Ознакомление с трудом взрослых «Кто такие космонавты?» |
Образовательные: Развивать социальные навыки детей. Дать детям представление о космосе, о нашей планете: имеет форму шара. Познакомить с профессией — космонавт: для чего она нужна. Рассказать о первом космонавте, полетевшим в космос, о космонавтах нашего Казахстана. Развивающие: Развивать познавательный интерес, наблюдательность. Воспитательные: Воспитывать интерес к истории нашего государства, желание стать смелыми и сильными. |
Ғарышкер — космонавт, аспан — небо, жұлдыз — звезда, ғарыш — космос. |
3 неделя |
Выполнение процессов самообслуживания «Быть аккуратным, чистым и опрятным» |
Образовательные: Учить замечать и самостоятельно устранять неполадки в своем внешнем виде. Развивающие: Развивать самостоятельность, самоконтроль. Воспитательные: Воспитывать аккуратность. |
Тәртіп — порядок, киім — одежда. |
4 неделя |
Хозяйственно-бытовойтруд «Мы любим помогать!» |
Образовательные: Учить детей самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия. Закреплять умение распределять коллективную работу. Развивающие: Развивать инициативность, самостоятельность, самоконтроль. Воспитательные: Воспитывать аккуратность, ответственность за порученное дело. |
Ойыншық — игрушки, достар — друзья, су — вода |
Май 1 неделя |
Ознакомление с трудом взрослых «Есть такая профессия Родину защищать» |
Образовательные: Формировать у детейинтерес к различным военнымпрофессиям. Развивающие: Развивать умения детей слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Воспитательные: Воспитыватьуважение к защитникам Родины. |
Ардагер — ветеран, қорғаушы — защитник, гүлдер — цветы. |
2 неделя |
Труд в природе «Весенняя уборка на участке детского сада» |
Образовательные: Учить готовить землю для посадки семян,воспитыватьжелание помогать взрослым, развиватьтрудолюбие. Развивающие: Развивать познавательный интерес, наблюдательность. Воспитательные: Воспитывать желание трудиться. |
Жер — земля, тұқым — семена. |
3 неделя |
Труд в природе «Маленькие помощники» |
Образовательные: Формировать положительное отношение у труду, умениеработать в коллективе. Развивающие: Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитательные: Воспитывать аккуратность, желание трудиться. |
Ойыншық — игрушки, достар — друзья, су — вода. |
4 неделя |
Труд в природе «Посадим цветы на клумбе» |
Образовательные: Формировать положительное отношение у труду, умениеработать в коллективе. Развивающие: Развивать познавательный интерес, наблюдательность. Воспитательные:Воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполненииработы. |
Гүл — цветок, тұқым — семена, жер — земля, шөп — трава. |
В процессе работы, благодаря этому плану, у детей сформируется уважение к трудящемуся человеку, появится интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Дети приобретут навыки труда, полезные привычки в самообслуживании. Речь детей активизируется новыми словами и выражениями, а в детском коллективе они закрепят дружеские взаимоотношения.
Литература:
- Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле. — М.: Просвещение, 1987.
- Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду — М.: Просвещение, 1987.
- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.
- Парамонова А. А. Детское творческое конструирование. — М.: Карапуз, 1999.
- Тарловская Н. В., Топоркова А. А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. — М.: ВЛАДОС, 1994.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) «Біз мектепке барамыз» — Астана, 2009.